Формирование и функционирование информационных ресурсов в системе управления организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2015 в 14:29, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования - анализ современных технологий, способов, методов и средств защиты конфиденциальной информации предприятия.
В задачи исследования, в соответствии с поставленной целью, входит:
1. Раскрыть основные составляющие информационной безопасности;
2. Определить состав информации, которую целесообразно отнести к категории конфиденциальной;
3. Выявить наиболее распространенные угрозы, каналы распространения и утечки конфиденциальности;
4. Рассмотреть методы и средства защиты конфиденциальной информации;
5. Проанализировать нормативно-правовую базу конфиденциального делопроизводства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Основы информационной безопасности и защиты конфиденциальной информации
1.1 Понятие конфиденциальности и виды конфиденциальной информации
1.2 Система защиты от угроз и утечек конфиденциальной информации
1.3 Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения
Глава 2 . Защита информации ограниченного доступа в ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"
2.1 Характеристика ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"
2.2 Система защиты информации в ОАО "ЧЗПСН - Профнастил"
2.3 Совершенствование системы безопасности информации ограниченного доступа
Заключение
Список использованных источников и литературы

Файлы: 1 файл

1 часть диплома.docx

— 66.87 Кб (Скачать файл)

Главная задача защиты информации, по мнению большинства специалистов, - защитить доступ (физический или программный) к месту пребывания электронной конфиденциальной информации таким образом, чтобы максимально удорожить процесс несанкционированного доступа к защищаемым данным39.

1.3 Организация  работы с документами, содержащими  конфиденциальные сведения

Отношения, возникающие при создании, накоплении, обработке, хранении и использовании документов, содержащих конфиденциальную информацию регулируются соответствующими законодательными и подзаконными актами.

Исследуя законодательную базу Российской Федерации можно сделать однозначный вывод о том, что законодательные акты РФ не регламентируют в полной мере порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию, но следует отметить, в некоторых законах содержатся отдельные положения, определяющие общие принципы учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальные сведения.

Отсутствие нормативного правового акта, который устанавливал бы единый порядок учета, хранения и использования документов, содержащих конфиденциальную информацию, делает крайне сложной и вряд ли целесообразной разработку какого-либо единого нормативного документа, регламентирующего работу с документами, содержащими все виды конфиденциальной информации.

Как отмечают аналитики, наша законодательная база явно не полна40.

Но развивая наше законодательство по следующим направлениям можно четко регламентировать работу с документами, содержащими все виды конфиденциальной информации:

1.  Разработка новых  законов с учетом интересов  всех категорий субъектов информационных  отношений;

2.  Обеспечение баланса  созидательных и ограничительных (в первую очередь преследующих  цель наказать виновных) законов;

3.  Интеграция в мировое  правовое пространство;

4.  Учет современного  состояния информационных технологий41.

Операции по обработке и хранению конфиденциальных документов организации (фирмы) должны базироваться на устоявшихся основополагающих принципах, предполагающих использование специализированных методов защиты документопотоков и применения автономной эффективной технологической системы обработки и хранения документов. Только в этом случае можно в определенной степени гарантировать сохранность носителя и самой конфиденциальной информации, обеспечить безопасность интеллектуальной собственности организации (фирмы).

Так же, в решении проблемы информационной безопасности значительное место занимает построение эффективной системы организации работы с персоналом, обладающим конфиденциальной информацией. В предпринимательских структурах персонал обычно включает в себя всех сотрудников данной фирмы, в том числе и руководителей.

Персонал генерирует новые идеи, новшества, открытия и изобретения, которые продвигают научно-технический прогресс, повышают благосостояние сотрудников фирмы и являются полезными не только для предприятия в целом, но и для каждого отдельного сотрудника. Каждый сотрудник объективно заинтересован в сохранении в тайне тех новшеств, которые повышают прибыли и престиж фирмы. Несмотря на это персонал, к сожалению, является в то же время основным источником утраты (разглашения, утечки) ценной и конфиденциальной информацией42.

С изобретательностью и хитростью человека не может соперничать, даже самая совершенная в организационном плане и великолепно оснащенная технически система защиты информации. Обычный секретарь руководителя фирмы имеет возможность нанести фирме такой значительный ущерб, что окажется под вопросом само ее существование. Многие специалисты по защите информации считают, что при правильной организации работы с персоналом защита информации фирмы сразу обеспечивается не менее чем на 80%, без применения каких-либо дополнительных методов и средств защиты43.

Кадровая политика в области защиты коммерческой тайны имеет немаловажное, решающее значение при сохранении секретов. Умение правильно руководить сотрудниками, подбирать квалифицированно кадры, обеспечить защиту информации ценится очень высоко.

Регламентация доступа персонала к конфиденциальным сведениям, документам и базам данных является одной из центральных проблем системы защиты информации. Регламентация порядка доступа лежит в основе режима конфиденциальности проводимых фирмой работ. Важно четко и однозначно определить: кто, кого, к каким сведениям, когда и как допускает.

Режим конфиденциальности проводимых фирмой работ представляет собой совокупность ограничительных правил, мероприятий, норм, обеспечивающих контролируемый доступ на определенную территорию, в помещения, к информации и документам. Любой режим базируется на так называемой разрешительной системе. Разрешительная система в общем, виде предусматривает необходимость получения специального разрешения на осуществление соответствующих правовых мероприятий, например на въезд, в пограничную зону, на посещение воинской части.

Разрешительная (разграничительная) система доступа в сфере коммерческой тайны представляет собой совокупность правовых норм и требований, устанавливаемых первым руководителем или коллективным органом руководства фирмой с целью обеспечения правомерного ознакомления и использования сотрудниками фирмы конфиденциальных сведений, необходимых им для выполнения служебных обязанностей.

Разрешительная система включает в себя две составные части: допуск сотрудника к конфиденциальной информации и непосредственный доступ этого сотрудника к конкретным сведениям.

Под допуском понимается процедура оформления права сотрудника фирмы или иного лица на доступ к сведениям (информации) ограниченного распространения и одновременно правовой акт согласия (разрешения) собственника (владельца) информации на передачу ее для работы конкретному лицу44.

Оформление допуска, т.е. согласия лица на определенные ограничения в использовании информации, всегда носит добровольный характер. Наличие допуска предоставляет сотруднику формальное право работать со строго определенным кругом конфиденциальных документов, баз данных и отдельных сведений.

Как отмечалось выше, к конфиденциальной информации допускаются, как правило, лица, проработавшие в фирме определенное время и зарекомендовавшие себя с положительной стороны.

В предпринимательских структурах разрешение на допуск дает первый руководитель фирмы. Разрешение оформляется соответствующим пунктом в контракте (трудовом договоре). Допуск может оформляться приказом первого руководителя с указанием типового состава сведений, с которыми разрешается работать данному сотруднику или группе сотрудников. Допуск может носить временный характер на период выполнения определенной работы и пересматриваться при изменении профиля работы сотрудника.

Доступ - практическая реализация каждым сотрудником предоставленного ему допуском права на ознакомление и работу с определенным составом конфиденциальных сведений, документов и баз данных45.

Формы письменной индивидуальной регламентации разрешения на доступ - резолюции, перечни, списки, матрицы и т.п. на предприятии может составляться схема выдачи разрешений на доступ к массовой конфиденциальной информации. Такая схема разрабатывается с учетом двух аспектов:

выдача разрешений в зависимости от категорий документов;

выдача разрешений в зависимости от занимаемой должности.

 Графы схемы: категории  документов, должностные лица, дающие  разрешение, категории исполнителей, кому дается разрешение. В схеме  отражаются также категории документов, с которыми знакомятся определенные категории исполнителей без специального разрешения46.

Всю конфиденциальную информацию фирмы может знать только первый руководитель фирмы. Конфиденциальная информация по конкретной работе в полном объеме вправе получать лишь соответствующий заместитель первого руководителя, руководители структурных подразделений или направлений деятельности по специальному перечню, утвержденному первым руководителем.

Необходимо добиваться минимизации для персонала привилегий по доступу к информации. При сбое в системе зашиты информации или обнаружении факта утраты информации должно мгновенно вводиться ограничение на доступ или прекращение доступа к любой конфиденциальной информации до окончания служебного расследования.

Разграничение доступа основывается на однозначном расчленении информации по тематическим группам, уровням конфиденциальности этих групп и пользователям, которым эта информация необходима для работы Задачей процедуры разграничения доступа является регламентация минимальных потребностей персонала в конфиденциальных сведениях47.

Руководитель предприятия имеет право давать разрешение на ознакомление со всеми видами конфиденциальных документов и всем категориям исполнителей и другим лицам. Однако целесообразно, чтобы первый руководитель оставлял за собой право распоряжаться только наиболее ценной информацией, делегируя право выдачи разрешений на доступ к другой информации нижестоящим руководителям. Следует иметь в виду, что чрезмерная централизация в выдаче разрешений на доступ к конфиденциальной информации неизбежно ведет к снижению оперативности в решении производственных вопросов. Излишняя децентрализация и либерализация создает условия для утраты ценных сведений.

Заместители первого руководителя по функциональным сферам (по науке, производственным вопросам, сбыту и др.) имеют право давать разрешение на ознакомление с конфиденциальными сведениями всем нижестоящим руководителям и исполнителям, но в пределах своей компетенции48.

Руководителям структурных подразделений дается право разрешать доступ к конфиденциальным сведения всем работникам своих подразделений по тематике их работы. Руководитель подразделения может давать разрешение только непосредственно подчиненным ему сотрудникам. Для осуществления доступа к документам данного подразделения работника другого подразделения необходимо разрешение соответствующего заместителя руководителя предприятия49 . Ответственные исполнители работ (направлений деятельности) имеют право давать разрешение на доступ к конфиденциальной информации подчиненным им исполнителям и в пределах их компетенции. В небольших фирмах разрешение на доступ дает только первый руководитель.

Представителям государственных органов разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям дает только первый руководитель предприятия. При необходимости доступа к конфиденциальным сведения представителей других фирм и предприятий руководствуются теми обязательствами, которые были закреплены в соответствующем договоре (контракте) на выполнение работ или услуг Это касается как документированной информации, так и информации устной, визуальной и любой другой. В этом случае разрешение на доступ дает должностное лицо фирмы, включенное в специальный перечень, прилагаемый к договору и утвержденный первым руководителем50 .

Руководитель предприятия, вне зависимости от формы его собственности, может устанавливать иные специальные или дополнительные правила доступа к конфиденциальным сведениям, документам, базам данных и носителям информации, конфиденциальным изделиям и продукции фирмы Он несет за это единоличную ответственность. Разрешение на доступ к конфиденциальной информации всегда дается полномочным руководителем только в письменном виде, резолюцией на документе, приказом, утверждающим схему именного или должностного доступа к конкретным группам информации, утвержденным руководителем списком-разрешением на обложке дела, списком ознакомления с документом и т.п. Без дополнительного разрешения допускаются к документам их исполнители (если они продолжают работать по той же тематике) и лица, визировавшие, подписавшие, утвердившие документ. Без специального разрешения могут допускаться также лица, указанные в тексте распорядительных документов. Если сотрудник допускается только к части документа, то в разрешении (резолюции) четко указываются конкретные пункты, разделы, страницы, приложения, с которыми он может ознакомиться. Сотрудник службы конфиденциального делопроизводства обязан принять необходимые меры по исключению возможности ознакомления исполнителя с другими частями документа51.

Разрешение на доступ к конфиденциальным сведениям представителя другой фирмы или предприятия оформляется резолюцией полномочного должностного лица на предписании (или письме, обязательстве), представленном заинтересованным лицом. В резолюции должны быть указаны конкретные документы или сведения, к которым разрешен доступ. Одновременно указывается фамилия сотрудника фирмы, который знакомит представителя другого предприятия с этими сведениями и несет ответственность за его работу в помещении предприятия52 .

По аналогии с бумажными конфиденциальным документооборотом должна выстраиваться и работа сотрудников службы конфиденциального делопроизводства с электронным документооборотом и персональными данными хранящимися на сервере предприятий.

Доступ к конфиденциальным базам данных и файлам является завершающим этапом доступа сотрудника фирмы к компьютеру. И если этот сотрудник - злоумышленник, то можно считать, что самые серьезные рубежи защиты охраняемой электронной информации он успешно прошел. В конечном счете, он может просто унести компьютер или вынуть из него и унести жесткий диск, не "взламывая" базу данных53.

Обычно доступ к базам данных и файлам подразумевает:

1.  определение и регламентацию  первым руководителем состава  сотрудников, допускаемых к работе  с определенными базами данных  и файлами; контроль системы доступа  администратором базы данных;

Информация о работе Формирование и функционирование информационных ресурсов в системе управления организацией