Государственное регулирование в экономике

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Сентября 2013 в 21:30, реферат

Описание работы

Целью работы является рассмотрение такого важного явления, как государственное регулирование экономики.
Государственное регулирование экономики -- процесс воздействия государства на хозяйственную жизнь общества и связанные с ней социальные процессы, в ходе которого реализуется экономическая и социальная политика государства, основанная на определенной концепции.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Объекты государственного регулирования экономики…………………....5
Цели государственного регулирования экономики………………………...7
Инструментарий государственного регулирования………………………..8
Функции и методы государственного регулирования…………………….11
Социальная политика государства…………………………………………17
Финансовая политика государства…………………………………………19
Налоги………………………………………………………………...20
Государственный бюджет…………………………………………...22
Тест…………………………………………………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….28
Список используемой литературы………………………………………………...29

Файлы: 1 файл

гражданское право.rtf

— 263.81 Кб (Скачать файл)

Также, с помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего, в том, что сумма прибыли, направленная на техническое развитие освобождается от налогообложения.

С помощью налогов государства добиваются также перераспределения ресурсов.

Благодаря налогам в государственном бюджете концентрируются средства, направляемые затем на решение проблем народного хозяйства, как производственных, так и социальных, финансирование крупных межотраслевых, комплексных целевых программ - научно-технических, экономических и др.

Посредством налогов, государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя ее на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в затратоемкие с длительными сроками окупаемости затрат (железные дороги и автострады, добывающие отрасли, электростанции и др.)

Перераспределительная функция налогов носит ярко выраженный социальный характер. Она в какой-то степени создает и морально-этические устои общества.

Не менее важна также и фискальная функция налогов. Она представляет собой изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части околопроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития.

Следует также отметить, что указанное разграничение функций налоговой системы носит условный характер, поскольку все они переплетаются и осуществляются одновременно. Налогам присуща одновременно стабильность и подвижность. Чем стабильнее система налогообложения, тем увереннее чувствуют себя экономические агенты. Отлаженная и нормально функционирующая система налогов является одним из средств борьбы с теневой экономикой.

Существуют три основные системы прогрессивного налогообложения (отношения суммы, взимаемой в виде налога с дохода конкретного работника к величине этого дохода):

пропорциональный налог (сумма налога пропорциональна доходу работника);

регрессивный налог (налог взимается тем ниже, чем выше доход работника);

прогрессивный налог (чем выше доход, тем выше налог).

Фундаментальная задача государства в этой сфере заключатся в том, чтобы посредством налогов обеспечить потребности бюджета и одновременно не вызвать недовольства налогоплательщиков. При слишком высоких налоговых ставках начинается массовое уклонение от уплаты налогов.

Стабильность налоговой системы не означает, что состав налогов, ставки, льготы, санкции могут быть установлены раз и навсегда. "Неподвижных" систем налогообложения нет и быть не может.

Сочетание стабильности и динамичности, подвижности налоговой системы достигается тем, что в течение года никакие изменения (за исключением устранения очевидных ошибок) не вносятся; состав налоговой системы (перечень налогов и платежей) должен быть стабилен в течение нескольких лет.

Систему налогообложения можно считать стабильной и, соответственно, благоприятной для предпринимательской деятельности и экономического развития, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой системы, наиболее значимые льготы и санкции.

Стабильность налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом.

6.2. Государственный бюджет

 

Государственный бюджет - это подлежащая перераспределению часть национального дохода. Бюджет формируется балансом доходов и расходов за отчетный период

Дефицит бюджета и величина государственного долга - это важнейшие показатели состояния экономики, поэтому данной проблеме традиционно уделяется большое внимание. Дефицит бюджета - это та сумма, на которую в данном году расходы бюджета превосходят его доходы

Причины бюджетного дефицита могут быть следующими:

неоправданно дорогостоящие социальные программы;

крупномасштабный оборот “теневого” капитала;

спад общественного производства;

рост предельных издержек общественного производства;

массовый выпуск обесценивающихся денег;

огромные непроизводительные расходы, приписки, хищения и др.

Бюджетный дефицит относится к негативным экономическим категориям, наряду с инфляцией, кризисами, безработицей, которые, однако, являются неизбежными элементами экономической системы.

Существует несколько концепций бюджетной политики. Общепринятая концепция базируется на том, что бюджет должен быть ежегодно сбалансирован. Однако при более детальном рассмотрении этой проблемы становится очевидным, что такое состояние бюджета в значительной степени уменьшает эффективность фискальной политики государства, имеющей стабилизирующую направленность.

В данный момент все большую популярность приобретает концепция, которая основывается на том, что бюджет должен быть сбалансирован в ходе каждого экономического цикла, а не за каждый год. Данная концепция предполагает, что правительство осуществляет антициклическое воздействие и одновременно стремится сбалансировать бюджет. Поскольку для того, чтобы противостоять спаду, правительство снижает налоги и увеличивает расходы, то есть сознательно вызывает дефицит бюджета.

Существует также концепция, связанная с идеей так называемых “функциональных финансов”. В соответствии с этой концепцией целью государственных финансов является обеспечение сбалансированности экономики, а не бюджета, при этом достижение макроэкономической стабильности может сопровождаться как устойчивым положительным сальдо, так и устойчивым бюджетным дефицитом. Таким образом, снижение бюджетного дефицита, соответственно с данной концепцией является второстепенной проблемой.

Не смотря на все эти концепции бюджетного дефицита, крупные дефициты приводят к значительным отрицательным последствиям для государств, поскольку нарастание бюджетного дефицита приводит к появлению и росту государственного долга.

Государственный долг - это сумма накопленных за определенный период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся за это время положительных сальдо бюджета. Бюджетный дефицит и государственный долг очень тесно связаны.

В любом случае рост государственного долга влечет за собой крайне негативные экономические последствия, поскольку государство будет вынужденно поднять налоги (как средство выплаты государственного долга или его уменьшения), а это, в свою очередь, может подорвать действие экономических стимулов развития производства, снизить инвестиции в производство, а также усилить социальную напряженность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           7. Тест

1. Государственная политика, направленная на макроэкономическую стабилизацию в фазе спада - это:

 
а) рост процентных ставок по ссудам банка;  
б) сокращение государственных расходов для снижения безработицы;  
в) сдерживание дополнительного кредитования;  
*г) снижение налоговых ставок.

2. Широкое применение экономических методов государственного регулирования:  

 
*а) может ослабить эффект рыночных механизмов;  
б) оставляет нейтральным рыночный механизм;  
в) не влияет на рыночный механизм;  
г) может укрепить действие рыночных механизмов.

3. Антимонопольное законодательство нацелено в первую очередь на обеспечение: 

 
а) потребителей общественными товарами и услугами;  
*б) условий конкуренции;  
в) полной занятости;  
г) экономической свободы.

4. Кейнсианство как экономическая теория утверждает, что: 

 
*а) рыночная экономика сама по себе не обеспечивает полного использования своих ресурсов;  
б) полное удовлетворение потребностей общества в товарах и услугах есть стихийный процесс;  
в) экономика станет более эффективной при отсутствии ее регулирования государством;  
г) только самовоспроизводящее развитие частного сектора экономики дает наибольший эффект.

 

 

5. Особенности функций государства в российской экономике обусловлены, прежде всего: 

 
а) чрезмерной развитостью рыночного механизма;  
*б) отсутствием необходимой базы для их реализации;  
в) недоразвитостью личного потребления населения;  
г) диспропорциональностью в народном хозяйстве.

6. Что из перечисленного ниже лучше всего отражает понятие «государство в экономике»? 

 
*а) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на всех территориальных уровнях управления;  
б) совокупность законодательных, исполнительных и судебных органов, действующих на федеральном уровне управления;  
в) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, имеющихся на территории данной страны;  
г) совокупность природных, трудовых и капитальных ресурсов, принадлежащих жителям данной страны.

7. Выделите пункт, где административные методы государственного регулирования не являются основными: 

 
*а) фискальная политика;  
б) разработка национальной системы стандартизации и сертификации;  
в) антимонопольное регулирование;  
г) создание государственных заказников..

8. Внешние эффекты - это: 

 
*а) побочное воздействие производства или потребления какого-либо блага на производство или потребление другого блага  
б) увеличение полезности потребителя в результате воздействия производства какого-либо блага  
в) воздействие производства одного блага на рыночное равновесие в целом

 

 

 

9. Доминирующее место в общественном секторе занимают: 

 
а) добровольные организации  
б) коммерческие предприятия  
*в) государственные предприятия и организации  
г) политические партии

10. Государственное регулирование рыночной экономики: 

 
а) порождено исключительно интересами бюрократического государственного аппарата;  
б) служит экономическим целям национального финансового хозяйства;  
в) вызвано, прежде всего, интересами военно-промышленного комплекса;  
*г) призвано служить укреплению существующего строя, адаптации его к меняющимся условиям путем постановки и решения задач, которые не может решать рыночный механизм.

11. Несостоятельность рынка может заключаться... 

 
а) только в перепроизводстве некоторых товаров;  
б) только в недопроизводстве некоторых товаров;  
*в) как в перепроизводстве, так и в недопроизводстве некоторых товаров;  
г) только в возникновении нехватки товаров.

12. К функциям государства в рыночной экономике относятся:

 
*а) законотворческая деятельность;  
б) обеспечение распределения ресурсов;  
в) формирование рыночных цен;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                        Заключение

 

Безусловно, государственное регулирование -- объективная необходимость развития экономики. Причем, степень государственного регулирования зависит от уровня развития рыночных отношений. Так или иначе, в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством в лице государственных органов. Государство воздействует на экономику посредством законодательных ограничений, налоговой системы, обязательных платежей и отчислений, государственных инвестиций, субсидий, льгот, кредитования, осуществления государственных социальных и экономических программ.

Правовое обеспечение рыночных отношений является одним из ключевых средств государственного регулирования экономики. Максимально эффективное применение средств государственного регулирования возможно лишь в правовых формах. Необходимым, но отнюдь не достаточным условием эффективного государственного регулирования является принятие во внимание интересов субъектов рыночных отношений.

В рыночных условиях перед государством встает трудная задача: с одной стороны оно с помощью экономических рычагов должно поддержать и облегчить функционирование рыночной системы, а с другой стороны - не разрушить эту систему  излишним воздействием. 

Главной целью государственного регулирования экономики является стабильность национальной политики. На современном этапе от государственной экономической политики зависит основы рыночного хозяйства, частного сектора, а значит и всей нашей страны.

В условиях рынка перед государством встает задача: как с помощью экономических рычагов поддержать и облегчить функционирование рыночной системы и в то же время своим излишним воздействием не разрушить эту систему.

 

Список используемой литературы

Конституция РФ, 2012г.

Гражданский кодекс РФ, 2011г.

Бутук Н. «Экономическая теория», Санкт-Петербург, 2008г.

Борисов Е.Ф. «Экономическая теория», Москва, 2008г.

Государственное регулирование экономики в России // Инвестиции в России. - 2002.- №10

Иохин В.Я. Экономическая теория - М. 2001.

Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории - М. 2008.

Куликов Л. М. Основы экономической теории.Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2001.

Ревенков А. Планирование в системе государственного регулирования экономики. - М. 2001.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Государственное регулирование в экономике