Стратегическая
цель развития страны – достижение
уровня экономического и социального
развития, характерных для развитых
экономик, а именно: высокие стандарты
личной безопасности, доступность услуг
образования и здравоохранения
высокого качества, необходимый уровень
обеспеченности жильём, доступ к культурным
ценностям, экологическая безопасность
. В результате всех заложенных в
Концепции долгосрочного социально-экономического
развития Российской Федерации на период
до 2020 года были представлены следующие
базисные ориентиры:
-Россия должна
стать привлекательной для жизнедеятельности;
-Россия стремиться
к статусу мирового лидера;
-Россия добивается
глобальной конкурентоспособности;
-придание инновационного
характера развитию.
Государственное
регулирование рынка жилой недвижимости
На этом фоне
усиление государственного вмешательства
в экономику не только необходимо,
но и может послужить толчком
к подъёму экономики страны в
целом. Особое место необходимо уделить
государственному регулированию рынка
жилой недвижимости, одной из целей
которого является повышение доступности
жилья.
История взглядов
на роль государства в экономике
претерпевает постоянные изменения, но
одна основных идей в качестве исходной
позиции для разработки новых
теорий основана на необходимости и
возможности государственного регулирования
экономики.
Роль недвижимости в системе
«государство – общество – экономика»
представлена на рисунке 1
Миссию
государства и его функции
на рынке недвижимости необходимо рассматривать
с учётом целей государственного
регулирования (рис.2)
- 24 сентября 2008 года заместитель Председателя Правительства Национальный проект «Жильё» (проект «Доступное и комфортное жильё — гражданам России») — программа по улучшению жилищных условий граждан, объявленная Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным 5 сентября 2005 года на его встрече с правительством, парламентом и главами регионов в рамках Программы приоритетных национальных проектов Российской Федерации Александр Жуков объявил о том, что проект будет «переформатирован» в государственную программу, реализация которой начнётся с 2009 года[1]. Однако, на заседании Совета по реализации национальных проектов 24 декабря 2008 года статус проекта был сохранен (в Госпрограмму был переведен национальный проект «Развитие АПК»). По состоянию на начало 2013 года, формально национальный проект не отменен и был упомянут в послании Федеральному собранию Президента РФ Путина, но о существовании конкретных планов по его реализации ничего неизвестно. Координирующий проект орган (межведомственная рабочая группа) был ликвидирован в 2012 году.
Примером прямого административного
управления в России является введение
ограничения на ведение градостроительной
деятельности в зонах охраны памятников
истории и культуры, в санитарных,
защитных, водоохранных зонах, на территориях
залегания полезных ископаемых, в поселениях
с особым регулированием (городах Москве,
Санкт-Петербурге и др.).
Высшей формой управления рынком недвижимости
является государственное экономическое
программирование, реализующее многочисленные
цели, методы и способы регулирования
(национальный проект «Доступное и комфортное
жилье гражданам России», Программа жилищной
реформы).
Вместе с
тем, 30 ноября 2012 года Правительство
РФ утвердило государственную программу «Обеспечение
доступным и комфортным жильём и коммунальными
услугами граждан Российской Федерации» на 2013—2020 годы. Соответствующее
распоряжение от 30 ноября 2012 г. № 2227-р
подписано Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым. В тексте программы упоминается
национальный проект «Жильё», как реализующийся
с 2006 года. Прямо новая программа и национальный
проект не взаимосвязаны, хотя по своему
формату программа напоминает использовавшиеся
документы по реализации национального
проекта.
- Основными принципами государственного регулирование экономики являются: сочетание обязательности и добровольности государственного регулирования, социальное партнерство государства и частного сектора, баланс экономической эффективности и социальной справедливости.
- Основы государственной политики в сфере недвижимости закладываются путем принятия свода законодательных актов, адекватных реальной экономической, социальной и политической ситуации в стране. Именно в них определяются субъекты и объекты управления, их права, обязанности и ответственность.
- Законодательство является основным регулятором деятельности.
- В стране в целом управление объектами недвижимости распределено между различными ветвями государственной власти, которая разделена на законодательную, исполнительную и судебную, которые считаются независимыми в своей деятельности.
- Федеральное собрание издает законы, регулирующие рынок недвижимости. Президент издает указы, не противоречащие действующим законам. Правительство выпускает постановления, а министерства и ведомства положения, инструкции и приказы, устанавливающие конкретные процедуры и правила управления недвижимым имуществом.
В области строительства
отсутствует государственная стратегия
развития на будущий период, одна из
основных причин – отсутствие единого
отраслевого органа управления. Функции
распределены между департаментами
Министерства регионального развития
РФ, Министерства экономики РФ, Министерства
финансов РФ, Ростехнадзора и другими
и по своему содержанию остаются далеки
от реальных проблем в строительной деятельности
в России.
В
частности, в компетенцию Думы могут входить
следующие правомочия по регулированию
имущественных отношений:
- -установление порядка управления и распоряжения собственностью;
- -установление порядка использования и охраны объектов культурного наследия;
- -введение и отмена налогов, установление порядка их взимания и предоставления льгот по ним;
- -установление штрафов и иных видов административной ответственности за нарушение правовых актов;
- -установление общего порядка проведения инвестиционной политики при реконструкции, реставрации и строительстве объектов муниципальной и государственной собственности;
- -установление порядка использования, охраны, контроля за использованием и охраной земли, отчуждения земель и оформления прав собственности;
- -установление штрафов и иных видов административной ответственности.
Представительные
органы власти РФ (Государственная
Дума, Совет Федерации) и ее субъектов
обладают полномочиями принимать правовые
акты по вопросам управления недвижимым
имуществом и осуществлять контрольные
функции.
- - проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений;
- - осуществление полномочий собственника в пределах и в порядке, определенных федеральным законодательством, в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений (за исключением полномочий собственника, которые в соответствии с законодательством РФ осуществляют иные федеральные агентства), акций (долей) акционерных (хозяйственных) обществ и иного имущества, составляющего казну РФ, а также полномочий по изъятию из учреждений и казенных предприятий излишнего, неиспользуемого либо используемого не по назначению федерального недвижимого имущества, передаче федерального имущества физическим и юридическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества;
- - разграничение государственной собственности, в том числе на землю, на собственность РФ, собственность субъектов РФ и собственность муниципальных образований;
- - осуществление полномочий собственника имущества должника федерального государственного унитарного предприятия при проведении процедур банкротства;
- - защита имущественных и иных прав и законных интересов РФ при управлении федеральным имуществом и его приватизации на территории РФ и за рубежом;
- - осуществление учета федерального имущества и ведение реестра федерального имущества.
По Конституции
РФ Правительство РФ обладает широкими
полномочиями по регулированию рынка
недвижимости, которые во многом переданы
Агентству по управлению государственным
имуществом и его территориальным
органам. Они осуществляют право
собственности на государственные
предприятия и учреждения и другое
имущество, в том числе на Федеральное
агентство по управлению федеральным
имуществом возложены следующие
основные функции и задачи:
. Уровень мотивации государства
в контроле за деятельностью участников
рынка недвижимости остаётся существенной
нерешённой проблемой. В стране сложилась
ситуация, когда ни бизнес, ни региональные,
ни федеральные власти не хотят или не
могут изменить взаимоотношения, связанные
с коррупцией, неуплатой налогов, незаконным
оборотом неучтённых наличных денег .
На данном этапе государственное вмешательство
возникает, когда наблюдается явное нарушение.
В большинстве случаев вмешательство
носит запоздалый характер: работы не
выполнены, а деньги кончились, исчезают
фирмы однодневки, замораживается строительство,
разоряется застройщик
- В каждом случае страдает население, которое правомерно обращается к государственным органам с требованием навести порядок. Государственные механизмы за деятельностью строительных, жилищно-эксплуатационных, управляющих организаций, работающих в сфере недвижимости испытывают огромные трудности в его объективности, своевременности, профессионализме, обоснованности и необходимости.
- В настоящее время совершенно очевидно, что в отсутствии отраслевого центра управления ситуация на рынке жилой недвижимости, в строительстве требует государственного «ручного управления» с использованием механизмов государственно-частного партнёрства.