Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 16:51, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в теоретическом анализе правового положения физического лица как субъекта гражданских правоотношений. Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач: проанализировать понятие правосубъектности физических; определить понятие и объем правоспособности и дееспособности физических лиц; изучить институт опеки и попечительства. Объектом моего исследования являются гражданско-правовые отношения. Предметом – соответственно, физические лица как субъекты гражданских правоотношений.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1 ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСУБЪЕКТНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………………………..6
ГЛАВА 2 ГРАЖДАНСКАЯ ПРАВОСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ……………………………………………………………………………..11
ГЛАВА 3 ГРАЖДАНСКАЯ ДЕЕСПОСОБНОСТЬ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО…………………………………………….18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………………34
Все другие сделки, за исключением
выше перечисленных, несовершеннолетние
в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать
с согласия своих законных представителей
– родителей, усыновителей или попечителя.
Причем согласие законных представителей
должно быть выражено в письменной форме.
Письменное согласие должно быть в наличии
до совершения сделки либо сделка может
быть письменно одобрена родителями, усыновителями
или попечителем после ее совершения.
Согласно ст. 176 ГК Республики Беларусь,
сделка, совершенная несовершеннолетним
в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его
родителей, усыновителей или попечителя
в случаях, когда такое согласие требуется
в соответствии со ст.25 ГК Республики Беларусь,
может быть признана судом недействительной
по иску законных представителей несовершеннолетнего.
Признание человека недееспособным
и ограничение его дееспособности – серьезное
вторжение в сферу правового статуса личности,
поэтому оно допускается только в случаях,
предусмотренных законом. 4 Гражданин,
который вследствие психического расстройства
(душевной болезни или слабоумия) не может
понимать значения своих действий или
руководить ими, может быть признан судом
недееспособным. Для определения психического
состояния гражданина суд назначает судебно-психиатрическую
экспертизу. Порядок признания гражданина
недееспособным определяется гражданским
процессуальным законодательством. Над
таким гражданином органом опеки и попечительства
устанавливается опека. Опекун совершает
в интересах гражданина, признанного недееспособным,
все сделки и несет по ним ответственность.
Сделки, совершенные гражданином, признанным
недееспособным вследствие психического
расстройства, являются ничтожными. Однако
в интересах гражданина, признанного недееспособным,
совершенная им сделка может быть признана
судом действительной по требованию опекуна,
если она совершена к выгоде такого гражданина
(п.2 ст.172 ГК Республики Беларусь). Вред,
причиненный таким гражданином, возмещают
его опекун или организация, обязанная
осуществлять за ним надзор, если не докажут,
что вред возник не по их вине. Решение
о признании гражданина недееспособным
вследствие психического расстройства
может быть отменено, если отпали основания,
в силу которых гражданин был признан
недееспособным. На основании решения
суда о признании гражданина дееспособным
отменяется установленная над ним опека.
Итак, на основании вышеизложенного, нетрудно сделать вывод: гражданское законодательство не имеет цели излечения лиц от алкоголизма и наркомании (равно как, и наказать их за это), а имеет целью защиту имущественных интересов семьи.14
Суд отменяет ограничение дееспособности, если отпали основания, в силу которых гражданин был ограничен в дееспособности, также отменяется попечительство. Когда семья лица, признанного ограниченно дееспособным перестала существовать (например, в связи с расторжением брака), по заявлению соответствующих лиц должна последовать отмена судом ограничения дееспособности. Статья 1104 ГК Республики Беларусь предусматривает, что дееспособность иностранцев и лиц без гражданства определяется их личным законом. Личным законом физического лица считается право страны, гражданином которой это лицо является. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает (ст. 1103 ГК Республики Беларусь). Однако, гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок, совершаемых в Республике Беларусь, и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда в Республике Беларусь, определяется по законодательству Республики Беларусь.
Для защиты интересов недееспособных или ограниченно дееспособных граждан введен институт опеки и попечительства. Опека и попечительство – одна из форм заботы государства о гражданах, нуждающихся в специальных мерах правовой защиты. Это комплексный институт гражданского права, включающий в себя все виды попечения над гражданами. С его помощью граждане, не обладающие дееспособностью, становятся полноправными субъектами многих правоотношений. В частности, опека над недееспособными гражданами устанавливается редко, хотя число пациентов соответствующих лечебных учреждений возрастает. К сожалению, все реже родные и близкие берут на себя заботу о лицах, страдающих психическими расстройствами, что совсем неудивительно на фоне глобального сокращения семейных связей и общего снижения уровня жизни. Кроме того, именно этот вид опеки характерен наибольшим количеством злоупотреблений со стороны опекунов в отношении имущества подопечного. Во многом данное обстоятельство вызвано отсутствием механизма эффективного контроля за их действиями, а также неиспользованием органами опеки и попечительства института доверительного управления имуществом подопечных.
В связи с опекой и попечительством
складывается два вида отношений: 1)Отношения
между органами опеки и попечительства
и попечителем (опекуном), т.е. административные
отношения. 2)Отношения между опекунами
(попечителями) и подопечными, т.е. семейно-правовые
и гражданские отношения. 6 В Республике
Беларусь органам и опеки и попечительства
являются местные исполнительные и распорядительные
органы. Осуществление функций по опеке
и попечительству в отношении несовершеннолетних
лиц возлагается на управления (отделы)
образования, в отношении лиц, признанных
недееспособным, – на управления (отделы)
здравоохранения, в отношении дееспособных
лиц, нуждающихся в попечительстве по
состоянию здоровья, – на управления (отделы)
социальной защиты местных исполнительных
и распорядительных органов. Задачами
органов опеки и попечительства являются:
1) выявление и учет лиц, нуждающихся в
опеке и попечительстве;
2) устройство детей, оставшихся без попечения
родителей, на воспитание;
3) оказание материальной и иной необходимой
помощи детям;
4) защита личных и имущественных прав
и интересов подопечных
установление опеки и попечительства
и патронажа. 6 Вышеназванные управления
(отделы) выявляют лиц, нуждающихся в опеке
и попечительстве, проводят обследования
жизни, осуществляют подбор опекунов и
попечителей, дают соответствующие заключения,
выдают опекунские удостоверения. Эту
работу проводят инспектора по опеке и
попечительству.6
1) лиц, признанных судом
недееспособными или
2) лиц, которые по состоянию
здоровья не могут
3) лиц, лишенных судом родительских прав:
4) бывших усыновителей, если
усыновление было отменено
Новым для гражданского законодательства Республики Беларусь является институт патронажа. Его суть определена в ст.37 ГК Республики Беларусь и заключается в установлении попечительства (без ограничения прав) над дееспособным гражданином по его просьбе в случаях, когда он по состоянию здоровья не может самостоятельно осуществлять и защищать свои права и исполнять обязанности. Лицо, осуществляющее патронаж, именуется попечителем-помощником. Попечитель-помощник может быть назначен органом опеки и попечительства (отдел социальной защиты) только с согласия гражданина, над которым устанавливается патронаж. Подопечный самостоятельно заключает с попечителем-помощником договор поручения или доверительного управления, который и является правовым основанием для последнего по распоряжению имуществом, принадлежащим подопечному. Патронаж, установленный над совершеннолетним дееспособным гражданином, прекращается по требованию этого гражданина. Итак, законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).
Существует 5 групп дееспособных:
1) Полностью дееспособные;
2) Малолетние (частично дееспособные граждане) – это дети в возрасте от 6 до 14 лет;
3) Несовершеннолетние, от 14 до 18 лет;
4) Лица, ограниченные в дееспособности;
5) Абсолютно недееспособные.
Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе данного исследования нами были сделаны следующие выводы: 1) гражданская правосубъектность является тем особым юридическим качеством (свойством) лица, которое позволяет ему стать субъектом гражданского права, и устанавливается, признается она только законом.
Гражданскую правосубъектность можно определить как социально-юридическую способность лица, состоящую в государственном признании за ним в соответствии с потребностями общественного развития возможности участия в гражданских правоотношениях в роли носителя гражданских прав и обязанностей. Объем правосубъектности определяется политическим строем и экономическим состоянием государства. Суть правосубъектности заключается в том, что она определяет те юридически значимые характеристике, обладание которыми делает реальное (персонально индивидуализируемое) лицо обладателем того или иного положения.
2) правоспособность имеет свои отличительные и принципиально важные особенности. Но, будучи в определенной мере абстрактным понятием, правоспособность гражданина дифференцируется применительно к характеру регулируемых отношений, в сфере действия гражданского законодательства ее содержание определяется гражданским законодательством. Правоспособность, будучи правовой категорией, неразрывно связана с жизнью гражданина и, как и жизнь, лишь единожды возникает и лишь единожды прекращается – в момент его смерти.
Гражданская правоспособность – это общая предпосылка, на основе которой при наличии определенных юридических фактов (т.е. жизненных обстоятельств, с которыми закон связывает наступление юридических последствий) у лица возникает конкретное субъективное право (уже существующее право, принадлежащее конкретному лицу).
3) законодатель с помощью института опеки и попечительства выполняет задачу определения судьбы недееспособного или не полностью дееспособного лица, перемещая бремя основных забот с органов государственной власти или местного самоуправления на соответствующее физическое лицо. Данный способ не нов, обладает целым рядом преимуществ и вполне оправдывает себя в условиях гармонично развитого общества, стабильной экономики и обеспеченности каждого определенным минимумом материальных благ. В этом способе соединены все преимущества межличностного общения, сохранения душевного и телесного здоровья подопечного, полноценного воспитания (для ребенка).
Существует 5 групп дееспособных:
1) Полностью дееспособные;
2) Малолетние (частично дееспособные граждане) – это дети в возрасте от 6 до 14 лет;
3) Несовершеннолетние, от 14 до 18 лет;
4) Лица, ограниченные в дееспособности;
5) Абсолютно недееспособные.
Содержание дееспособности граждан тесно связано с содержанием их правоспособности. Если содержание правоспособности составляют права и обязанности, которые физическое лицо может иметь, то содержание дееспособности характеризуется способностью лица эти права и обязанности приобретать и осуществлять собственными действиями. Поэтому, обобщая сказанное, можно сделать вывод, что дееспособность есть предоставленная гражданину законом возможность реализации своей правоспособности собственными действиями.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
6. Махвел, Е.Р. Физические лица
как субъекты гражданского правоотношения
/ Е.Р Махвел // Учебные материалы [Электронный
ресурс]. – 2013. – Режим доступа: http://bargu.by/134-
13. Гражданское право_Рузакова О.А_МФПА 2004 -422с
34. Гражданское право (общая часть). Гражданские правоотношения. Автор: Свистунова Т.В., редактор: Александрова Л.И.
22. Гражданское право: Учеб. Ч. 1/ Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого.-
М.:Проспект, 1997.- С.89-92
36=18. Черепахин Б.Б. Правопреемство по гражданскому праву. М. 2001, С. 25 – 28.
17. Гражданское право России_Грудцына Л.Ю, Спектор А.А_Учебник_2008 -560с
28=33 Гражданское право. В 2х ч_Часть 1_отв ред Мозолин В.П, Масляев А.И_2005 Юристъ 377 страниц
12. Гражданское право. – Часть первая: Учеб. / Под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2002. – 535 с.
26.ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО Учебник.
Том 1, Под редакцией А.П.Сергеева, Ю.К.Толстого
Том 1. Издание пятое,
переработанное и дополненное. Москва,
"Проспект", 2000 г. - том 1-632 с.
Информация о работе Физические лица как субъекты гражданских правоотношений