Государственный орган: понятие, признаки, виды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2015 в 14:36, контрольная работа

Описание работы

1. Понятие и признаки государственного органа.
2. Виды государственных органов.
3. Список использованных источников и литературы.

Файлы: 1 файл

Gosudarstvenny_organ.docx

— 35.85 Кб (Скачать файл)

По территориальному признаку органы государственной власти подразделяются на федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральные органы государственной власти осуществляют свою деятельность на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации, Высший Арбитражный Российской Федерации, Генеральная Прокуратура Российской Федерации, Счетная палата Российской Федерации, федеральные министерства и т.д.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют свою деятельность на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (глава субъекта Российской Федерации, представительный (законодательный) орган субъекта Российской Федерации, правительство субъекта Российской Федерации и т. д.).

По характеру компетенции выделяют органы государственной власти общей компетенции и органы государственной власти специальной компетенции.

Органы государственной власти общей компетенции имеют широкий круг полномочий (Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации и др.).

Органы государственной власти специальной компетенции имеют ограниченный круг полномочий в своей деятельности (например, Министерство иностранных дел, Министерство здравоохранения, Министерство образования и т.д.)8

В зависимости от порядка формирования различаются органы, представляющие собой наследственную должность или состоящие из таких должностей (монарх), а также органы, избираемые гражданами (представительные органы) или формируемые другими государственными органами (Конституционный суд Российской Федерации).

В последнем случае порядок формирования может быть простым и сложным. Простой означает избрание или назначение должностных лиц одного органа другим государственным органом (Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации назначается Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации).

По структуре организации государственные органы можно поделить на простые, не имеющие внутреннего подразделения (нотариат), и сложные, обладающие соответствующей структурой организации (министерства).

По порядку реализации полномочий органы государственной власти осуществляют свою деятельность коллегиально (Федеральное Собрание Российской Федерации, представительные (законодательные) органы субъектов Российской Федерации) и единолично (Президент Российской Федерации, глава субъекта Российской Федерации и др.).

По форме осуществления государственной деятельности (функций), которые выполняют органы государства в системе государственной власти, они подразделяются на следующие группы:

– органы представительной (законодательной) власти;

– органы исполнительной власти;

– органы судебной власти.

Особое место в системе органов государственной власти занимает глава государства. Главой государства в республиках является – Президент.

Институт президентства учрежден во многих государствах, где имеются демократические формы правления. В президентских республиках президент – глава исполнительной власти, он формирует правительство и несет политическую ответственность за его работу. А в парламентских республиках статус президента имеет иной характер, его роль значительно скромнее. Президент лишь формально представляет высшую исполнительную власть, так как реально ее осуществляет глава правительства.

Правовой статус и полномочия Президента Российской Федерации закрепляются в Конституции страны. В соответствии с Конституцией Российской Федерации Президент является главой государства. Как глава государства Президент является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти. Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики государства и как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и на международной арене.

Круг полномочий (функций) Президента четко определяется Конституцией Российской Федерации. Указы и распоряжения Президента не должны противоречить Конституции и законам Российской Федерации.

По формам осуществления государственно-властных полномочий органы государства делятся на правотворческие (издание норм права и результат данной деятельности, выражающийся в виде юридического документа, закона и пр.), правоисполнительные и правоохранительные (осуществление деятельности по охране правопорядка и законности, защите прав и свобод человека).9

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма государства.

Исследование различных видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников и литературы

 

Нормативные источники

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 15. – Ст. 1691.
  2. Федеральный закон от 27.05.2003г. №58-ФЗ   (ред. от 02.07.2013)  «О системе государственной службы Российской Федерации»                // СЗ РФ. – 2003. – №22. – Ст. 2063.

 

Литература

  1. Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. – 632 с.
  2. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – 546 с.
  3. Головистикова А.Н. Теория государства и права: Учебник – М.: Эксмо, 2005. – 420 с.
  4. Нисневич Ю.А. Государственная власть в современной России: Учебник – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 384 с.
  5. Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – 456 с.
  6. Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Малько и                              А.Ю. Саломатина. – СПб.: Юридический центр «Пресс», 2007. – 657 с.

 

1 См.: Нисневич Ю.А. Государственная власть в современной России: Учебник – М.: Аспект-Пресс, 2008. – С. 84.

2 См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. –                   С. 92-94.

3 См.: Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник. – М.: Омега-Л, 2014. – С.85.

4 См.: Пиголкин А.С. Теория государства и права: Учебник. – М.: Высшее образование, 2008. – С. 190-195.

5 См.: Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 15. – Ст. 1691.

 

6 См.: Головистикова А.Н. Теория государства и права: Учебник – М.: Эксмо, 2005. –                 С. 190-200.

7 См.: Федеральный закон от 27.05.2003г. №58-ФЗ  (ред. от 02.07.2013)  «О системе государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ. – 2003. – №22. – Ст. 2063. 
 

8 См.: Абдулаев М.И. Теория государства и права: Учебник для высших учебных заведений. – 3-е изд., доп и перераб. – М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2006. –                 С. 100-102.

9См.: Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.В. Малько и                              А.Ю. Саломатина. – СПб.: «Юридический центр Пресс», 2007. – С 78-79.

 

 


Информация о работе Государственный орган: понятие, признаки, виды