Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2012 в 16:07, курсовая работа
Целью данной работы является исследование понятия и сущности субъектов гражданских правоотношений.
В ходе работы предполагается решить следующие задачи:
- рассмотреть признаки, характеризующие граждан как физических лиц;
- дать характеристику правоспособности граждан;
- изучить характерные принципы дееспособных граждан;
- рассмотреть юридических лиц как субъектов гражданских правоотношений.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава I. Физические лица как субъекты гражданских правоотношений……...5
§ 1. Признаки, индивидуализирующие граждан (физических
лиц)………………………………………………………………...5
§2. Правоспособность физических лиц……………………………...9
§3. Понятие и разновидности дееспособности физических лиц….16
§ 4.Ограничение дееспособности и признание гражданина
недееспособным………………………………………………...24
Глава II. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений…28
§1. Понятие и признаки юридического лица……………………...28
§ 2. Правоспособность и дееспособность юридических лиц…….33
§ 3. Классификация юридических лиц…………………………….36
§ 4. Образование, реорганизация и ликвидация юридического
лица……………………………………………………………...43
Заключение……………………………………………………………………….49
Список использованных источников и литературы…………………………...51
В случаях, установленных законом, проводится реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда. При реорганизации (слияние, присоединение, разделение, преобразование) имеет место правопреемство, т.е. переход прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица к вновь создаваемым субъектам.
Ликвидацией юридического лица называется процесс, в конечном результате которого юридическое лицо перестает существовать как участник гражданских правоотношений. Ликвидация юридического лица возможна по двум основаниям - либо по решению его учредителей, либо по решению суда в случае нарушения законодательства РФ. В обоих случаях ликвидацию проводит назначенная ликвидационная комиссия или же единственный ликвидатор, к которым переходят функции исполнительного органа юридического лица. В процессе ликвидации юридическое лицо должно произвести расчеты со своими кредиторами, пройти ликвидационные проверки в налоговом органе и внебюджетных фондах, закрыть счета в банках, уничтожить печати и штампы, сдать документацию, подлежащую обязательному хранению, в архивные органы, аннулировать коды Госкомстата и как завершение ликвидации получить свидетельство об исключении из реестра юридических лиц, выдаваемое в регистрирующем органе. [43]
В соответствии со ст. 21 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц» от 08.08.2001 г. № 129-ФЗ для регистрации ликвидация юридического лица в регистрирующий орган представляются следующее документы:
заявление о государственной регистрации, составленное в соответствии с общими условиями. В нем подтверждаются следующее 1) соблюдение порядка, установленного федеральным законом, ликвидации юридического лица; 2) завершение расчетов с кредиторам; 3) согласование вопросов ликвидации юридического лица с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в предусмотренных федеральным законом случаях;
ликвидационный баланс.
На практике сроки ликвидации варьируются от 6 месяцев до 1,5 лет, а могут занимать и гораздо больший промежуток времени. Все зависит от конкретной ситуации, складывающейся в отношении конкретного юридического лица. Так, если компания имеет или же в прошлом имела большой штат наемных работников, вела хозяйственную деятельность с большими денежными оборотами, то срок ее ликвидации заметно больше, нежели срок ликвидации малого предприятия с двумя работниками. Дело в том, что большую часть времени, которую необходимо затратить на ликвидацию юридического лица, занимают ликвидационные проверки в налоговой инспекции и внебюджетных фондах, и чем крупнее ликвидируемое юридическое лицо, тем большее время требуется вышеперечисленным органам, чтобы провести проверки.
Ликвидационная комиссия должна снять ликвидируемое предприятие с учета в налоговой инспекции, пенсионном фонде, фонде обязательного медицинского страхования, фонде социального страхования. Данные органы, в свою очередь, перед тем как снять предприятие с учета, обязаны проверить правильность начисления и уплаты таким предприятием налогов и обязательных сборов. Поэтому ликвидационная комиссия по очереди проходит проверки в указанных государственных органах, куда предоставляется бухгалтерская отчетность за последние 3 календарных года. Выходом из сложившейся ситуации может служит процедура признания ликвидируемой организации несостоятельной. В этом случае требования кредиторов, которые невозможно будет удовлетворить в процессе конкурсного производства, считаются погашенными. [44]
Процедура признания несостоятельными (банкротом) еще более трудоемкая, чем ликвидация, но позволяет закрыть неликвидных бизнес без нарушения законодательства Российской Федерации.
При принятии решения о ликвидации юридического лица, необходимо уделять должно внимание на исследование признаков его фактической деятельности. Конкретным примером может служить решение, изложенное в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.12.2002 № 6614/02. Межрайонная ИМНС РФ обратилась в Арбитражный суд Кемеровской области с иском о ликвидации ОАО «Агроснабинформ». Истец мотивировал свои требования тем, что ответчик систематически не представляет в налоговый орган бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете», имеет задолженность по налогам. Решением от 05.11.2001г. иск удовлетворен. Постановлениями апелляционной и кассационной инстанций решение оставлено без изменения. В протесте заместителя Председателя ВАС РФ предлагалось указанные судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Президиум признал, что протест подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судебные инстанции пришли к выводу, что общество не выполняет возложенные на него как на налогоплательщика обязанности: не ведет бухгалтерский учет, не составляет отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, не представляет в инспекцию документы и сведения, необходимые для исчисления и уплаты налогов. [45]
Согласно п. 2 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Исходя из этого решение суда о ликвидации юридического лица, фактически прекратившего свою деятельность нельзя признать правомерным. При указанных обстоятельствах состоявшихся по делу судебные акты подлежат отмене, дело - направлению на новое рассмотрение.
Также характерен пример, когда субъекты, не имеющие статуса юридического лица, ликвидируют в качестве последних: «ИМНС РФ по Таловскому району заявлено требование о ликвидации крестьянского фермерского хозяйства «Новинка» в связи с грубым нарушением налогового законодательства. В обоснование исковых требований истец сослался на ст. 61 ГК РФ, согласно которой юридическое лицо может быть ликвидировано в случае неоднократных или грубых нарушений закона или иных правовых актов, а также на ст. 15 ФЗ «О бухгалтерском учете», обязывающую представлять бухгалтерскую отчетность. Исследовав имеющиеся в деле документы, суд не нашел требования истца подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Деятельность крестьянского (фермерского) хо-зяйства регламентируется Законом РСФСР от 22.11.90 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Статья 32 указанного Закона определяет условия и дает исчерпывающий перечень случаев прекращения деятельности крестьянского хозяйства. Ликвидация КФХ по указанным истцом основаниям данной нормой не предусмотрена. [46]
Заключение
Cубъектами гражданских правоотношений могут быть физические лица (граждане), юридические лица и публично-правовые образования. К числу последних действующее гражданское законодательство РФ относит Российскую Федерацию, субъектов Российской Федерации и муниципальные образования.
Правосубъектность - социально-правовая возможность субъекта быть участником гражданских правоотношений. По своей сути она представляет собой право общего типа, обеспеченное государством материальными и юридическими гарантиями. Наделение субъекта правосубъектностью есть следствие существования длящейся связи субъекта и государства. Именно в силу наличия такой связи на всякое правосубъектное лицо возлагаются обязанности принципиального характера - соблюдать законы и нравственные нормы, осуществлять субъективные гражданские права в соответствии с их социальным назначением. Данные обязанности корреспондируют правосубъектности как субъективному праву общего типа.
Предпосылками и составными частями гражданской правосубъектности являются правоспособность и дееспособность субъектов. Правоспособность – это способность субъекта иметь гражданские права и обязанности. Дееспособность - способность субъекта своими действиями приобретать для себя права и создавать для себя обязанности. К тому же дееспособность охватывает и деликтоспособность субъекта - способность самостоятельно нести ответственность за совершенные гражданские правонарушения.
Юридические лица и совершеннолетние граждане обладают всеми элементами гражданской правосубъектности. Малолетние дети и совершеннолетние граждане, признанные недееспособными, являются субъектами гражданских прав, будучи только правоспособными. Так, малолетние дети могут наследовать имущество. Но практическое осуществление имущественных прав малолетнего, недееспособного требует участия дееспособных лиц - родителей, усыновителей, опекунов. Активная, самостоятельная деятельность субъектов в социально-экономической жизни возможна лишь при наличии у них всех составных элементов гражданской правосубъектности. Построение в нашей стране общества, базирующегося на рыночной экономике, объективно привело к расширению объема гражданской правосубъектности лиц, участвующих в экономическом обороте. Это означает увеличение круга юридических возможностей указанных лиц по созданию, приобретению, владению, пользованию и распоряжению материальными и духовными благами в целях организации и осуществления предпринимательской деятельности и улучшения личного потребления.
Список использованных источников и литературы
1.Источники
1.1.Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая .-СПб: Издательский Торговый Дом “Герда”, 1999.- С.467.
1.2.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья.- М.:ООО “ВИТРЭМ”, 2001.- С.34.
1.3.Федеральный Закон “Об актах гражданского состояния” от 15 ноября 1997 года.// СЗ РФ, 1997.- №47.- С.489.
1.4.Федеральный закон “О беженцах” от 28 июня 1997 года. //СЗРФ,1997.- №26.- С. 522.
1.5.Федеральный закон “О вынужденных переселенцах” от 20 декабря 1995 года. // СЗ РФ, 1995. -№52.- С.412.
1.6.Федеральный закон “О гражданстве” от 28 ноября 1991 года. // ВВС, 1992.- №6.- С.523.
1.7.Федеральный закон “О несостоятельности (банкротстве)” от 8 января 1998 года. // СЗ РФ, 1998.- №2 .- С.432.
2. Литература
2.1. Алексеев С.С. Общая теория права. М.,Т.2.- 510 с.
2.2.Ануфриева Л, Скачкова Н. Иностранные физические лица: правовое положение в России.// Российская юстиция.-1997.-№6.
2.3.Беспалов Ю. “Защита прав несовершеннолетних” // Российская юстиция.-1997.-№1.
2.4.Беспалов Ю. “Пределы прав несовершеннолетних эмансипированных граждан.//Российская юстиция. -2000.-№8.
2.5.Борисова Н.Е. Проблемы возрастных ограничений в российском законодательстве.// Государство и право. -1999.-№11.
2.6.Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Комментарий законодательства.// Хозяйство и право. -1995.-№2.
2.7.Братусь С.Н. Субъекты гражданского права. М., 1950.- 367 с.
2.8.Братусь С.Н. Иоффе О.С. Гражданское право. М., 1967.- 159 с.
2.9.Букшина С. Эмансипация: проблемы и перспективы. // Хозяйство и право. -1999.-№7.
2.10.Веберс Я.Р. Правосубъектности граждан в советском гражданском и семейном праве. Рига.- 1976.-428 с.
2.11.Гражданское право. В 2 т. Том 1 . Учебник под ред. Е.А.Сухонова. -2-е изд., перераб и доп. -М,: Издательство БЕК, 1998.- 816 с.
2.12.Гражданское право. Часть 1. Издание третье, перераб и доп. Учебник под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ПРОСПЕКТ, 1998.-632 с.
2.13.Гражданское и торговое право капиталистических государств. Третье издание, перераб и доп. М.: Международные отношения, 1993.-560 с.
2.14.Кудашкин В.В. Специальная правоспособность субъектов гражданского права в сфере действия общего запрета. // Государства и право, 1999.-№5.
2.15.Матузов Н.И. Субъективные права граждан СССР. Саратов, 1996.- 170 с.
2.16.Мирошникова Н.В. Механизм осуществления субъективных гражданских прав: Учебное пособие. Ярославль, 1989.-81 с.
2.17.Нечаева А.М. О правоспособности и дееспособности физических лиц.// Государство и право.-2001.-№2.
2.18.Никитин Е. Правовой статус гражданина – предпринимателя. // Российская юстиция.-1997.- №12.
2.19.Попова Ю.А. Признание граждан безвестно отсутствующими.// под ред. М.А. Иванкина - М.:юрид. лит.,- 1985.- 80 с.
2.10.Правовые проблемы гражданской правосубъектности. // Под ред. О.А. Красавчикова - Свердловск, 1978.-156 с.
2.21.Российская юридическая энциклопедия.М.: Издательский дом ИНФРА.- 1999. -1110 с.
2.22.Русское гражданское право. По исправленному и дополненному восьмому изданию 1902, М.:Статут,1997.- 230 с.
2.23.Шершеневич Г.Ф. Учебник. / под ред. И.Б.Новицкого и И.С. Перетерского. М, 1994.- 782 с.
Информация о работе Физические и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений