Государственное устройство Франции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Октября 2013 в 11:42, доклад

Описание работы

Система государственного управления во Франции - важная и актуальная тема на сегодняшний день. Многие европейские государства имеют сегодня систему государственного управления, организованную по образу Франции. Именно во Франции намного раньше, чем в других западноевропейских странах, завершился процесс централизации, произошло обособление государственного аппарата от гражданского общества, возникла бюрократия, основанная на специализации функций, разделении труда и разделении ролей.

Файлы: 1 файл

Gosudarstvennoe_ustroystvo_Frantsii.docx

— 25.17 Кб (Скачать файл)

 

 Государственное  устройство Франции

Система государственного управления во Франции - важная и актуальная тема на сегодняшний день. Многие европейские  государства имеют сегодня систему  государственного управления, организованную по образу Франции. Именно во Франции  намного раньше, чем в других западноевропейских странах, завершился процесс централизации, произошло обособление государственного аппарата от гражданского общества, возникла бюрократия, основанная на специализации  функций, разделении труда и разделении ролей. Также данная тема актуальна  потому, что существующий во Франции  режим (режим Пятой республики) доказал эффективность данной системы и может быть использован в качестве примера для становления системы государственного управления в России. Таким образом актуальность темы исследования не вызывает сомнений.

Традиционно современную  Францию по форме правления относят  к полупрезидентской республике, сочетающая в себе черты, присущие как президентской, так и парламентской республикам.

Французская модель государственности  двойственна по своей природе. Она  обладает динамизмом и гибкостью. В  Конституции Франции в рамках сложившейся на ее основе политической системы заложены две альтернативные возможности, два различных способа  ее функционирования, которые можно  с достаточной степенью точности охарактеризовать как президентский  и парламентский. Первый способ реализуется  тогда, когда президентское и  парламентское большинство совпадают.


Франция яв-ся унитарной парламентско-президентской (смешанной) республикой. В ее составе кроме основной территории страны входят 4 замосрких департамента и 5 замосрких территорий (Алжир, Африканский континент). Принципом гос управления яв-ся правление народа, по воле народа и для народа. Франция яв-ся типичным примером страны с централизовано-бюракратической системой упр-ия. Французская конституция родилась из стремления с одной стороны воссатновить сильную исполнительную власть и уменьшить чрезмерную власть парламента и с другой стороны сохранить все лучшее из парламентаризма.  
 
Конституция Франции базируется на следующих принципах: 1) сохранение всеобщего избирательного права; 2) созранение и разделение законод и сипол ветвей власти; 3) судебная власть остается независимой; 4) правит-во несет ответственность перед парламентом; 5) формирование новых отношений с колониями. Основное отличие конституции Франции от других парламентских режимов состоит в том, что избрание Президента республики происходит всеобщим прямым голосованием и превращает егов подлинного главу испол власти. 
Административное устройство 
Административно Франция делится на 22 области (Эльзас, Аквитани я, Овернь, Бургундия, Бретань, Центр, Шампань-Арден, Корсика, Франш-Конте, Иль-де-Франс, Лангедок-Руссильон, Лимузэн, Луара, Лотарингия, Южные Пиренеи, Север, Нижняя Нормандия, Верхняя Нормандия, Пикардия, Пуату-Шарант, Прованс-Альпы-Лазурный берег, Рона-Альпы), которые подразделяются на 96 департаментов, включая Париж как отдельный департамент. В состав Франции также входят 4 заморских департамента: Гваделупа, Гвиана,Мартиника и Реюньон, заморские территории: Новая Каледония, Французская Полинезия, Французские австралийские и антарктические земли, о-ва Майотта, Уоллис и Футуна и специальная территориальная единица – о-ва Сен-Пьер и Микелон. 
Глава государства.  
Глава государства – президент, избираемый на 7 лет путем всеобщего и прямого голосования на основе мажоритарной системы в 2 тура. Он следит за соблюдением Конституции и обеспечивает нормальное функционирование государственных органов. Он назначает премьер-министра и членов правительства, председательствует в Совете министров, руководит вооруженными силами, назначает на высшие государственные гражданские и военные должности. Он наделен также правом роспуска Национального собрания. 
Парламент 
Законодательный орган – двухпалатный Парламент, состоящий из Национального собрания и Сената. Правительство осуществляет политику страны. Оно ответственно перед Парламентом, ему может быть вынесен вотум недоверия со стороны Национального собрания. 
Парламент состоит из 2-х палат: 
 
1) Нижняя палата «Национальное собрание» - состоит из 570 депутатов, срок полномочий 5 лет, избирательный возраст 23 года, депутаты состоят в политических партиях, руководит бюро и председатель, выборы прямые гражданами. 
 
2) Верхняя палата «Сенат» - состоит из 321 члена, срок полномочий 9 лет, каждые 3 года 1/3 состава меняется – ратация, руководит председатель и бюро, имеет политические фракции.

Палаты парламента неравноправны. Решающая роль в исполнении главных  парламентских функций принадлежит  национальному собранию, избираемому  населению непосредственно. Сенат  обладает в законодательном процессе только правом отлагательного вето. Парламент  имеет право: 1) ратифицировать важнейшие  международные соглашения; 2) выносить вотум недоверия правительству; 3) объявление войны; 4) формирование конституционного совета; 5) формировать палату правосудия; 6) формирование суда республики. В структуру  француского парламента входят комиссии: постоянные, по 6 комиссий в каждой палате; специальные для рассмотрения конкретных законопроектов; комиссии по расследованию Совместным руководящим органом обеих палат парламента яв-ся совещание председателей. В деят-ти парламента активно работают партийные партии: правые (ОПР – объединения в поддержку республики) и левые (социалисты). 
 
Законодательная деятельность Парламента сводится к таким вопросам, как бюджет и налоги, основы гражданского и уголовного судопроизводства, трудовое и избирательное право, общие принципы обороны, образование, местное самоуправление, разрешение ратификации международных договоров и соглашений. 
 
Национальное собрание – нижняя палата Парламента (577 депутатов, из них 555 от метрополии, 22 – от заморских департаментов и территорий) – избирается на 5 лет путем прямого всеобщего и тайного голосования по униноминальной мажоритарной системе в два тура. В голосовании участвуют граждане, достигшие 18 лет. 
 
Сенат избирается на основе косвенного голосования (коллегия выборщиков состоит из депутатов Национального собрания, генеральных и муниципальных советников). 
 
В соответствии с Конституцией председатель Сената, в случае вакансии поста президента, выполняет его обязанности до новых выборов. Сенат обсуждает законопроекты, направленные ему Национальным собранием или непосредственно вносимые Правительством. 
Состав Сената (321 чел.) обновляется на треть каждые три г. Срок полномочий каждого сенатора составляет 9 лет.

 
Исполнительная власть принадлежит  одновременно Президенту и Правит-ву страны. Существует бесспорное верховенство Президента как главы гос-ва по сравнению с председателем Прав-ва.  
 
Президент при нем Констит совет и совет министров.  
 
Правительство при нем эконом совет и гос совет (201 член). 
 
Президентом может быть гражданин не моложе 23 лет. Чтобы стать кандидатом в Президенты надо быть представленным 500 гражданами занимающими выборные посты в 30 территориях страны. Срок полномочий 7 лет. Президент назначает премьер-министра. Он наделен полномочиями роспуска парламента по любой причине и в любой момент. Президент председательствует в Совете Министров, возглавляет вооруженные силы, воглавляет высший совет магистратуры страны. Осуществляет право помилования. 
 
Правительство Франции, его формирование начинается с назначения рук-ля Прав-ва – премьер –министра. Оно состоит из премьер-министра, министров и гос секретарей. В соответствии с конституцией страны Прав-во определяет и проводит гос политику, распоряжается администрацией и вооруженными силами. Члены Прав-ва не могут быть депутатами парламента и занимать любую какую-нибудь должность. В разработке законопроектов Прав-ву оказывает помощь гос совет, который дает предварительные заключения о подготавливаемых законопроектах. По вопросам соц-эк политики Прав-во консультирует экономический совет.  
 
Конституционный совет 
Конституционный совет следит за соблюдением положений Конституции во всех сферах государственной деятельности. Он контролирует соблюдение законности при проведении референдумов, объявляет их результаты, определяет соответствие принимаемых законов положениям конституции. Состоит из 9 членов, срок полномочий которых – 9 лет. 
 
Франция (без учета заморских владений) делится на коммуны (свыше 36 тыс.), департаменты (96) и регионы (22), где прямым всеобщим голосованием избираются соответственно муниципальные, генеральные и региональные советы, имеющие в своем распоряжении бюджет и исполнительную власть на местах. Функцию представителя государства в департаментах и регионах исполняют префекты, назначаемые президентом страны.

Административно территория Франции разделена на 27 регионов включая 5 заморских, 100 департаментов в том числе 4 заморских, 329 сельских округов и 36757 коммун. Регион и департаменты возглавляет префект, в сельских округах нет местного самоуправления субпрефект, коммуны – мэр.

Регион 
Управление регионом осуществляет региональный совет. Избирается совет прямым всеобщим голосованием на срок — 6 лет. Совет из своего состава избирает председателя и вице-председателя, а также образует руководящий орган - бюро. Региональный совет проводит свои заседания 1 раз в квартал, председатель регионального совета является главой исполнительной власти региона. Представителем государственной власти в регионе является префект региона. Назначается Советом Министров республики, по представлению премьер-министра и министра внутренних дел. Аппаратом префекта региона является генеральный секретариат по региональным делам. 
 
Департамент. 
Руководство департаментом осуществляет выборный орган - генеральный совет. Выборы в генеральный совет проводятся по кантональным округам. Кон-тон - это избирательный округ объединяющий несколько коммун. Срок полномочий членов генерального совета - 6 лет. Генеральный совет избирает из своих членов председателя Совета. Председатель генерального совета -главой исполнительной власти департамента. Представителем государства в департаменте является префект департамента. Назначается декретом Совета Министров республики. Он возглавляет всю систему государственной власти в департаменте. Префект департамента имеет административный аппарат. 
Сельский округ. 
Департаменты делятся на сельские округа. В состав сельского округа административно включаются от 120 до 150 коммун. В департаменте есть 2-4 сельских округа. Округ не является юридическим лицом и не имеет органов местного самоуправления. Представителем государства в сельском округе является супрефект. Назначается на должность Советом Министров. Супрефекты действуют от имени префекта департамента в границах сельского округа. 
Коммуна. 
Представляет собой объединение граждан, образующееся на определенной территории и управляемое собственными избранными органами власти. Численность жителей в коммунах Франции колеблется в широких пределах: от 100 до 300000 человек. Территориальные границы коммун определяются государством. Управление коммуной осуществляет муниципальный совет, как орган представительной власти и мэр, являющийся главой исполнительной власти. Муниципальный совет избирается сроком на 6 лет. Мэр коммуны избирается из числа членов муниципального совета. Ему, декретом Совета Министров республики даются полномочия представителя государственной власти в коммуне. 
 
Мэр руководит работой муниципального совета, персоналом коммуны и муниципальной полицией. Назначает на должности муниципальных служащих, в структурах создаваемых муниципальным советом.

Символы госудства 
Национальный флаг – трехцветный, с вертикальным расположением трех полос – синей, белой и красной. 
 
Национальный гимн – "Марсельеза". Девиз – "Свобода, Равенство, Братство". 
 
Национальный праздник – День взятия Бастилии – 14 июля (1789 г.). 
 
В стране с 1958 г. существует режим Пятой Республики, отличительной чертой которой являются широкие полномочия президента и сильная исполнительная власть.

Политические  партии 
Наиболее влиятельными партиями являются Объединение в поддержку республики, Союз за французскую демократию (блок партий), Социалистическая, Коммунистическая и Республиканская партии, Центр социальных демократов, Движение левых радикалов, Республиканская партия радикалов и радикал социалистов, Национальный фронт. Самой массовой профсоюзной организацией является Всеобщая конфедерация труда.

Вывод

На основании изложенного  приходим к выводу о том, что своеобразие  современной французской государственной  системы заключается в том, что  в зависимости от соотношения  и расстановки политических сил  она в каждый данный исторический момент тяготеет либо к преимущественно  президентской, либо к преимущественно  парламентской форме правления.

Основное достоинство  такой системы заключается в  том, что она характеризуется  весьма высокой степенью демократичности, чутко реагирует на изменения  политического климата в стране, оперативно и довольно точно учитывает  колебания во мнениях избирателей. Действительно, ведь она позволяет перераспределить властные полномочия между высшими государственными органами, основываясь на определенном волеизъявлениями избирателей в ходе парламентских или президентских выборов.

Кроме того, к преимуществам  данной системы можно отнести  и то, что исполнительное двоевластие (и даже возможность его установления) является надежным гарантом от узурпации  власти в государстве и обществе одним лицом. По существу здесь мы имеем дело со своеобразной реализацией  в лоне исполнительных структур принципа разделения властей.

 


 

 
 


Информация о работе Государственное устройство Франции