Должностные и хозяйственные преступления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 10:46, контрольная работа

Описание работы

На протяжении всей своей жизни человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ……………………………………4
1.1 Содержание должностных преступлений……………………………..4
1.2 Особенности должностных преступлений…………………………….6
2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………………………………10
2.1 Понятие и система хозяйственного правонарушения……………….10
2.2 Особенности хозяйственных преступлений…………………………..11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….17

Файлы: 1 файл

правоведение мое.doc

— 86.00 Кб (Скачать файл)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

 

Альметьевский государственный  нефтяной институт

 

 

Кафедра гуманитарного образования и социологии

 

 

 

Контрольная работа

по курсу «Правоведение»

на тему: «Должностные и хозяйственные преступления».

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил:

Студент группы 6981

Журавлева И.Н

Проверил:  ст. преподаватель

Чукашова Т.А.

 

 

 

 

Альметьевск, 2013

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3

1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ……………………………………4

1.1 Содержание должностных  преступлений……………………………..4

1.2 Особенности должностных преступлений…………………………….6

2. ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ…………………………………10

2.1 Понятие и система хозяйственного правонарушения……………….10

2.2 Особенности хозяйственных  преступлений…………………………..11

ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..16

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………….17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

На протяжении всей своей жизни  человек очень часто оказывается перед моральным выбором: делать или не делать. Как он поступит во многом зависит от уровня его сознания, социального развития, уважения к собственной личности, обществу и государству в целом. Выбор человеком определенного поведения – это, как правило, результат воздействия на личность всего комплекса воспитательных мер, влияния общества.

Правила, регулирующие поведение  людей, действия социальных групп, коллективов, организаций, в своей совокупности составляют социальные нормы.

Целостная, динамическая система социальных норм является необходимым условием жизни общества, средством общественного управления, организации и функционирования государства, обеспечения согласованного взаимодействия людей, прав человека. Человек, в своем поведении может либо придерживаться этих норм, либо отступать от них.

От четкости функционирования государственной службы, честности и ответственности ее работников во многом зависит решение крупномасштабных задач, стоящих перед обществом и государством. Между тем, некоторые работники этих органов и служб поражены коррупцией, взяточничеством и другими негативными явлениями, которые нарушают их нормальную деятельность, подрывают их авторитет в глазах общества.

Должностная преступность появилась не в наши дни. Распространенность и общественная опасность этого  явления возрастала в периоды  крупных социальных потрясений. Современная Россия - не исключение.

В данной работе рассматриваются  различные виды должностных и хозяйственных преступлений, а так же предполагается показать важность борьбы с должностными преступлениями. Уделяется внимание необходимым мерам по искоренению должностных преступлений, в любых его проявлениях.

 

 

 

1. ДОЛЖНОСТНЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ

1.1 Содержание должностных  преступлений.

 

Должностные преступления в УК 1996г. содержатся в главе 30 «Преступления  против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В соответствии с действующим ныне законодательством данную группу преступлений отличает то, что совершаются они специальные субъектами (должностными лицами) с использованием служебных полномочий. Родовой объект данных преступлений в обобщенном виде можно определить как совокупность общественных отношений, обеспечивающих нормальную и законную деятельность органов власти. По существу об этом же говорилось и в УК 1960г. Эти преступления посягают на функционирование и престиж органов государственной службы, на интересы государственной службы и ее деятельность. Под интересами государственной службы понимается объем обязанностей лица, вытекающий из соответствующих нормативных актов и трудовых договоров с государственными органами, органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями, деятельность которых не противоречит закону.

Дополнительным объектом в некоторых преступлениях являются общественные отношения, которые могут  не находиться в плоскости родового объекта (собственность, интересы личности). Обязательным признаком отдельных преступлений является их предмет: взятка, документы.

Сущность рассматриваемых  преступлений заключается в совершении должностным лицом, вопреки интересам службы, противоправных действий (бездействия) с использованием своего служебного положения, причиняющих существенный вред государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и интересам граждан.

Способы совершения должностных  преступлений многообразны. Преступления могут совершаться путем активных заведомо противоправных действий, нарушающих обязательные для исполнения правила, инструкции, положения, используются различные способы. К ним можно отнести следующие:

- внесение заведомо неправильных записей в официальные документы;

- издание незаконных  приказов и распоряжений;

- сокрытие незаконной  деятельности других лиц путем  самоуправных действий;

- временное заимствование  и использование государственных  или общественных средств на личные нужды;

- расходование денежных  средств не по назначению;

- выдача бестоварных  накладных; 

- подчистка, травление  и иные изменения текста документов;

- незаконное применение  оружия представителем власти;

- нанесение побоев  подчиненным по службе.

 При бездействии  должностные преступления выражаются  главным образом в преступно-небрежном  отношении к вверенному имуществу,  к исполнению служебных обязанностей  и выполнению должностных инструкций, в халатном отношении к приему  и отпуску товарно-материальных ценностей, в бесконтрольности и т.п. В результате неправомерных действий (бездействия) должностного лица по службе наступают материальные последствия, остаются следы, отражающиеся в письменных документах, накладных, счетах на оплату, приказах о выплате незаконных премий и т.д. Выявление этих следов помогает составить правильное представление о характере допущенных нарушений, установить время, место и способ совершения преступления, выявить свидетелей, которые могут сообщить важные сведения по делу.

Иногда мотивами преступлений чаще всего выступают корысть  и иная личная заинтересованность, зависть, месть, желание создать  видимость хорошо поставленной работы, ложно понятая "служебная необходимость" и т.д.

Всякого рода злоупотребления - это результат многих обстоятельств, между которыми имеется тесная связь. Типичными обстоятельствами, способствующими совершению должностных преступлений, являются:  нарушение принципов подбора и расстановки кадров; недостатки в организационно-хозяйственной деятельности предприятий, учреждений, организаций (бесхозяйственность), нарушение дисциплины, ненадлежащий учет и неудовлетворительные условия хранения и транспортировки товарно-материальных ценностей, отсутствие контроля за деятельностью должностных лиц со стороны вышестоящих организаций и контрольно-ревизионных учреждений; недостатки в деятельности правоохранительных органов.

Важным элементом должностных  преступлений является совокупность данных об их типичных связях с другими  преступлениями. Невыполнение должностным лицом возложенных на него служебных обязанностей нередко создает благоприятную почву для совершения иных преступлений: хищения государственного и коллективного имущества, спекуляции, приписок, выпуска недоброкачественной продукции, коррумпированных действий государственных служащих. На связь должностных преступлений с хищениями могут указывать: неоговоренные исправления в приемо-сдаточных материалах; актах на уничтожение пришедшей в негодность и морально устаревшей продукции; подлоги в документах; пересортица; бестоварные операции с имуществом; большое количество пришедших в негодность товаров; несвоевременное представление отчетов о движении товарно-материальных ценностей и ненадлежащее их оформление; нарушение технологических условий при выработке изделий; факты обращения виновным в свою пользу государственного или коллективного имущества.

 

1.2 Особенности должностных преступлений.

 Первая особенность  должностных преступлений - специфичность  субъекта преступлений. "Служебное  положение" - вот предпосылка должностных преступлений. В обычном понимании, служебное положение - это "ответственность за определенный круг дел в работе". В уголовном праве смысл выражения "служебное положение" отличается от обычного понимания и смысла, вкладываемого в него административным правом, а именно: должностное лицо действует на основании закона или по поручению, занимается государственными делами и получает юридический статус, с тем, чтобы исполнять общественные обязанности. Должностное лицо занимает определенное служебное положение, а значит, обретает определенную управленческую общественную компетенцию, которую ему на законных основаниях передают государственные органы, государственные и негосударственные предприятия и организации, а также общественные организации. Поэтому должностные преступления входят в разряд преступлений общественного положения. В число государственных служащих входят сотрудники государственных компаний, предприятий, производственных организаций, общественных групп, занимающиеся общественными делами, сотрудники вышеперечисленных органов и предприятий, направленные в негосударственные компании, предприятия, производственные организации и общественные группы и занимающиеся общественными делами, а также другие сотрудники, занимающиеся общественными делами на законном основании.

Вторая, взаимосвязь со служебным положением. В юридическом  смысле государственные служащие, получив  определенную компетенцию управления, обладают определенной властью, они  должны в соответствии с распоряжением  осуществлять власть и обязанности в рамках своих служебных полномочий. Взаимосвязь состава преступления должностных преступлений и служебного положения их субъекта проявляется в следующем. Во-первых, преступление совершается с использованием преимуществ служебного положения, т.е. должностное лицо использует свое должностное положение, связанные с ним возможности и влияние для совершения преступления. То, что называется "используя власть, стремится к наживе" и "обменивать власть на деньги". Примером таких преступлений являются: взяточничество. Во-вторых, должностное лицо в процессе исполнения служебных обязанностей злоупотребляет служебными полномочиями, извращает представление о функции управления, присущей данной должности. Примером здесь могут служить такие преступления: насильственное принуждение к даче показаний, незаконное заключение под стражу, жестокое обращение с заключенными. В-третьих, субъекты таких преступлений в процессе своей работы не исполняют или неточно исполняют свои должностные обязанности, что приводит к значительному ущербу общественному имуществу и интересам общества и государства. Субъекты этого вида должностных преступлений хотя и не используют свое служебное положение, но в итоге преступление имеет внутреннюю связь с должностными обязанностями человека, например, преступная халатность при исполнении служебных обязанностей и др.

Третья, специфичность  объекта. Объект должностного преступления по идее должен от имени государства  точно исполнять функцию управления государством, обществом и общественными  делами, должен соблюдать принципы работы государственных органов и служебную дисциплину, строго исполнять свои обязанности. Поэтому, когда субъект должностного преступления злоупотребляет служебными полномочиями, допускает преступную халатность, или совершает взяточничество, пользуясь властью, стремится к наживе, он неизбежно наносит урон деятельности государственных органов в какой-либо сфере или урон репутации государственных органов как справедливых и неподкупных, наносит удар по одной из функций государства. Поэтому, объект, который поражают должностные преступления, - это нормальная работа государственных органов и их справедливая и неподкупная репутация.

Четвертая, наличие среди  форм преступления действия и бездействия. По форме преступления должностное преступление может быть действием и бездействием.  Действие и бездействие должностных преступлений в сравнении с действием и бездействием прочих преступлений имеют непременную связь с должностными обязанностями, а прочие преступления не имеют ее.

Действие при должностных преступлениях - это когда государственные служащие при исполнении общественных служебных обязанностей активно используют свои служебные полномочия для совершения преступления. Бездействие при должностных преступлениях - это когда государственные служащие обязаны исполнить некое действие, но ведут себя пассивно и не исполняют его, что приводит к значительному ущербу интересам народа и государства.

Специфика субъекта и объекта, взаимосвязь  со служебным положением, наличие  среди форм преступления действия и бездействия - вот неотъемлемые особенности должностных преступлений. При их отсутствии нет состава должностного преступления.

В настоящее время, в России, в  период построения цивилизованной экономики  и становления демократического правового государства важная роль принадлежит органам государственной власти и исполнения, а также органам местного самоуправления. В связи с чем, особенно опасны и недопустимы преступные проявления среди самих работников органов власти и управления.

Говоря о должностных преступлениях, довольно часто используется термин коррупция. Профессор С.В.Максимов определяет коррупцию как использование государственными, муниципальными или иными публичными служащими (в том числе депутатами и судьями), либо служащими коммерческих или иных организаций (в том числе международных) своего статуса для незаконного получения имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера), либо предоставление названным лицом такого имущества, прав на него, услуг или льгот (в том числе неимущественного характера).

Информация о работе Должностные и хозяйственные преступления