Государственная регистрация прав на недвижимое имущество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2014 в 00:03, научная работа

Описание работы

В процессе формирования рынка недвижимости, возникла потребность во введении норм права, устанавливающих государственную регистрацию вещных прав на нее. Можно выделить несколько причин ее возникновения.
Во-первых, в силу сложившейся психологии участники гражданско-правовых отношений полагали, что правоустанавливающие документы на недвижимое имущество может выдать только государственный орган.
Во-вторых, юридические лица, приобретавшие в процессе приватизации недвижимость в частную собственность, хотели получить доказательство данного факта от ее бывшего собственника – государства.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕГИСТРАЦИЯ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО

5
1.1. Исторический анализ законодательства России в области регистрации прав на недвижимое имущество

5
1.2. Порядок осуществления государственной регистрации на недвижимое имущество

8
ГЛАВА 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРАВ НА НЕДВИЖИМОЕ ИМУЩЕСТВО, ПОРЯДОК ЕЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

2.1. Международная практика в области регистрации прав на недвижимость 19

2.2. Понятие и современные правовые проблемы регистрации прав на недвижимое имущество

23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
32
ПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
34

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 65.59 Кб (Скачать файл)

Основным признаком, по которому различаются системы укрепления прав на недвижимое имущество в странах европейской цивилизации, включая и страны Американского, некоторые страны Африканского континентов, Юго-Восточной Азии и Австралии, является то, какую роль в охране прав на недвижимое имущество играет государство: берет ли оно это на себя или предоставляет владельцам этих прав самим заботиться об их охране. Именно по этому признаку различаются две основные системы укрепления прав на недвижимое имущество (а точнее - единственные, в тех странах, где вообще имеют место быть системы укрепления прав), а именно:

- система регистрации  актов о сделках с недвижимостью (в российской литературе она  уже успела получить наименование  «Актовая система»), и

- система регистрации  прав на недвижимое имущество («Титульная система»).

Главным центром распространения Актовой системы являются практически все штаты США; центром распространения Титульной системы - европейские страны и Австралия.

Сущность Актовой системы заключается в том, что в сделках с недвижимостью государство, если и берет на себя какую-либо функцию, сопряженную с возможной ответственностью, то только в регистрации самого факта совершения сделки определенного содержания между определенными лицами. Имеют ли стороны право на совершение этой сделки, имеют ли они вообще какое-либо отношение к самому предмету сделки, да и существует ли этот предмет в природе, не интересует регистратора – в его обязанности входит только удостовериться в том, что перед ним именно те личности, которые указывают себя в договоре, вручаемом ему для регистрации, и точно зафиксировать дату и время регистрации. А если сделка заключена при помощи нотариуса, то и забота об идентификации сторон становится лишней. Особая важность фиксации даты и времени регистрации состоит в том, что, если прежний владелец успешно попытается несколько раз продать, пока оформляются эти сделки, один и тот же объект (или несколько раз заложить одно и тоже имущество), и поэтому в отношении одного и того же объекта возникнут конкурирующие между собой права или интересы, то удовлетворение, прежде всего, будет предоставлено тому претенденту, чей договор будет зарегистрирован раньше.

Покупатель недвижимости (а также ипотечный кредитор) сам на себе несет всю тяжесть риска, связанную со сделкой. А риск этот, например, может состоять в том, что продавец не является собственником продаваемой недвижимости и не имеет на ее продажу никаких полномочий; а также любой из тех, которые перечислены во введении. Подобные «сюрпризы» могут скрываться не только в текущей сделке, но и в глубокой истории ее объекта. Например, в пыли старинного архива может быть обнаружен ветхий пергамент, из которого ученому мужу, по крупицам восстанавливающему события минувших веков, станет известно, что в позапрошлом веке неким негодяем-корыстолюбцем было сокрыто завещание некого лендлорда, и клочок пахотной земли достался ему в руки совершенного незаконно, что делает ничтожными весь ряд последовавших сделок с этой землей. И, если живы потомки тех, кому по найденному завещанию должна была достаться эта земля, они имеют право требовать безоговорочной передачи этой земли им. И не важно, что соседнее село к этому времени уже выросло в большой город - центр мирового финансового рынка, а на месте прежнего огорода находятся несколько земельных участков самой престижной и доходной в городе застройки.

Таким образом, прежде чем купить недвижимость, необходимо тщательно изучить всю историю переходов ее из рук в руки (Title of research), историю залогов и сдачи в аренду, войти в детали семейных историй ее прежних владельцев и прочее, вплоть до самого происхождения недвижимости (например, пожалования королем) с тем, чтобы свести к минимуму возможные неожиданности. Естественно, что такое исследование не под силу рядовому покупателю – для него за достаточно высокую плату это делают специализирующиеся на этом юристы. Но и они не в состоянии дать стопроцентную гарантию «чистоты титула», и покупателю все равно приходится рисковать, а, следовательно, и страховать приобретаемый титул, то есть свое право (title insurance). Страхованием титула занимаются специализированные страховые компании, что является весьма эффективным бизнесом. Годовой объем таких компаний в США в 1980 году составлял 1.26 млрд. долларов

Итак, «конструктивными» институтами, составляющими Актовую систему, являются:

- правительственное или  частное (например, в Бразилии) бюро  регистрации договоров и иных  актов о сделках с недвижимостью;

- нотариальные или адвокатские  бюро, специализирующиеся на исследовании  «Чистоты титула»;

- страховые компании, специализирующиеся  на «Страховании титула», или  Титульные страховые компании.

В логике Титульной системы регистрации заложено конструктивное единство Поземельной книги и Кадастра недвижимости. Прежде всего, это обусловлено тем, что Поземельная книга как информационная система в качестве основной информационной ячейки использует земельный участок – основной объект регистрируемых прав. Земельный участок получает уникальный идентификационный (кадастровый) номер, которым идентифицируется каждый лист Поземельной книги, посвященный этому участку, а также любой другой документ, хранимый в делах, заведенных на него, в результате чего возникает полная ясность в отношении какого именно объекта зарегистрированы права в Поземельной книге. Однако исторически сложилось так, что национальные системы описания недвижимости развивались, прежде всего, с целью ее налогообложения. В полной мере проблема укрепления прав и роль в этом кадастра была осознана только в XIX веке. Поэтому национальные кадастровые системы значительное время для систем регистрации права служили внешней, параллельной и даже вторичной информационной системой. В XX веке наметилась сильная тенденция объединения этих систем (системы регистрации права на недвижимость, системы ее налогообложение и обслуживающего их кадастра недвижимости).

Итак, «конструктивными» институтами, составляющими классическую Титульную систему, являются:

- установленный законом  порядок, согласно которому признается  лишь то право на недвижимость, которое зарегистрировано в Поземельной  книге. В числе этих прав:

- право собственности;

- права и интересы третьих  лиц (арендаторов, кредиторов, лиц, в  пользу которых обременена недвижимость  и прочее.

В сделке с недвижимостью в руки нового владельца право переходит именно в момент регистрации этого права, которая физически состоит в том, что в строке записи «Правообладатель» одно имя заменяется другим.

Поземельная книга, как правило, состоит из трех разделов.

В Германской Поземельной книге, посвященной объекту недвижимости, в части I указываются собственники, в части II - права третьих лиц, (например, право соседа пользоваться дорогой, право муниципальных предприятий прокладывать коммуникации), в части III -залоговые права кредиторов (ипотек и поземельные долги).

Помимо центрально-европейской системы регистрации прав, признанной как классическая Титульная система регистрации прав на недвижимость, в мире имеют распространение и другие системы: система Торренса и Французская система регистрации прав.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. Понятие и   современные правовые проблемы регистрации прав на недвижимое имущество

 
Понятие государственной регистрации прав на недвижимое имущество дано в ст.2 ФЗ РФ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", принятого Государственной Думой 17 июня 1997 года, в которой государственная регистрация определяется как "юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации".

Данный правовой институт является, в своем современном правовом смысле, новым для законодательства Российской Федерации. Однако то, что права на недвижимое имущество нуждаются в каком-либо публичном подтверждении со стороны государства в силу важности и специфичности данного объекта гражданского оборота, признавалось российскими учеными-цивилистами еще в прошлом веке и начале нынешнего. Кроме того, различные системы государственной регистрации прав на недвижимость существуют и действуют уже достаточно долгое время и в других странах.

Таким образом, можно сделать вывод, что создание правового института государственной регистрации не строилось на “пустом месте”, а основывалось на теории и практике международного и отечественного гражданского права.

Перед тем, как рассматривать само понятие государственной регистрации, следует прояснить некоторые аспекты. И первый из них: что же подразумевается законодателем в данном случае под недвижимым имуществом? П.1 ст. 130 ГК РФ дает такое общее определение недвижимости: все, что прочно связано  землей, объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно. Но кроме этого, к недвижимости отнесены и объекты, не отвечающие данному критерию - воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, а также (ст. 132 ГК РФ) предприятие как имущественный комплекс. Недвижимость - юридическое понятие, и имущество может быть отнесено к недвижимости законом, что имеет большое значение для определения, подлежат ли государственной регистрации права на него и сделки с ним.

Анализируя современное законодательство, можно составить следующий перечень объектов недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”:

- земельные участки (ст.130 ГК РФ, ст.1 ФЗ “О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним”);

- участки недр (там же);

- обособленные водные  объекты (там же);

- леса, многолетние насаждения (там же);

- здания (ст. 130 ГК РФ), части  зданий (ст.5 ФЗ “О товариществах  собственников жилья”);

- нежилые помещения (ст.1 Закона РФ “Об основах федеральной  жилищной политики”, ст.1 ФЗ “О  государственной регистрации прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним”, ст.1 ФЗ “О товариществах  собственников жилья”); части помещений (ст. ФЗ “О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним”);

- предприятия как имущественный  комплекс (ст.132 ГК РФ, ст.1 ФЗ “О  государственной регистрации прав  на недвижимое имущество и  сделок с ним”;

- жилые дома и их  части (ст.558 ГК РФ), жилые дома  с жилыми и нежилыми помещениями (ст.1 Закона РФ “Об основах  федеральной жилищной политики”, ст.1 ФЗ “О товариществах собственников  жилья”); жилые дома на дачных  участках с правом регистрации  проживания на нем (ст. 1 ФЗ “О  садоводческих, огороднических и  дачных некоммерческих объединениях  граждан”);

- квартиры, ее части (ст.289, 558 ГК РФ), служебные помещения, иные  жилые помещения в жилых домах  и других строениях, пригодные  для постоянного и временного  проживания (ст. 1 Закона РФ “Об  основах федеральной жилищной  политики”);

- комнаты (ст.9 ФЗ “О товариществах  собственников жилья”, ст.5 ФЗ “Об  ипотеке (залоге недвижимости)”);

- дачи, садовые дома, гаражи  и другие строения потребительского  значения (ст.56 Основ законодательства  о нотариате, ст.5 ФЗ “Об ипотеке (залоге недвижимости)”);

- жилые строения без  права регистрации проживания  в них и хозяйственные строения  и сооружения на садовых участках; некапитальные жилые строения  и хозяйственные строения и  сооружения на садовых участках (ст.1 ФЗ “О садоводческих, огороднических  и дачных некоммерческих объединениях  граждан”);

- кондоминиумы как комплексы  недвижимого имущества (ФЗ “О  товариществах собственников жилья”, ст.1 ФЗ “О государственной регистрации  прав на недвижимое имущество  и сделок с ним”);

- объекты незавершенного  строительства, не являющиеся предметом  действующего договора строительного  подряда (ст.25 ФЗ “О государственной  регистрации прав на недвижимое  имущество и сделок с ним”.

Давая понятие государственной регистрации, законодатель разграничил в принципе равнозначные формулировки "акт государственного органа, порождающий права" и "юридический акт признания государством прав", и сделал это, исходя, по всей видимости, из следующих причин:

- нельзя смешивать государственную  регистрацию прав и акт государственного  органа, порождающий права, исходя  из сопоставления пп.1, 2 ст.8 ГК  РФ, в которых эти понятия рассматриваются  как самостоятельные;

- главная задача издания  государственного акта - создать  основание для возникновения  прав и обязанностей, в то время  как государственная регистрация  имеет другие задачи, в том  числе определяет в конкретных  случаях время возникновения  прав;

- с точки зрения юридической  логики рассматривание регистрации  прав как акта государства, порождающего  гражданские права, также невозможно, поскольку алогичен сам оборот "регистрация прав, порождающая  эти права";

- признание за регистрацией  статуса соответствующего государственного  акта повлекло бы за собой  и накладывание на государство  ответственности за юридическую  чистоту и законность удостоверяемых  прав, что, безусловно, имело бы негативные  последствия для его бюджета, поскольку фактически речь шла  бы об ответственности налогоплательщиков  за незаконность действий сторон  при заключении сделки.

Информация о работе Государственная регистрация прав на недвижимое имущество