Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 16:39, контрольная работа
Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.
Введение………………………………………………………………...
Форма правления государства. Понятие и содержание……………..
Монархическая форма правления………………………………………
Республиканская форма правления…………………………………...
Специфика формы правления в России. Её проблемы и рекомендации…………………………………………………………...
Заключение………………………………………………………….......
Список используемой литературы………………………………………
Оглавление
Введение…………………………………………………………
Форма правления государства. Понятие и содержание……………..
Монархическая форма правления………………………………………
Республиканская форма правления…………………………………...
Специфика формы правления в России. Её проблемы и рекомендации………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………
Введение
Любое государство представляет собой единство сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется четко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И. А. Ильина, форма государства есть не «отвлеченное понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа. «Необходимо, чтобы народ понимал свой жизненный строй, чтобы он умел – именно «так» – организоваться, чтобы он уважал законы этого строя и вкладывал свою волю в эту организацию».
Именно в этом выражается социальная значимость понятия «форма государства». Категория формы государства раскрывает особенности его внутренней организации, порядок образования и структуру государственных органов, характер взаимоотношений государственных органов и населения, а также методы, способы и приемы, используемые для организующей и управленческой деятельности. Более коротко форму государства можно определить как способ организации и осуществления государственной власти (проф. В.И. Гойман). Еще со времен античности понятию формы государства придавалось важное значение, римские юристы говорили: «Форма дает бытие вещи» [1].
Форма государства зависит от многих факторов, среди которых определяющее значение имеют конкретно-исторические условия возникновения и развития данного государства, исторические традиции, территориальные размеры страны, национальный состав населения и др.
_________________________
1. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005 г. С. 78-7
В мире не существует абсолютно одинаковых стран и народов, следовательно, нет одинаковых форм государства. Тем не менее теория государства и права выработала модели форм правления, политико-территориальной организации государства (государственного устройства) и государственно-правовых режимов.
В данной работе мной исследована тема «Форма правления государств». Цель работы состоит в том, чтобы изучить основные понятия, содержание, разновидности формы правления, их существенные признаки, ознакомиться со спецификой формы правления России в наши дни, её проблемами и вывести основные рекомендации по её совершенствованию, познакомиться с основной литературой по данной теме, сделать выводы.
Действенность реформ, осуществляемых в государстве, во многом предопределяется существующим механизмом взаимодействия органов государственной власти и населения. От того, насколько четко урегулирован данный механизм, зависит итог предпринимаемых народом действий по преодолению социально - экономических кризисов. Поэтому очевидно, что форма правления является одним из важнейших элементов формы государства. Также актуальность данной темы состоит в том, что наше государство находится на завершающем этапе становления своей независимости, поэтому вопрос о форме правления и организации верховной власти очень актуален в наше время.
Форма правления государства. Понятие и содержание.
Термин «форма правления» (реже - «форма государственного правления») содержится во многих конституциях стран мира (Бразилии 1988 г., Иордании 1952 г., Казахстана 1995г., Мексики 1917 г., Эфиопии 1994 г., и др.). Почти всегда говорится о том, чем является государство: монархией или республикой (исключением являются Израиль и Камбоджа до 1993 г., где использовалось просто название «государство», например, «Государство Израиль»), но развернутого понятия форма правления в конституциях не содержится. Оно вырабатывается доктринальным путем в работах ученых.
В научной литературе существуют различные подходы к понятию формы правления. Сторонники узкой трактовки этого понятия связывают форму правления только или, прежде всего, с правовым положением главы государства (А.А Мишин), приверженцы широкой трактовки включают в это понятие отношения высших органов государственной власти с центром экономической и политической власти и даже политическую среду. Узкая трактовка недостаточно учитывает роль других органов государства, в том числе парламента, правительства, широкая придает понятию формы несвойственный ей характер.
В современной литературе традиционно форма правления определяется как характеристика структуры и взаимоотношений высших органов государства. Нередко перечень этих органов ограничивают главой государства, парламентом и правительством. Такой подход в основном верен, так как делает акцент на органах, играющих решающую роль в управлении государством. Однако если понимать государственное управление в более широком смысле, то следует учесть и роль судебной власти, особое значение органов конституционного контроля.
В управлении государством участие принимают также местные органы государства (советы в тоталитарном социалистическом государстве, назначенные представители государственной власти в других странах). Наконец, само управление предполагает не только прямые, но и обратные связи органов государства с населением. Таким образом, оценивая ту или иную форму правления, помимо структуры и взаимоотношений трех традиционных для определения этого понятия органов следует учитывать роль других органов государства, которым по конституции принадлежит государственная власть или которые осуществляют ее на практике, форма прямых или обратных связей органов государственной власти с населением.
Форму правления нельзя отождествлять с управлением государством. Последнее - гораздо более широкое понятие. Кроме того, название существующей формы правления не всегда дает правильное представление о способе управления. Великобритания или Япония - монархии, но монарх фактически не обладает властными полномочиями и отнюдь не управляет государством. Форма правления - это способ организации, структуры и взаимоотношений всех органов государственной власти, а также их прямых и обратных связей с населением [1]. То есть форма правления показывает, как образуются высшие органы, что они собой представляют, на каких началах взаимодействуют. Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т. е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путем формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
Таким образом, форма правления – это способ организации верховной
_____________________________
1. Чирикин В.Е. Государствоведение. М., 1999 г. С.141
объем их полномочий, взаимоотношения с населением, степень участия последнего в их формировании.
Понятие формы правления в теории государства и права позволяет уяснить: как создаются высшие органы государства и каково их строение; как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами; как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны; в какой мере организация высших органов государства позволяет обеспечивать права и свободы граждан.
Итак, форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
1) организацию высших органов государства, их структуру, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
3) компетенцию этих органов [1].
Также форма правления показывает, кто правит в государстве, кто осуществляет верховную власть. В зависимости от того, осуществляется ли верховная власть в государстве одним лицом или коллегиальным выборным органом, или в зависимости от соотношения полномочий законодательной и исполнительной власти, распределенных между главой государства, парламентом и правительством в конкретной стране, и вытекающим отсюда порядком их формирования различают монархическую и республиканскую формы правления. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
____________________________
1. Морозова Л.А. Теория государства и права. М., 2005 г. С.79
Вот что писал о классификации форм правления В.М.Хвостов: "Наиболее правильной представляется нам следующая классификация.
Основное подразделение государств зависит от того, каковы свойства так называемого высшего органа в государстве. При этом высшим органом именуется тот из органов государства, который 1) приводит в движение государственный механизм и поддерживает это движение и 2) которому принадлежит власть окончательно санкционировать изменения правопорядка в государстве. С этой точки зрения мы получаем два основных типа государства: монархию и республику".
Или, например, проф. П.А.Сорокин определял основные различия между монархией и республикой следующим образом: "В чем же главная разница между монархией и республикой. Она заключается в следующем: монархическая форма государства означает, что власть в государстве принадлежит высшему носителю государственной власти на основе его собственного права. В монархии монарху предоставлено окончательное решение по всем важнейшим государственным актам. Народ здесь не обладает никакой властью, или обладает ею в весьма малой степени. Народ в монархии или вовсе устранен от управления, или участвует в нем лишь в ограниченном объеме. Иначе обстоит дело в республике. Под республикой разумеется такая форма государства, где власть принадлежит самому народу и только ему. Здесь сам народ прямо или через посредство избранных им представителей и управляет государством и решает все важнейшие государственные дела. Таково главное различие между монархическим и республиканским государствами".
Форма правления обуславливается также конкретной расстановкой социально-политических сил и результатом борьбы между ними (проявляется в разных странах в революционные периоды); историческими особенностями отдельных стран (существование в современной Великобритании парламентской монархии); особенностями культуры народа, аккумулирующей исторический и политический опыт, обычаи и навыки жизни в условиях отдельного государства (трудности на пути становления демократии в России объясняются спецификой ее общей и политической культуры); влиянием в стране политических процессов, в том числе военных (смена форм власти в ряде государств после Второй Мировой Войны).
Монархическая форма правления
Монархия – это форма правления, при которой высшая государственная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (короля, царя, императора, шаха и т.д.) % – и передается по наследству. Само слово «монархия» от греческого происхождения, оно переводится как «единовластие» (от слово: monos – один, единый и агсhe - главенство, власть). Монархия возникла в условиях рабовладельческого общества. При феодализме она стала основной формой государственного правления. В буржуазном же обществе сохранились лишь традиционные, в основном формальные черты монархического правления.
Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем:
1) наличие единоличного правителя;
2) династическое наследование власти;
3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают
никаких оснований для отстранения монарха от власти;
4) концентрация в руках монарха всей полноты власти;
5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.
По основным признакам монархической формы правления можно сделать вывод, что монарх – это лицо, осуществляющее высшую государственную власть единолично, самостоятельно, и получившее эту власть по наследству в соответствии с законами о престолонаследии. Монарх осуществляет свою власть пожизненно. Власть монарха не зависит ни от одного другого органа государства, монарх никому неподотчетен и неподконтролен.
Монархии различаются в зависимости от степени полномочий монарха. Выделяют:
1. неограниченные (абсолютные) монархии;
2. ограниченные (конституционные) монархии:
· дуалистические;
· парламентарные.
Абсолютная (неограниченная) монархия - разновидность монархической формы правления, характеризующаяся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственной власти (законодательной, исполнительной, судебной). Черты монархии, названные выше, в максимальной мере относятся именно к этой форме правления (абсолютной монархии). Верховная государственная власть по закону всецело принадлежит одному лицу – монарху. Власть монарха юридически и фактически никем и ничем не ограничена. В условиях отсутствия парламента законодательная власть сосредоточена в руках монарха, указы которого имеют силу закона. Ему принадлежит и исполнительная власть: правительство формулируется монархом и несет перед ним ответственность. В государстве отсутствуют какие-либо представительные учреждения, народ отстранен от государственной власти и не имеет возможности контролировать управление государством.