Государственные предприятия как юридическое лицо

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 18:37, курсовая работа

Описание работы

Целью исследования является закрепление и углубление знаний в области Гражданского права, а также в изучении юридических лиц в РФ и государственных и муниципальных предприятий.
Достижение этой цели предусматривает следующие задачи:
-изучение понятия юридического лица в РФ;
-рассмотрение видов юридических лиц в РФ;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3

Глава 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА 6

Понятие и признаки юридического лица 6
Виды юридических лиц в РФ 13

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УНИТАРНЫЕ ПРЕДПРИЯТИИ 20

2.1. Характеристика унитарных предприятий 20
2.2. Понятие и признаки государственного унитарного предприятия 24

ГЛАВА 3. ИМУЩЕСТВО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИТАРНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ 20

3.1. Порядок формирования имущества государственного унитарного предприятия 20
3.2. Распоряжение имуществом государственного унитарного предприятия 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ 31

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 75.40 Кб (Скачать файл)

Российская Федерация, субъекты Российской Федерации или муниципальные  образования несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий при  недостаточности их имущества.

Статья 7 Закона об унитарных  предприятиях регулирует ответственность  унитарного предприятия. Унитарное  предприятие несет ответственность  по своим обязательствам всем принадлежащим  ему имуществом, но не несет ответственность  по обязательствам собственника его  имущества. Это означает, что в  общем случае имущество унитарного предприятия не может быть использовано в целях, отличных от тех, для выполнения которых оно создано. Проще говоря, орган государственного или муниципального управления не имеет права требовать  от созданного им унитарного предприятия  денежных средств или иного имущества  для погашения своих обязательств или иных специфических целей (например, для ликвидации кассового разрыва). Подчеркнем, что речь идет не об имуществе, принадлежащем унитарному предприятию  на праве собственности, а об имуществе, находящемся в унитарном предприятии  на праве оперативного управления или  хозяйственного ведения. Таким образом, фактически унитарное предприятие  может на свой риск осуществлять предпринимательскую  деятельность, но ответственность по рискованным операциям возмещается  за счет имущества, находящегося в федеральной, региональной или муниципальной  собственности. С другой стороны, собственники имущества унитарных предприятий  несут весьма ограниченную ответственность  по обязательствам государственного или  муниципального предприятия. Такая  ответственность может наступить  только в случае, если несостоятельность (банкротство) такого предприятия вызвана собственником его имущества. При этом на собственника может быть возложена субсидиарная ответственность по обязательствам унитарного предприятия только при недостаточности имущества предприятия.

В России в настоящее время  насчитывается, по разным оценкам, от 9800 до 13786 федеральных государственных  унитарных предприятий. В большинстве  случаев они управляются собственниками недостаточно эффективно, их удельный вес в экономике страны невелик. В отношении федеральных государственных унитарных предприятий признано необходимым определить их оптимальное количество, осуществить преобразование в акционерные общества, за исключением случаев, когда задачи, решаемые унитарным предприятием, не могут быть реализованы хозяйствующими субъектами иных организационно-правовых форм. При принятии приватизационных решений необходимо учитывать сроки и способы приватизации, соотношение между инвестиционной и бюджетной составляющими, пополнение бюджета и перспективное развитие приватизируемого предприятия.

Итак, отличительной чертой Унитарного предприятия является то, что они не имеют права собственности  на принадлежащее им имущество. В  форме унитарных предприятий  могут быть созданы только государственные  и муниципальные предприятия.

 

Заключение

 

В ходе работы было изучено  много литературы, что позволяет  сделать следующие выводы:

- Юридическое лицо - это субъект права, искусственно созданный для определенных целей по правилам, установленным законом, и в соответствии с законом признаваемый таковым государственной властью и всеми участниками гражданских правоотношений;

- В соответствии со  ст. 48 ГК РФ юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде;

- Юридические лица различаются в зависимости от того, сохраняют ли их учредители (участники) какие-либо права в отношении имущества созданной организации. По этому критерию юридические лица подразделяются на четыре вида:

1) организации, на имущество  которых учредители (участники) не  сохраняют никаких прав (все виды  некоммерческих организаций, за  исключением некоммерческих партнерств),

2) организации, в отношении  имущества которых учредители (участники)  сохраняют обязательственные права  (товарищества и общества, кооперативы,  некоммерческие партнерства),

3) организации, в отношении  имущества которых учредители  сохраняют право хозяйственного  ведения (дочерние предприятия),

4) организации, в отношении  имущества которых учредители  сохраняют право собственности  (государственные и муниципальные  унитарные предприятия, федеральные  казенные предприятия, учреждения);

- В зависимости от  способов создания и целей  деятельности юридические лица  подразделяются на публичные  и частные;

- Юридические лица делятся на коммерческие и некоммерческие организации;

- Унитарные предприятия – юридические  лица, учрежденные государственным  или муниципальным образованием  в целях, определяемых их уставами, имущество которых неделимо и  находится в государственной  (муниципальной) собственности;

- Отличительной чертой Унитарного  предприятия является то, что  они не имеют права собственности  на принадлежащее им имущество;

- В форме унитарных предприятий  могут быть созданы только  государственные и муниципальные  предприятия.

 

Литература

Нормативные правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации 12.12.93г. принята всенародным голосованием//Российская газета №237, декабрь 1993

2. Часть первая Гражданского  кодекса Российской Федерации  от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ. Принята Государственной Думой 21 октября 1994 года. Текст части первой опубликован в "Российской газете" от 8 декабря 1994 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 5 декабря 1994 г., N 32, ст. 3301.

3. Часть вторая Гражданского  кодекса Российской Федерации  от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 года. Текст части второй опубликован в "Российской газете" от 6, 7, 8 февраля 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 29 января 1996 г. N 5, ст. 410.

4. Гражданский кодекс  РСФСР. Утвержден Законом РСФСР от 11 июня 1964 г., введен в действие с 1 октября 1964 г. Текст опубликован в Ведомостях Верховного Совета РСФСР, 1964, N 24, ст. 406; 1966 , N 32, ст. 771; 1973, N 51, ст. 1114; 1974, N 51, ст.1346; 1986, N 23, ст. 638; 1987, N 9, ст. 250; 1988, N 1, ст. 1; 1991, N 15, ст. 494; 1992, N 15, ст. 768; 1992, N 29, ст. 1689; 1992, N 34, ст. 1966.

5. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" Текст Федерального закона опубликован в "Российской газете" от 24 января 1996 г., Собрании законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. N 3, ст. 145 (с изм. и доп. от 26 ноября 1998 г., 8 июля 1999 г.)

Специальная и научная литература

1. Волынец В.С. Гражданское право общая часть. Конспект лекций для подготовки к экзамену. Ростов н/Д: «Феникс», 1999. – 288с.

2. Право: Учебник для  вузов/А.И. Косарев, М.В. Малинкович, С.Д. Покревская и др.; Под ред.проф. Н.А. Тепловой, проф. М.В. Малинкович. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, «ЮНИТИ», 1998. – 479с.

3. Зенин И.А. Гражданское право: Учебник для вузов. – М.: «Высшее образование», 2007. – 567с.

4. Учебник по Гражданскому праву: часть 1. Под ред. Ю. К. Толстого, А. П. Сергеева. Изд-во: Проспект. М. 1997. – 466с.

5. Комментарий к части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации для предпринимателей (под общ. ред. Брагинского М. И.).

6. "Юридические лица в современном российском гражданском праве: теория и практика" (Козлова Н.В., "Законодательство", 1996, N 2).

 

Периодические издания

1. Ю. Киселев "Виды юридических лиц" // Экономика и жизнь N 12 1995.

2. Ю. Киселев "Организационно-правовые формы юридических лиц"//Финансовая газета N 15-18 1996.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Имущество государственного унитарного предприятия.

Порядок формирования имущества  государственного унитарного предприятия.

В соответствии со статьей 214 ГК РФ, государственной  собственностью в Российской Федерации  является имущество, принадлежащее  на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве  собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

Имущество, находящееся в государственной  собственности, закрепляется за государственными предприятиями во владение, пользование  и распоряжение в соответствии со статьями 294, 296 ГК РФ.

Средства соответствующего бюджета  и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе  Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

Согласно статье 11 Закона об унитарных  предприятиях, имущество государственного унитарного предприятия находится  в государственной собственности и принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

Имущество унитарного предприятия  формируется за счет:

- имущества, закрепленного за  унитарным предприятием на праве  хозяйственного ведения или на  праве оперативного управления  собственником этого имущества;

- доходов унитарного предприятия  от его деятельности;

- иных не противоречащих законодательству  источников.

Право на имущество, закрепляемое за унитарным предприятием на праве  хозяйственного ведения или на праве  оперативного управления собственником  этого имущества, возникает с  момента передачи такого имущества  унитарному предприятию, если иное не предусмотрено федеральным законом  или не установлено решением собственника о передаче имущества унитарному предприятию.

Особенности осуществления права  хозяйственного ведения и права  оперативного управления в отношении  недвижимого имущества, находящегося за пределами Российской Федерации  и являющегося федеральной собственностью, а также ценных бумаг, долей, паев в находящихся за пределами Российской Федерации юридических лицах, устанавливаются  Правительством Российской Федерации.

При переходе права собственности  на государственное предприятие  как имущественный комплекс к другому собственнику государственного имущества, такое предприятие сохраняет право хозяйственного ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.

Распоряжение имуществом государственного унитарного предприятия.

Распоряжение имуществом государственного унитарного предприятия, основанного  на праве хозяйственного ведения.

Согласно статье 18 Закона об унитарных  предприятиях государственное предприятие  распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением  случаев, установленных Законом  об унитарных предприятиях, другими  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Так, согласно статье 23 Закона об унитарных предприятиях решение о совершении крупных сделок принимается лишь с согласия собственника имущества государственного предприятия.

Государственное предприятие не вправе без согласия собственника совершать  сделки, связанные с предоставлением  займов, поручительств, получением банковских гарантий, с иными обременениями, уступкой требований, переводом долга, а также заключать договоры простого товарищества.

Государственное предприятие не вправе продавать принадлежащее ему  недвижимое имущество, сдавать его  в аренду, отдавать в залог, вносить  в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственного общества или  товарищества или иным способом распоряжаться  таким имуществом без согласия собственника имущества государственного предприятия. Данное положение подтверждается и  судебной практикой: Постановление  ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 года по делу №А39-2310/2003-124/16.

Движимым и недвижимым имуществом государственное предприятие распоряжается  только в пределах, не лишающих его  возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия (Постановление  ФАС Центрального округа от 13 мая 2004 года по делу №А35-1894/03-С4). Сделки, совершенные  государственным предприятием с  нарушением этого требования, являются ничтожными. Таким образом, контрагентам государственных предприятий следует  уточнять, соответствует ли совершаемая  сделка целям деятельности предприятия  во избежание неблагоприятных последствий. Хотя, безусловно, за соответствие совершаемой  сделки целям и видам деятельности, закрепленных в уставе в первую очередь несет ответственность предприятие.

Уставом государственного предприятия  могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых  не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.

Информация о работе Государственные предприятия как юридическое лицо