Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 17:09, реферат

Описание работы

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Малые экономические структуры имеют большое значение для решения многообразных социально-экономических проблем. Так, например, для создания рабочих мест и поддержания рыночной конъюнктуры. В целом, как показывает мировой опыт, малое предпринимательство вносит существенный вклад в современную национальную экономику развитых социально-экономических государств – от 50 до 70 и более процентов.

Содержание работы

Введение 3
Основные понятия малого предпринимательства, его роль
и значение 8
Основные направления Государственной поддержки и развития
малого предпринимательства в России 23
Основные направления Государственной поддержки и развития
малого предпринимательства в Республики Башкортостан 46
Заключение 52
Список использованных источников 55

Файлы: 1 файл

Государственная поддержка малого бизнеса в Башкортостане.doc

— 289.50 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

                   стр.

Введение                                                                                                        3

  1. Основные понятия малого предпринимательства, его роль

и значение                                                                                                           8                                                                                                             

  1. Основные направления Государственной поддержки и развития

малого предпринимательства в России                                                          23                                        

  1. Основные направления Государственной поддержки и развития

малого предпринимательства в Республики Башкортостан                       46                                                                                                     

Заключение                                                                                                 52

Список использованных источников                                                    55

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность исследования. Малый бизнес составляет основу любой экономики – страны, региона, города и района. Он создает рабочие места, разрабатывает и внедряет новые технологии, максимально учитывает местные условия, проникает в невыгодные для крупных предприятий сферы бизнеса, дает значительную часть налоговых поступлений. Благодаря малому управленческому персоналу и простым организационным формам он обладает гибкостью к изменениям внешней среды, мобильностью управления, быстрой реакцией на требования потребителей.

Малое предпринимательство - это совокупность независимых мелких и средних предприятий, выступающих  как экономические субъекты рынка. Эти предприятия не входят в состав монополистических объединений и занимают по отношению к ним в хозяйственном отношении подчиненное или зависимое положение. Малые экономические структуры имеют большое значение для решения многообразных социально-экономических проблем. Так, например, для создания рабочих мест и поддержания рыночной конъюнктуры. В целом, как показывает мировой опыт, малое предпринимательство вносит существенный вклад в современную национальную экономику развитых социально-экономических государств – от 50 до 70 и более процентов. В нашей стране этот показатель составляет примерно 20 процентов. Именно поэтому проблема развития и поддержки малого предпринимательства в современной России имеет огромную актуальность.

Политика государства  в последнее время, сильно направлена на развитие предпринимательства, улучшение условий для занятия предпринимательской деятельностью. Нынешний президент Владимир Владимирович Путин уделяет большое внимание для развития малого предпринимательства.

Фактором, обуславливающим  высокую социальную значимость малого предпринимательства, является то, что по своему характеру малое предпринимательство основывается на учете местных потребностей, интересов. За счет меньшего масштаба, малое предпринимательство оказывается более гибким к изменяющимся экономическим условиям и в большей степени способен реагировать на колебания потребительского спроса. Малое предпринимательство в значительной степени способствует формированию конкурентной среды, а также установлению рыночного равновесия. Малые и средние предприятия, создавая новые рабочие места и организовывая новый бизнес, снимают социальную напряженность в обществе.

Сегодня в сфере малого предпринимательства трудится 17 миллионов россиян. Это четверть от всего работающего населения в стране.

Однако говорить о  подлинном развитии предпринимательства в России еще преждевременно.

Для более успешного  развития малого предпринимательства  государство должно создать все  необходимые условия, в свою очередь, люди должны быть инициативными и  предприимчивыми.

К основным причинам, тормозящим развитие и становление предприятий малого бизнеса, относится нехватка свободных площадей для размещения производственной деятельности; несовершенство земельных отношений и рынка нежилой недвижимости; недостаток финансовых средств, их краткосрочность; недостаточная подготовка квалифицированных кадров; нехватка молодых специалистов необходимой квалификации.

Специалисты утверждают, что если ежегодно количество малых  и средних предприятий в России будет увеличиваться на один миллион, то для национальной экономики, социальной жизни страны наступят времена расцвета, а удвоение ВВП станет реальностью. Цифра в 1 миллион - программа, для воплощения которой нужно всего лишь соблюдать ряд условий, нормализующих предпринимательский микроклимат. Среди них - наличие и активное функционирование консолидирующей организации, союза или ассоциации, способной поддержать, защитить предпринимателя в необходимом объеме и в нужное время.

Стабильные субсидии малому бизнесу являются необходимым  фактором для его успешного развития. Стабильная финансовая поддержка малого бизнеса всегда является показателем грамотного формирования экономики в стране. Никто не станет спорить с утверждением о том, что любая вновь созданная компания нуждается в укреплении своих позиций на рынке, для чего ей требуется прочная материальная база. К сожалению, не все компании, появляющиеся в нашей стране, имеют собственную базу средств, благодаря которой развитие бизнеса налаживается практически сразу же. Большинство из них выходит «в плавание» практически нулевыми и требует поддержки для нормального функционирования.

На сегодняшний день поддержка малого и среднего предпринимательства является одной из наиболее важных задач государства. Реализация ее может осуществляться посредством единоразового пособия для открытия собственного бизнеса, путем целевых субсидий малому бизнесу или же через систему гарантийных фондов в каждом отдельно взятом регионе.

Согласно мнению специалистов, создание многочисленных программ поддержки  малого бизнеса способно объединить не только усилия властей на ведомственном уровне, но и охватить региональные структуры. Следовательно, данная тактика может и должна привести к оформлению устойчивого делового климата в стране. Грамотная финансовая поддержка малого бизнеса является необходимым фактором для его развития и процветания.

Цель выпускной квалификационной работы - исследование теоретических  основ малого предпринимательства, определение специфических особенностей, проблем и перспектив развития малого бизнеса в Российской Федерации  на примере Республики Башкортостана.

Поставленная цель предопределила решение в работе следующих задач:

Исследование сущности малого предпринимательства;

Определение особенности  малого предпринимательства в России и тенденций его развития.

Изучение соответствующей нормативно-правовой базы деятельности малого бизнеса;

Исследование состояния  малого бизнеса на примере Республики Башкортостан.1

Рассмотрение практической деятельности органов власти Республики Башкортостан по поддержке малого бизнеса  и определение путей ее совершенствования.

Объектом исследования является современное состояние малого предпринимательства в Республики Башкортостан.

Предметом исследования является деятельность органов государственной  власти Республики Башкортостан по поддержке  малого бизнеса.

Нормативная база  основу исследования составили Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Методологическую основу исследования составляют положения науки предпринимательского права и государственного регулирования в России.

Вопросы настоящей дипломной  работы рассматриваются в учебнике Грибова В.Д., М. М. Максимцова, Кретова С.И, Сергеева И.В, Васильева Е.Е, в статьях Ильина И.Е., Картуесова А.И.

Практическая значимость результатов исследования в том, что человеку, изучающему проблему деется возможность систематизировать свои знания о проблеме, перейти с уровня поверхностного понимания, к уровню более упорядоченного и более конкретного понимания проблемы развития малого предпринимательства в России и в РБ, Государственной поддержки малого предпринимательства в России и в РБ, ее реализации и принятии конкретных мер для осуществления данной поддержки.

Настоящая дипломная  работа имеет следующую структуру. Начинается она введением. В основном тексте выделяется три раздела. Первый раздел – Основные понятия малого предпринимательства и государственной поддержки малого предпринимательства, его роль и значение. Второй раздел – Основные направления Государственной поддержки и развития

малого предпринимательства  в Российской Федерации. Третий раздел - Основные направления Государственной поддержки и развития

 малого предпринимательства  в Республики. Затем следуют заключение, список использованных источников и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Основные понятия малого предпринимательства, его роль и значение

 

 

Малое предпринимательство  — важная составляющая рыночной экономики. Опыт промышленно развитых стран показывает, что до 60% валового внутреннего продукта обеспечивает малый бизнес, на его предприятиях работает более 50% общей численности занятых. Очевидным фактом является объективная необходимость всемерного развития в России малого предпринимательства, которое по многим параметрам отстает от малого бизнеса ряда стран Европы, США и Японии.2

Малым предпринимательством (малым бизнесом) признается деятельность, осуществляемая определенными субъектами рыночной экономики, имеющими установленные  законом признаки, конституирующие  сущность этого понятия. В ряду научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником.

Субъекты малого и  среднего предпринимательства - хозяйствующие  субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными Федеральным законом N 209, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.3

Наряду со средней  численностью персонала критериями отнесения к малому предпринимательству выступают объем оборота (прибыли, дохода), величина активов, размер уставного капитала и другое.

Международная организация  экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), в которую входят развитые страны, определяет предприятия с числом до 19 человек как «весьма малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек как «средние» и свыше 500 как «крупные».

Малое предпринимательство  выступает в качестве особого  вида экономической активности, ибо  его начальный этап связан, как правило, лишь с идеей — результатом мыслительной деятельности, впоследствии принимающей материализованную форму.

Малое предпринимательство  характеризуется, как правило, наличием инновационного момента — будь то производство нового товара, смена  профиля деятельности или основание нового предприятия. Новая система управления производством, качеством, внедрение новых методов организации производства или новых технологий — это тоже инновационные моменты.4

Основным субъектом  предпринимательской активности выступает предприниматель. Однако предприниматель — не единственный субъект, в любом случае он вынужден взаимодействовать с потребителем как основным его контрагентом, а также с государством, которое в различных ситуациях может выступать в качестве помощника или противника. И потребитель и государство также относятся к категории субъектов предпринимательской активности, как и наемный работник (если, конечно, предприниматель работает не в одиночку), и партнеры по бизнесу (если производство не носит изолированного от общественных связей характера). На рисунке 1 изображена схема субъектов предпринимательской деятельности.5

 

Рисунок.1. Субъекты предпринимательской деятельности6

 

Партнерские связи играют весьма важную роль в предпринимательстве. Каждый предприниматель при планировании своей деятельности, при разработке бизнес-плана обязательно учитывает возможность установления необходимых партнерских связей. К примеру, если вы планируете производить, скажем, кухонную мебель, то вы, естественно, обязательно постараетесь предположительно определить, где, у кого и на каких условиях сможете приобретать все необходимое для организации производства (древесину, иные компоненты, фурнитуру, оборудование, машины и т.д.). Без такого подхода невозможно планирование предпринимательской деятельности.

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель  рассматривает партнера (партнеров) как субъект предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений  с которым зависит уровень  эффективности его деятельности.7

Целью предпринимательской  активности является производство и  предложение рынку такого товара, на который имеется спрос и  который приносит предпринимателю  прибыль. Прибыль — это излишек  доходов над расходами, получаемый в результате реализации принятого предпринимательского решения по производству и поставке на рынок товара, в отношении которого предпринимателем выявлен не удовлетворяемый или скрытый спрос потребителя.

Информация о работе Государственная поддержка малого предпринимательства в РФ