Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2013 в 17:04, курсовая работа
Актуальность темы формы источники права на сегодняшний день весьма значительна. Происходит изменение всей законодательно-нормативной базы страны, принимаются новые законы, а, следовательно, изменяются и источники. Развитие теории государства и права в нашей стране требует критического переосмысления ряда ее фундаментальных категорий, выхода на новый уровень исследований, призванный соединить достижения правовой науки и смежных отраслей знания. К числу категорий, требующих углубленной разработки, относится категория "источники права".
Введение
1. Понятие формы источника права
2. Источники права
3. Виды источников права и их характеристика
4. Основные признаки источников конституционного права
5. Источники гражданского права
Список используемой литературы
3)
юридические источники права
— это результат осознания
общественных потребностей, получивший
закрепление в юридических (
Кроме приведенной выше классификации, следует также отметить, что юридические источники права могут быть объективными и субъективными, а также главными и второстепенными (дополнительными). Основными юридическими источниками, в частности, являются Конституция, законы и иные нормативные акты, а в качестве второстепенного источника права используется судебная практика.
В
отечественной науке
1. Нормативный - правовой акт
2. Судебный прецедент
3. Правовой обычай
4. Принцип права
5. Правовая доктрина
6. Нормативный договор
7. Деловое обыкновение
Нормативный правовой акт - это официальный,
письменный документ, изданный органом
государства, в пределах установленной
компетенции, направленный на введение
в действие правовых норм, на изменение
существующих, либо их отмену. Этот документ
всегда обращен к персонально неопределенному
кругу лиц. Нормативный правовой акт в
большинстве государств служит основным
источником и формой права. Эта форма права
характерна для Казахстана и большинства
стран СНГ. Для нормативных правовых актов
характерны следующие признаки:
1) Они исходят только от государственных
органов, специально на то уполномоченных;
2) существует особый порядок их принятия;
3) используется писаная форма и оформление
в специальном виде;
4) иерархическая подчиненность, основанная
на различной юридической силе отдельных
актов;
5) содержание нормативных правовых актов
составляют нормы права.
Нормативные - правовые акты могут издавать
не любые государственные органы и должностные
лица, а лишь специально уполномоченные
государством на этот вид деятельности.
Все нормативные - правовые акты имеют
государственный характер, т.е. они общеобязательны,
к их содержанию и действию предъявляются
особые требования.
Существуют акты органов государства,
которые не носят нормативного характера.
Например, Президент РК имеет право издавать
не только указы нормативного характера,
содержащие правила поведения, но и указы
ненормативные, в частности, о назначении
на должность министра или посла какого-либо
конкретного лица, о награждении орденом
или присвоении воинского или почетного
звания. Акты ненормативного характера
адресуются индивидуально-определенному
лицу (Иванову И.И., Петрову А.Н. и т.п.), издаются
на основе действующих норм права и не
устанавливают новых норм.
Нормативные правовые акты, в зависимости
от их юридической силы, органа, который
их принял, и способа принятия делятся
на две большие группы: на законы и подзаконные
акты.
Законы принимаются представительными
(законодательными) органами, подзаконные
акты - всеми остальными уполномоченными
органами и должностными лицами, чаще
всего исполнительными органами власти.
Закон - это нормативный правовой акт,
который обладает высшей юридической
силой и принимается представительными
(законодательными) органами государственной
власти в особом порядке. (Пример закона
- Конституция, Уголовный кодекс, Гражданский
кодекс, Устав железных дорог).
Эта форма используется для регулирования
наиболее важных для жизни общества отношений.
Закон обладает высшей юридической силой.
Отсюда следует, что закону присущи следующие
черты:
1) это акт представительных (законодательных)
органов государственной власти или акт,
принятый всенародным голосованием (референдумом);
2) он регулирует наиболее важные общественные
отношения, например, права и обязанности
личности, отношения собственности, устройство
государства и т.д.;
3) закон принимается по особой процедуре,
носящей название законодательного процесса;
и
4) обладает верховенством в правовой системе
государства.
Верховенство закона, его высшая юридическая
сила означает, что при принятии нового
закона все другие нормативно-правовые
акты должны быть приведены в соответствие
с законом, а в случае противоречия закону
любой акт может быть опротестован или
отменен. Закон всегда нормативен, так
как содержит нормы права, и этим он отличается
от деклараций, обращений и других актов,
принимаемых представительными органами
власти.
Среди законов высшую юридическую силу
имеет конституция, на основе которой
издаются другие законы и иные нормативные
правовые акты. Никакой акт государства
не может противоречить конституции, ее
нормы всегда имеют приоритет перед нормами
других актов.
Законы подразделяются на конституционные
и обыкновенные (текущие). Конституционные
законы - это такие законы, принятие которых
предусмотрено в самом тексте конституции.
Этим законам присущи следующие особенности:
1) они обладают более высокой юридической
силой по сравнению с обыкновенными законами;
2) принимаются в особом порядке - квалифицированным
большинством, т.е. заранее установленным
повышенным кворумом при голосовании.
Все законы независимо от их характера
подлежат обнародованию и опубликованию.
Действует конституционное правило, что
неопубликованные законы не могут применяться.
К подзаконным нормативным правовым актам
относятся все нормативные правовые акты,
принятые иными, кроме законодательных,
уполномоченными на то органами государственной
власти. Примерами таких нормативных правовых
актов могут служить указы Президента.
Они не могут противоречить Конституции
и законам. Подзаконные нормативные правовые
акты принимаются и другими органами государства
- правительством, местными органами государственной
власти и иными органами. Они также не
могут противоречить Конституции, законам
и указам Президента и издаются строго
в пределах их компетенции. Законность
таких актов проверяется в судебном порядке,
и они поднадзорны прокуратуре, т.е. она
может их опротестовать (кроме правительственных
актов, которые может отменить только
Президент).
К подзаконным актам относятся и акты
центральных органов исполнительной власти
- министерств, государственных комитетов,
федеральных служб, а также акты глав местной
администрации и исполнительных органов
субъектов Республики.
Любые нормативно-правовые акты, затрагивающие
права, свободы и обязанности человека
и гражданина, подлежат опубликованию
для всеобщего сведения, иначе они не могут
применяться.
Все другие формы (источники) права относятся
к так называемым незаконодательным. То
есть они формируются не специальными
законотворческими органами государства.
Судебный прецедент - это общее официальное
правило, которое устанавливается судьей
при решении конкретного дела (в тексте
судебного решения по конкретному делу),
в том случае, когда он обнаруживает, что
из всех действующих правовых норм ни
одна из них не подходит к данному случаю.
Это общее правило становится обязательным,
частью действующего права, которое подлежит
применению судами, равными по статусу
данному суду, а также всеми нижестоящими
судами. Судебный прецедент - один из основных
источников права в странах, принадлежащих
к англосаксонской правовой семье.
Признание прецедента источником права
позволяет судебным и административным
органам выполнять правотворческие функции,
так как они фактически обладают правом
создавать новые нормы права. Тем самым
устраняются противоречия между развивающейся
практикой и действующим законодательством,
что позволяет решать дела при отсутствии
норм права.
Правовой обычай - это придание официальной
юридической силы действующему в обществе
простому, неправовому обычаю, путем использования
его для решения конкретного дела в правоприменительном
государственном органе (например, в суде).
Отличие правого обычая и судебного прецедента
в том, что используется уже известный
обычай. Форма выражения - судебное решение.
Каждый раз этот обычай нуждается в своем
подтверждении (суд ссылается не на решении
предыдущего суда, а на соответствующий
обычай). Этот источник права имеет субсидиарное
(дополняющее) значение.
Правовые обычаи имеют наибольшее распространение
в гражданском, семейном, аграрном праве,
а также в международном праве, в частности,
во внешнеторговом обороте. Обычаи как
бы восполняют отсутствие в законодательстве
той или иной нормы. Существуют правовые
системы, где роль правового обычая и вообще
обычаев достаточно велика. К ним относится
обычное право африканских государств,
где обычаями регулируются брачно-семейные,
земельные отношения и отношения в области
наследования. Эти традиционные отношения
и в наши дни регулируются нормами обычного
права, а судебные органы решают такого
рода споры на основе местных обычаев,
придавая им юридический, государством
защищенный характер.
Принцип права - основополагающая идея
права (справедливость, народовластие,
презумпция невиновности, причиненный
вред должен быть возмещен и т.д.). Принципы
права используются при решении конкретных
дел в случае, если невозможно найти подходящих
правовых норм для данного случая. Сами
принципы права в целом или его отраслей
сформулированы в конституциях государств,
отраслевом законодательстве, международно-правовых
договорах. Поэтому применение принципов
права к конкретному делу не основывается
только на правосознании правоприменителя,
но и на действующих конституционных и
обыкновенных законах, где эти принципы
нормативно сформулированы.
Правовая доктрина - это система взглядов,
представлений о праве, о его принципах,
изложенная признанными авторитетами
в области юриспруденции. Правовая доктрина
- это теоретические положения, научные
теории юридического характера, в которых
формулируются важнейшие принципы, юридические
категории, понятия, воззрения юристов-ученых.
В некоторых странах правовая доктрина
выступает источником права. Так, в английских
судах при разрешении конкретных дел принято
ссылаться на труды известных юристов
в обоснование принятого судебного решения.
Аналогичная практика существует и в некоторых
мусульманских государствах. (Так, основным
источником мусульманского права является
исламская религиозная правовая доктрина).
Нормативный договор - соглашение между
сторонами направленное на установление
официальных юридических правил. Например,
международный договор, коллективный
договор между хозяином (предпринимателем)
и наемными работниками в лице их профсоюза.
Договоры нормативного содержания - это
соглашения между субъектами, которые
добровольно закрепляют взаимные права
и обязанности и обязуются их соблюдать.
Подобные соглашения служат основой для
принятия других нормативных правовых
актов. Такие договоры получили распространение
в трудовом праве при заключении контрактов
между работодателем и работником, в международном
праве.
Деловое обыкновение - это правило, которое
складывается в процессе делового обмена,
оно связано с торгово-деловыми отношениями.
В отличие от правового обычая, деловое
обыкновение не имеет глубоких корней
в опыте человеческого бытия. Как правило,
это признаваемая в данный момент наиболее
оптимальная модель поведения в торговом
обороте. Например, с появлением общедоступных
телефонных сетей появилось деловое обыкновение,
в соответствие с которым признавалось
правомерным заключение гражданско-правовых
сделок по телефону.
Каждый нормативный правовой акт действует
в течение определенного времени, на определенной
территории и распространяет свое действие
на определенный круг лиц.
Поэтому для практической деятельности
необходимо получить четкие и недвусмысленные
ответы по указанным параметрам каждого
применяемого нормативного правового
акта.
Знание о действии нормативного правового
акта во времени позволяет ответить на
вопрос, когда, в какой момент он вступает
в силу и когда утрачивает ее.
Нормативные правовые акты вступают в
силу, как правило, с момента его принятия,
с момента, установленного в самом нормативном
правовом акте ( в этих двух случаях момент
вступления в силу определяется в одной
из статей акта) и по истечении общего
для всех нормативных правовых актов заранее
установленного срока ( как правило, через
десять дней после официального опубликования.
В этом случае в самом акте дата его вступления
в силу не указывается).
Отсчет времени вступления в силу нормативного
правового акта важно для соблюдения такого
правила, как презумпция знания закона.
Ведь незнание закона не освобождает от
ответственности.
Существует общее правило, что все нормативные
правовые акты действуют только на будущее.
Однако из этого правила есть исключения.
В некоторых случаях закону может быть
придана обратная сила. То есть его нормы
могут быть распространены на отношения,
возникшие до принятия нормативного правового
акта.
Обратная сила закону придается в исключительных
случаях. Во-первых, тогда, когда сам законодатель
принимает такое решение. И, во-вторых,
обратная сила придается автоматически
уголовным законам, которые устраняют,
отменяют наказуемость деяния или смягчают
наказание за конкретное деяние по сравнению
с предшествующим законом.
Таким образом, в тех отраслях права, где
предусмотрены карательные санкции (уголовное,
административное) обратная сила закона
никогда не может приводить к установлению
или усилению наказания за деяния, совершенные
до принятия соответствующего нормативного
правого акта.
Обратная сила закону, как исключительная
мера, используется в основном в гражданском
праве.
Существует также такое понятие, как "переживание
старого закона". Это такая ситуация,
когда формально отмененный нормативный
правовой акт признается действующим
применительно к отношениям, возникшим
или существовавшим во время его действия.
Одновременно применительно к такого
же рода отношениям действует новый нормативный
правовой акт, по-другому регулирующий
такие отношения. Т.е. происходит как бы
параллельное действие двух актов по одному
предмету - отмененного и нового. Фактически
признается действующим не старый акт,
а признаются правоотношения, возникшие
на основании отмененного акта. Такой
подход иногда необходим, чтобы сохранить
стабильность в регулируемых отношениях
Нормативные правовые акты прекращают
действие во времени в следующих случаях:
1) истечение заранее установленного срока
действия, если был принят на определенный
срок;
2) отмена специальным актом правотворческого
органа;
3) если по предмету данного акта принят
новый, в котором содержатся специальные
статьи об отмене предыдущего акта.
Иногда происходит фактическая отмена
полностью или частично путем издания
нового акта по данному вопросу без указания
в его тексте об отмене старого.
Действие нормативного правового акта
в пространстве. В этом отношении руководствуются
принципом территориального действия
нормативного правового акта, т.е. его
действие распространяется на той территории,
органами государственной власти которой
издан данный акт.
Принцип территориального действия связан
с принципом государственного суверенитета.
Власть государства ограничена его территориальными,
пространственными пределами и действие
его велений не может выходить за эти пределы.
Под территорией государства понимаются
все пространственные объекты внутри
границ государства и находящиеся под
его юрисдикцией (земная поверхность,
территориальные и внутренние воды, недра,
воздушное пространство). Территорией
государства считаются также военные
суда в открытом море и в территориальных
водах других государств, невоенные суда
в открытом море, территории посольств.
В пространстве нормативные правовые
акты действую по-разному. Некоторые действуют
на всем пространстве, находящимся под
юрисдикцией государства (например, конституция,
уголовный, гражданский кодексы), некоторые
только на части территории (например,
уставы, избирательные законы субъектов
республики, акты, принятые для совокупности
территорий.
Но территориальный принцип действия
нормативных правовых актов не абсолютен.
Некоторые из них могут иметь экстерриториальный
характер. Так, нормативные правовые акты,
изданные на территории одного государства,
могут признаваться и действовать на территории
другого, одной административно-
Принцип территориального действия нормативных
правовых актов предопределяет и их действие
по лицам. То есть предписания нормативного
правового акта распространяются на всех
указанных в нем субъектах, и находящихся
на территории действия акта.
Из этого общего правила есть исключения:
1) лица, пользующиеся правом экстерриториальности
(например, главы государств, дипломатические
представители и члены их семей), должны
подчиняться праву страны пребывания,
но к ним не могут быть применены меры
государственного принуждения (санкции
правовых норм) данной страны;
2) иностранцы и лица без гражданства не
могут быть субъектами некоторых правоотношений
(например, избираться в органы государственной
власти, служить в армии, быть командирами
воздушных и водных судов).
Граждане и органы государства должны
подчиняться в полном объеме законам своего
государства, даже если они находятся
на территории иностранного государства
(здесь территориальное действие акта
заменяется действием по лицам). Указанные
субъекты находятся одновременно под
пространственным действием иностранного
права и личностным действием своего национального
права. Здесь действует принцип - право
следует за лицом".
Основными признаками источников конституционного права являются: нормативный характер предписаний, обязательность исполнения и государственное принуждение, выступающие регуляторами соблюдения конституционно-правовых норм. К числу особенностей указанных источников можно отнести и изменение соотношения национального и международного права, связанное с возрастанием роли внешних факторов и развитием интеграционных процессов и договорной практики. Подчеркнем, что различные нормативные правовые акты являются источниками конституционного права Республики Казахстан не в одинаковой степени. Некоторые из них являются такими источниками в полном объеме (например, Конституция РК, Конституционный закон «О выборах в Республике Казахстан» и т.д.), тогда как другие акты содержат лишь отдельные нормы, устанавливающие дополнительные гарантии реализации конституционных принципов и других основополагающих положений конституционного права. Поэтому только указанные нормы, а не акты в целом могут быть отнесены к числу источников конституционного права. Однако это не должно служить препятствием для включения отдельных норм, содержащихся в нормативных правовых актах и являющихся в полной мере источниками конституционного права, в состав источников других отраслей национального права. Например, упомянутый Закон РК о выборах содержит норму об уголовной, административной или иной ответственности, которая в соответствии с законодательством предусмотрена в отношении лиц, препятствующих путем насилия, обмана, угроз, подкупа или иным способом свободному осуществлению гражданином Республики Казахстан своего избирательного права (п. 1 ст. 50 закона). Система источников конституционного права является органической. Все ее элементы расположены в точно определенных местах, исходя из юридической силы нормативных правовых актов, которая, в свою очередь, зависит от места издающих их органов в структуре государственного управления. Эта зависимость наиболее отчетливо прослеживается в тех случаях, когда речь идет о различной силе законодательных и подзаконных актов. Таким образом, иерархия системы источников конституционного права обусловлена факторами, лежащими вне этой системы, но ее определяющими. Принципы построения данной системы опираются не только на соподчиненность различных видов источников конституционного права, но и отражают внутреннюю их взаимосвязь, которая проявляется, в частности, в том, что отмена вышестоящего, «базового» нормативного правового акта влечет за собой утрату юридической силы целыми группами нижестоящих актов. Например, принятие новой конституции приводит к пересмотру всей совокупности нормативных правовых актов, принятых в соответствии с ранее действовавшим основным законом. Иерархия в системе источников конституционного права не означает, что норма, закрепленная в акте, стоящем по иерархии ниже, по своему содержанию должна быть производной от нормы, закрепленной в акте, занимающем более высокую позицию. В принятой иерархии определены позиции правовых нормативных актов в соответствии с их юридической силой. Иерархичность, соподчиненность и согласованность системы источников конституционного права является убедительным подтверждением самостоятельности данной отрасли права, как и любой другой, отвечающей этим качествам системе источников отраслей национального права. Хотя источники конституционного права и различаются по своей юридической силе, однако это не обуславливает степень их обязательности. Последняя составляет важнейшую сторону законности. «Юридическая сила, – писал В.Коток, – может быть большей или меньшей, это – регулятивное свойство правового акта, проявляющееся в соотношении с другими актами. Обязательность же не имеет степеней и представляет собой абсолютное качество любого законного акта… Государство одинаково требует соблюдения любого правового акта, независимо от степени его юридической силы. Любой законный акт, вступивший в силу, обязателен безусловно».
5.Источники гражданского права
Гражданский кодекс Республики Казахстан, является одним из наиболее важных и крупных законов в условиях перехода страны к рыночным отношениям. Опираясь на положения Конституции, ГК определяет основные правовые устои экономики рыночного типа: равенство и механизм использования различных форм собственности, организационно - правовые формы предпринимательской деятельности, свободу договора, позволяющую предпринимателям самостоятельно определять своих контрагентов и условия своих хозяйственных связей.
Предмет исследования – источники гражданского права.
Объект исследования - законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты республиканских органов исполнительной власти, комплексные нормативные акты, нормы международного права, международные договоры.
Цель курсовой работы изучить источники гражданского права.
Задачи курсовой работы:
1. Дать понятие источникам гражданского права;
2. Ознакомиться с группами источников гражданского права;
3. Показать иерархию нормативно-правовых актов;
4. Усвоить действие норм гражданского законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц.
Понятие источников
В современных развитых правопорядках господствующей формой (источником) права являются нормативные акты, среди которых приоритетное место занимают законы как акты высшей юридической силы. В гражданско-правовой сфере они традиционно охватываются понятием гражданского законодательства. В прежнем отечественном правопорядке, основанном на огосударствленной экономике, нормативные акты, принятые или санкционированные государством, считались единственным источником гражданского права. Поэтому данное понятие исчерпывалось категорией гражданского законодательства. Активное включение современного Казахстана в мировую экономику потребовало более полного, чем ранее, учета в ее национальном законодательстве международно-правовых положений.
Законы как источники гражданского права:
Все
нормативные акты в зависимости
от их юридической силы делятся
на законы (законодательные акты) и
подзаконные нормативные акты. Законы
как нормативные акты высших органов
государственной власти обладают
большей юридической силой по
отношению к подзаконным
Среди
республиканских
Подзаконные нормативные акты:
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РК. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК РК (или в ином республиканском законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Нормативные правовые акты
республиканских органов
Нормативные акты республиканских министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня — законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении, одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
Комплексные нормативные акты:
Нормы
гражданского права содержатся также
в комплексных нормативных