Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 16:13, курсовая работа
Основными функциями судов общей юрисдикции являются: разрешение по существу гражданских, административных, уголовных, а также иных дел и вопросов, отнесённых к их ведению отраслевым законодательством: пересмотр решений нижестоящих судов; разрешение вопросов, связанных с исполнением судебных решений. Конкретный объем полномочий того или иного суда определяется его местом в системе этой ветви судебной власти.
Федеральные суды общей юрисдикции.
Районный суд-основное звено судебной системы.
Полномочия районного суда.
Состав районного суда.
Организация работы районного суда.
Содержание
Федеральные
суды общей юрисдикции.
Согласно ст. 4 Закона о судебной системе систему судов общей юрисдикции и образуют Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, а также мировые судьи. Из всех перечисленных судов в настоящее время как таковые реально не учреждены только специализированные суды, хотя законопроектная работа в этом направлении (в частности, по созданию административных, ювенальных (по делам несовершеннолетних), земельных, трудовых судов) ведется достаточно давно.
Все суды общей юрисдикции независимо от их уровня, за исключением мировых судей, относятся к категории федеральных судов; мировые судьи являются судьями субъектов РФ.
Основными
функциями судов общей юрисдикции являются:
разрешение по существу гражданских, административных,
уголовных, а также иных дел и вопросов,
отнесённых к их ведению отраслевым законодательством:
пересмотр решений нижестоящих судов;
разрешение вопросов, связанных с исполнением
судебных решений. Конкретный объем полномочий
того или иного суда определяется его
местом в системе этой ветви судебной
власти.
Районный
суд-основное звено
судебной системы.
Районный суд является основным звеном системы судов общей юрисдикции, что обусловлено многочисленностью этих судов, а также отнесением к их подсудности наибольшего числа подведомственных судам гражданских и уголовных дел. ГНК и УИК, определяя родовую (предметную) подсудность гражданских и уголовных дел, устанавливают, что по общему правилу все эти дела подсудны районному суду за исключением тех дел, которые отнесены к подсудности мирового судьи, военных или вытпестояиц1Х судов.
Районный
суд создается в судебном районе,
территория которого охватывает территорию
одного района, города или иной соответствующей
им административно-
В состав районного суда
Как суд первой инстанции он рассматривает по существу основную массу гражданских и уголовных дел. Причем значительное расширение в последние годы сферы судебного контроля за соблюдением прав, свобод и законных интересов граждан и организаций прежде всего сказалось на объеме полномочий именно районного суда как основного звена системы судов общей юрисдикции.
В частности, к его ведению теперь относится рассмотрение в порядке гражданского судопроизводства дел: об оспаривании нормативных правовых актов (за исключением актов органов государственной власти РФ и субъектов РФ, подлежащих проверке вышестоящими судами); об оспаривании решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих; о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, если эти дела не отнесены к компетенции вышестоящих судов; о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар и принудительное психиатрическое освидетельствование.
Установив
в результате судебного разбирательства,
что оспариваемые заявителем нормативный
правовой акт, решение, действие (бездействие)
противоречат закону, суд принимает решение,
которым признает нормативными правовой
акт недействующим, либо обязывает орган
или должностное лицо, принявшее решение
или допустившее действие (бездействие),
устранить допущенное нарушение прав
и свобод.
Значительно расширены в последнее время полномочия районных судов и в сфере производства по уголовным делам. Помимо отнесенных к их подсудности уголовных дел о многочисленных преступлениях, за исключением тех, которые подлежат рассмотрению Мировыми судьями, военными судами и вышестоящими судами, районные суды управомочены:
1) принимать решения о применении к лицу принудительных мер медицинского характера или воспитательного воздействия; об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или домашнего ареста и о продлении срока содержания под стражей; о наложении ареста на имущество и о временном отстранении подозреваемого и обвиняемого от должности;
В качестве суда второй инстанции районный суд осуществляет пересмотр в апелляционном порядке гражданских и уголовных дел, рассмотренных мировыми судьями. Эта деятельность осуществляется судьей районного суда единолично по жалобам сторон на вынесенные мировыми судьями по этим делам решения, которые еще не вступили в законную силу.
В соответствии с гражданским процессуальным законодательством районный суд также наделен нравом рассмотрения дел по вновь открывшимся обстоятельствам в тех случаях, когда ранее вынесенное им по делу и вступившее в законную силу решение не проверялось вышестоящими судебными инстанциями или же после проверки было оставлено вышестоящим судом без изменений.
Как
и иные суды, районный суд при реализации
своих полномочии, связанных с рассмотрением
гражданских и уголовных дел, а также с
разрешением иных вопросов, отнесенных
законодательством к его ведению, вправе
направлять государственным органам,
общественным объединениям, должностным
лицам, иным юридическим и физическим
лицам обязательные для исполнения требования
и распоряжения о явке в суд, о представлении
в суд документов, материалов и информации,
об иных действиях, необходимых для обеспечения
правосудия.
Председатель районного суда организует его работу, обеспечивая соблюдение сроков и порядка рассмотрения судьями переданных им для рассмотрения материалов и дел; выполнение судьями и сотрудниками аппарата суда требований закона, подзаконных нормативных актов, правил внутреннею распорядка.
Одной из основных задач организации работы суда является распределение между судьями обязанностей по рассмотрению поступающих в суд дел и назначение председательствующих в судебных заседаниях по их рассмотрению. Действующее процессуальное законодательство, регламентируя подсудность уголовных и гражданских дел, устанавливает только правила отнесения тех или иных дел к ведению различных судов, но оно не определяет, как должны распределяться дела между судьями одного суда. В соответствии с выработанными практикой правилами существуют несколько моделей распределения поступающих в производство дел между судьями внутри районного суда:
4) персональная, при которой каждый из судей рассматривает те дела, которые ему передаются председателем или которые он сам принял к производству в связи с поступившими во время личного приема им населения заявлениями и жалобами.
Представляется, что закрепленному в ч. 1 ст. 47 Конституции принципу, гарантирующему каждому право на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено федеральным законом, в большей мере соответствуют первые три модели, поскольку они обеспечивают гражданину определенность относительно того, каким именно судьей будет рассмотрено его дело, минимизируя усмотрение при решении этого вопроса.
Отнесенные к подсудности районного суда гражданские и уголовные дела рассматриваются, как правило, судьей единолично. Однако в предусмотренных УПК случаях, когда по делам о тяжких и особо тяжких преступления обвиняемым заявлено ходатайство о рассмотрении его дела коллегией в составе трех судей, председатель формирует такую коллегию.
Председатель
осуществляет иные полномочия по организации
деятельности суда: распределяет между
судьями обязанности, непосредственно
не связанные с рассмотрением конкретных
дел; организует работу суда по приему
граждан и рассмотрению предложений, заявлений
и жалоб; руководит изучением и обобщением
судебной практики и ведением судебной
статистики; руководит работой аппарата
суда; организует работу по повышению
квалификации судей и работников аппарата
суда.
В
случае временного отсутствия (болезнь,
отпуск и т.д.) председателя районного
суда осуществление его полномочий поручается
заместителю председателя суда либо одному
из судей данного суда.
Организация работы
районного суда.