Государственная власть как вид социальной власти

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2014 в 17:05, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – анализ теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.
Задачи исследования:
1. Провести анализ литературы по теме исследования.
2. Рассмотреть теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти
1.1 Понятие, признаки и свойства государственной власти
1.2 Структура, классификация и характерные черты государственной власти
1.3 Формы, методы и способы осуществления государственной власти
1.4 Легитимность и легальность власти, ее единство и разделение
Глава 2. Способы и механизмы функционирования государственной власти в России
2.1 Органы РФ, осуществляющие исполнение государственной власти, их сущность и властные полномочия
2.2 Принципы организации и способы осуществления государственной власти в РФ
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсач.docx

— 64.74 Кб (Скачать файл)

Органы законодательной власти состоят из парламента РФ, парламентов республик, представительных органов государственной власти других субъектов Федерации и местных представительных органов государственной власти (собраний депутатов, муниципальных советов и др.). Все указанные органы принимают законы и другие общеобязательные правовые акты федерального, республиканского, краевого, областного и других уровней.

Федеральное собрание – парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Он состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. Федеральное собрание является постоянно действующим органом.

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти [16, c. 276].

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного суда России и выступлений руководителей иностранных государств. К компетенции Совета Федерации (верхней палаты парламента) относятся: утверждение границ между субъектами Федерации; утверждение Указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; решение вопроса об использовании Вооруженных Сил РФ за пределами государственной территории; назначение выборов Президента России и отрешение его от должности; назначение на должность судей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов; назначение на должность и освобождение от нее Генерального прокурора России.

К ведению Государственной Думы (нижней палаты парламента) относятся: предоставление согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства России; решение вопроса о доверии Правительству РФ; назначение на должность и освобождение от нее Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты РФ, Уполномоченного по правам человека, объявления амнистии и другие вопросы. Главным направлением деятельности Федерального собрания является законодательная деятельность. Принятый Государственной Думой закон в течение пяти дней передается в Совет Федерации. Закон считается одобренным им, если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов этой палаты либо если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Органы исполнительной власти включают: Правительство России; федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные службы и агентства; правительства, министерства республик в составе Российской Федерации; глав администраций краев, областей; мэров городов федерального значения; глав администраций городов, сельских и городских районов.

Высшим органом исполнительной власти в России является Правительство РФ, состоящее из Председателя, его заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом с согласия Государственной Думы, которая рассматривает представленную кандидатуру в течение недели [23, c. 427].

К ведению Правительства РФ относится разработка и представление федерального бюджета Государственной Думе, обеспечение его исполнения и отчет по его выполнению; обеспечение проведения единой финансовой, кредитной и денежной политики; обеспечение проведения единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и экологии; осуществление управления федеральной собственностью; осуществление мер по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики государства, законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью и другие вопросы.

Конституционный суд Российской Федерации, состоящий из 19 судей, разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституций республик, уставов, а также законов и нормативных актов субъектов Федерации; договоров между органам и государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Конституционный суд разрешает споры о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации; между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации [15, c. 29].

Верховный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший арбитражный суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации.

 

Заключение

 

В результате проделанной работы: проведен анализ литературы по теме исследования; рассмотрены теоретические основы системы государственной власти как особой разновидности социальной власти; охарактеризованы способы и механизмы функционирования государственной в России.

В данной работе феномен государственной власти рассматривался с различных теоретических аспектов, а именно: как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти; как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними; как система государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.

Анализ теоретических и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти позволил сформулировать следующие выводы:

1. В человеческом обществе существуют и взаимодействуют многие разновидности социальной власти. Среди них важнейшее значение имеет Государственная власть, являющаяся одним из признаков, свойств государства как разновидности социальной организации.

2. Власть – одно из основных и емких понятий, что подтверждается как отсутствием в современной политической мысли одного общепризнанного ее определения, так и многообразием концепций власти. Она выступает главным объектом взаимодействий групп, общностей, организаций.

3. Признание обществом законности, правомерности официальной власти – это фундаментальная ее характеристика

4. Государственная власть является разновидностью власти социальной. Причем, будучи весьма сложным и многогранным явлением, она может проявляться в разных качествах, обладать определенными признаками. С одной стороны, это средство социального управления, представляющее собой отношение между людьми и организациями, субъектом и объектом которого является наделенный волей и сознанием человек. С другой стороны это отношение, обеспечивающее выявление и преобладание властной воли, связанное со способностью субъекта направлять волю, поведение другого лица.

5. Государственная власть определялась как базовое общественное отношение между людьми, их общностями и образованиями, обладающее свойствами верховенства, единства, всеобщности и универсальности, принудительности и обязательности. В обществе власть осуществляет политическое руководство, в то же время она несет перед ним конституционную и нравственную ответственность, которая наступает при невыполнении обязанностей, злоупотреблении правами.

6. Законодательная, исполнительная и судебная власти образуют систему государственной власти, характерную для демократических государств и отвечающую волеизъявлению Российского общества.

7. Главной целью Российского государства должно быть обеспечение благополучия граждан России на основе экономического развития, экологической устойчивости и социальной стабильности общества.

8. Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в России необходимо выделить следующие: повышение эффективности законодательного процесса; усиление результативности в реализации принятых законов; повышение взаимодействия между различными ветвями власти; совершенствование законодательной техники и планирования; всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями; дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества. Таким образом, цель исследования, заключающаяся в анализе теоретической базы и практических аспектов системы государственной власти как особой разновидности социальной власти достигнута, задачи выполнены.

 

Список литературы

 

Законодательные и нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета №237 от 25.12.93 г.
  2. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями на 8 декабря 2003 года // Российская газета. - N 252. - 16.12.2003.
  3. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» // СПС Гарант.
  4. Федеральный закон от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС Гарант.
  5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СПС Гарант.
  6. Федеральный конституционный закон 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 31.12.1997 N 3-ФКЗ, от 19.06.2004 N 4-ФКЗ, от 03.11.2004 N 6-ФКЗ) // Российская газета. – №245. от 23 декабря 1997.
  7. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе РФ» // Российская газета. 6.01.1997. № 3.
  8. Указ Президента Российской Федерации от 09 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»

Научная, учебная и специальная литература

  1. Белькинд Ю.В. Законность власти // Российское аналитическое обозрение. – 2006. – № 2. – С. 45-48.
  2. Бутенко А.П. Государство: его вчерашние и сегодняшние трактовки // Государство и право. – 2003. – №3. – С. 25-34.
  3. Венгеров А.Б. Теория государства и права. Часть 1. – М.: Зерцало, 2006. – 234 с.
  4. Громыко Ю.Б. Легитимность и власть // Российское аналитическое обозрение. – 2006. – № 2. – С. 72-79.
  5. Дегтярев А.А. Политическая власть как регулятивный механизм социального общения // Полис. – 2007. – №3. – С. 8-14.
  6. Дмитриев Ю.А. Соотношение понятий политической и государственной власти в условиях формирования гражданского общества // Государство и право. – 2004. - № 7. – С. 67-72.
  7. Доган М. Легитимность режимов и кризис доверия // Социологические исследования. - 2004. - №6. – С. 27-31.
  8. Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник. – 2-е изд. – М.: Спарк, 2004. – 511 с.
  9. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. – 2004. - № 6. – С. 56-62.
  10. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. – 2001. – № 3. – С. 45-49.
  11. Марченко М.Н. Теория государства и права. – М.: ООО «ТК Велби», 2002. – 640 с.
  12. Морозова Л. А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. – 2003. – №3. – С.12-20.
  13. Новиков С.С. Проблемы теории государства и права. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 324 с.
  14. Общая теория права и государства. / Под ред. В. В. Лазарева. – М.: Норма, 2003. – 640 с.
  15. Пикулькин В.А. Система государственного управления: Учебник для ВУЗов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. – 439 с.
  16. Проблемы общей теории права и государства. Учебник для Вузов. Под общ. ред. академика РАН, доктора юрид. наук, проф. В.С. Нерсесянца. – М.: Издательство НОРМА, 2007. – 352 с.
  17. Рыжов В.С. К судьбе государственного управления // Государство и право. – 2009. – № 2. – С. 14-22.
  18. Спиридонов Л. Теория государства и права. Учебник для Вузов. – М.: Феникс, 2008. – 421 с.
  19. Сукиасян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. – М., 2006.
  20. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского и В.Д. Перевалова. – М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2005. – 670 с.
  21. Теория государства и права / Под ред. А.Б. Венгерова. – М.: Норма, 2003. – 640 с.
  22. Теория государства и права / Под ред. А.С. Пиголкина. – М.: Юрайт-Издат, 2005. – 613 с.
  23. Теория государства и права / Под ред. Мамонова Г.Н. Учебник. – М.: БЕК, 2007. – 420 с.
  24. Теория государства и права / Под ред. Н.И. Матузова, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2005. – 776 с.
  25. Уваров А.А. О государственных полномочиях в компетенции органов местного самоуправления // Государство и право. – 2002. – № 10. – С. 45-49. 
  26. Хропанюк В.Н. Теория государства и права / Под ред. Т.Н. Редько. – М.: Норма, 2004. – 580 с.
  27. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обновление // Правоведение. – 2008. – № 2. – С. 34-42.
  28. Чиркин В.Е. Государственная власть субъекта Федерации // Государство и право. – 2000. - № 10. – С. 65-71.
  29. Чиркин В. Е. Разделение властей: социальные и юридические аспекты // Государство и право. – 2009. – № 8. – С. 67-73.
  30. Юридическая энциклопедия. — GUMER-INFO, 2007. – 1036 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/library/.

Информация о работе Государственная власть как вид социальной власти