Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2012 в 18:43, реферат
Государство - сложное и многоаспектное явление. Поэтому его изучение может вестись под разными углами зрения. Это может быть его внутренняя структура, отражающая способы его организации, устройство высших органов государства, территориальную организацию власти, основные направления и способы осуществления власти и т.д. В процессе взаимодействия государства с обществом на первый план выступают то одна, то другая сторона его характеристики.
Введение
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
1.1 Понятие и признаки функций государства
1.2 Классификация функций государства
Глава 2. Общая характеристика основных функций государства
2.1 Внутренние функции государства
2.2 Внешние функции государства
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
План
Введение
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
1.1 Понятие и признаки функций государства
1.2 Классификация функций государства
Глава 2. Общая характеристика основных функций государства
2.1 Внутренние функции государства
2.2 Внешние функции государства
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Государство - сложное и многоаспектное явление. Поэтому его изучение может вестись под разными углами зрения. Это может быть его внутренняя структура, отражающая способы его организации, устройство высших органов государства, территориальную организацию власти, основные направления и способы осуществления власти и т.д. В процессе взаимодействия государства с обществом на первый план выступают то одна, то другая сторона его характеристики.
Для их обозначения, помимо указанных, используются такие понятия, как "функции государства", "формы государства", "механизм государства". Одни из них (сущность, формы) являются в своей основе философскими, а другие (функции, механизмы) заимствованы из таких наук, как физика или математика. Это говорит о том, что проблема государства, будучи по сути философской, имеет немало технических моментов (организация власти, ее структура и т.д.).
Актуальность выбранной темы курсовой работы обусловлена тем, что вопрос о функциях государства имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Он позволяет не только взглянуть на государство со стороны его формы, внутреннего строения и содержания, но и рассмотреть его под углом зрения его разносторонней деятельности, функционирования. С помощью функций представляется возможным с достаточно высокой точностью определить характер деятельности государства, правильность выбора им на том или ином этапе его развития приоритетов, наконец, уровень его организованности и эффективности.
Научное познание государства любого исторического типа обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики и ориентиры не только собственно государства как особой организации публичной власти, но и общества и целом.
Функции государства традиционно определяют как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением.1 В функциях государства выражается его сущность, та реальная роль, которую государство играет в решении основных вопросов общественного развития и прежде всего в удовлетворении разнообразных интересов населения страны.
В юридической литературе уделено значительное внимание исследованию проблемы функций государства (Н.Г. Александров, М.И. Байтин, А.И. Денисов, Л.И. Загайнов, А.II. Косицын, Г.Н. Манов, Н.П. Фарберон, П.В. Черноголовкнн и др.).
Предметом исследования являются функции государства как основные направления деятельности государства по решению задач, стоящих перед ним на том или ином историческом этапе
Исходя из актуальности обозначенной темы, в настоящей работе ставится цель комплексного исследования функций государства.
В соответствии с поставленной целью, в исследовании поставлены следующие задачи:
Методологическую базу и методы исследования определили современные общенаучные, частнонаучные и специальные методы познания (сравнительный, историко-правовой, структурно-функциональный, логический и др.).
Научная новизна исследования определяется самой постановкой проблемы и заключается в том, что оно представляет собой одну из попыток комплексного теоретико-правового анализа функций государства.
Глава 1. Понятие и классификация функций государства
Применительно к государству термин, а вместе с ним и понятие «функция» приобретают несколько иной смысл. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение.
В этом определении выделены наиболее существенные признаки функций государства2.
1. Функции государства непосредст
2. В функциях государства
3. Функции государства возникают и развиваются сообразно его историческим задачам и целям. Государство выполняет свое социальное назначение посредством осуществления соответствующих ему функций, представляющих собой устойчиво сложившиеся основные направления его деятельности.
4. В функциях государств
В связи с тем, что государство выполняет множество функций, содержание которых весьма разнообразно, необходима их научная классификация.
Наиболее общими критериями отграничения одной функции от другой являются: во-первых, особенности объекта государственного воздействия, своеобразие тех общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе своей деятельности; во-вторых, обусловленная последними специфика содержания каждой функции, т е. более или менее однородных, близких друг к другу видов государственной деятельности.
В отечественных и зарубежных академических источниках существуют различные варианты трактовки функций государства.
Например, еще в 60-е годы в рамках
отечественной юридической
Не всеми авторами такое представление о функциях тогда разделялось, но, тем не менее, в модернизированном виде оно в значительной мере сохранилось и по сей день. В подтверждение сказанного можно сослаться на определение понятия «функция государства», в соответствии с которым им охватываются предмет и содержание деятельности государства, а также способы и средства ее обеспечения.
Наличие различных подходов к рассмотрению
и определению функций
Отвечая на эти и подобные вопросы, необходимо обратить внимание на следующие их общие черты.
Функции государства имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и одиопорядковых аспектов деятельности государства. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.
По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-массовую сущность и содержание конкретного государства. В них неизменно проявляется та реальная, социально обусловленная и ориентированная роль, которую выполняет государство в процессе решения задам развития экономики, общества и самого государства.
Речь при этом идет не только о государствах различных типов, государствах, существующих в условиях различных общественно-экономических формаций, но и об однотипных государствах, но отличающихся друг от друга различной экономической и социально-политической ролью, различной степенью вмешательства в решение вопросов экономики и общества.
В функциях государства прослеживается прямая связь не только с социально-классовой сущностью и содержанием государства, но и с его непосредственными, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития основными целями и задачами. Характер функций также определяется не только типом государства, его социально-классовой природой, сущностью и назначением, но и особенностями стоящих перед ним целей и задач. Приоритетность и масштаб реализации первых в значительной мере обусловливается важностью и масштабностью последних, функции как средства достижения целей и решения основных государственных задач во многом зависят и определяются характером этих самых целей и задач.
Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада, а тем более экономического кризиса, когда решаются задачи стабилизации экономики и ее подъема, на первом плане в силу самих объективных обстоятельств оказываются экономические функции.
Функции государства
не следует отождествлять с
Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.
Функции последних, хотя и имеют в большинстве своем немалую значимость для жизни общества и государства, обладают, по сравнению с функциями всего государства, относительно узким, локальным характером.
Если функции государства
Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.
Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.
Задачи и функции государства – явления соотносимые, тесно взаимосвязанные, но не совпадающие. Их нельзя ни противопоставлять, ни отождествлять3.
В задачах государства
Задачи государства имеют исходное значение по отношению к его функциям, являются их ближайшей непосредственной предпосылкой. В задачах концентрируется и преломляется воздействие экономики и политики на развитие функций государства.
В свою очередь, функции государства представляют собой средство реализации, выполнения его задач. Задачи государства воплощаются в жизнь посредством осуществления его функций.
Не следует также смешивать
функции государства с
Для классификации функций
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние. Внутренние функции государства – это, например, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования. К внешним функциям относятся: оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства (см. Приложение).