Государство – понятие и признаки

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2015 в 11:04, реферат

Описание работы

Понятие и признаки государства.
Теории происхождения государства.
Понятие правового государства и его признаки.
Функции государства.
Форма государства и ее элементы.
Понятие формы правления и ее виды.
Формы государственно – территориального устройства.
Политический режим.

Файлы: 1 файл

Государство.docx

— 82.12 Кб (Скачать файл)

«Государство – понятие и признаки»  

 

  1. Понятие и признаки государства.
  2. Теории происхождения государства.
  3. Понятие правового государства и его признаки.
  4. Функции государства.
  5. Форма государства и ее элементы.
  6. Понятие формы правления и ее виды.
  7. Формы государственно – территориального устройства.
  8. Политический режим.

 

 Понятие и признаки государства

Государство – это политическая организация общества (устойчивого союза отдельных индивидов, созданного для достижения общего интереса, имеющего единую цель, общий язык, культуру, образ жизни, территорию), действующая на определенной территории в качестве средства, выражающего интересы всех слоев общества, и механизма регулирования, управления и подавления общества.

При этом государство отделено от общества, действует на основе права и принуждения в отношении всех представителей общества, осуществляет согласование интересов отдельных слоев общества.

Признаки государства:

1) наличие определенной территории, границ, на которой действует его юрисдикция;

2) населения, на ней проживающего;

3) политическая организации (власти). Право осуществления государственной власти принадлежит определенному кругу лиц через органы государственной власти (аппарат государства для управления и подавления). Это система органов и организаций, с помощью которых осуществляется управление обществом (армия, милиция, суды, прокуратура и т. д.). Орган государственной власти представляет собой звено государственного аппарата, участвующего в осуществлении конкретных государственных функций и наделенного соответствующими полномочиями;

4) суверенитет – полная независимость государства от других государств в его внутренней деятельности (внутренний суверенитет) и внешних отношениях (внешний суверенитет);

5) право осуществлять определенные действия в принудительном порядке (например, сбор налогов, пошлин и т. д. с физических и юридических лиц). Данное право составляет материальную основу государства;

6) наличие правовой системы и права осуществлять правотворчество.

Функции государства (основные направления его деятельности) классифицируют на:

1) внутренние (по решению определенного круга задач, связанных с внутренней деятельностью государства). Их подразделяют на:

а) охранительные (поддержание правопорядка в государстве);

б) регулятивные (социальная, налоговая, культурная функции – поддержание необходимого уровня жизни в обществе, сбор налогов, и т. д.).

2) внешние (для решения внешнеполитических задач – оборона страны, сотрудничество между государствами в сфере экономики, культуры, политики и т. д.). Она обеспечивается с помощью вооруженных сил, участия в деятельности международных организаций (например, ООН). Органами, осуществляющими внешнеполитическую деятельность государства, являются дипломатические учреждения, международные организации, контакт руководителей государств и их представителей.

 

Теория происхождения государства 

1. Основные теории (концепции) происхождения государства и  права      За время существования юридической, философской и политической наук были созданы десятки самых разных теорий и доктрин. Их разнообразие связано с одной стороны, многогранностью таких явлений, как государство и право, с другой – с тем, что каждая теорий отражает субъективизм ученых или различные взгляды и суждения тех или иных классов, других социальных общностей, или взгляды на разные аспекты процесса происхождения и развития государства и права. В основе таких взглядов и суждений всегда находились и находятся различные экономические, финансовые, политические и иные интересы.      К основным теориям возникновения государства принято относить: 1. теологическую (религиозная, божественная); 2. патриархальную (отеческая); 3. договорную (естественно-правовая); 4. органическую; 5. психологическую; 6. ирригационную; 7. насилия (внутреннего и внешнего); 8. экономическую (классовую). Теологическая теория возникновения государства      Теологическая  (религиозная)  теория  господствовала в средние века.

 

Понятие правового государства и его признаки

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного  Суда - гаранта стабильности конституционного  строя - органа, обеспечивающего конституционную  законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и  иных актов законодательной и  исполнительной власти.

3. Верховенство закона  и права, что означает: ни один  орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять  или изменять принятый закон.Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом  в равной мере как государства  в лице его органов, должностных  лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не  может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям  произвола, своеволия, вседозволенности  со стороны бюрократии всех  уровней.

5. Взаимная ответственность  государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных  в законодательстве основных  прав человека, прав и свобод  личности, что обеспечивается наличием  соответствующего правового механизма  их реализации, возможностью их  защиты наиболее эффективным  способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность  контроля и надзора за осуществлением  законов, иных нормативно-правовых  актов, следствием чего является  доверие людей государственным  структурам, обращение для разрешения  сугубо юридических споров к  ним, а не, например, в газеты, на  радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей  и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

 

Функции государства

Классификация функций государства осуществляется по различным основаниям:

  • по специфике объектов государственного воздействия: экономическая, социальная, идеологическая, экологическая, обороны и др.;
  • по сферам деятельности государства: внутренние и внешние;
  • по продолжительности действия: постоянные и временные;
  • по степени общности: основные и неосновные.

Приведенная классификация носит несколько условный характер, так как некоторые глобальные общепланетарные проблемы превращают временные функции в постоянные, неосновные — в основные, они затрагивают как внутреннюю, так и внешнюю сферу деятельности государства.

Классификация функций


Функции государства классифицируются по различным критериям:

Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения:

  • охранительные;
  • регулятивные.

Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.).

Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.);

Виды функций государства по важности для общества - основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);

Виды функций государства по времени действия - постоянные и временные (например, развитие культуры и ликвидация безпризорности);

Виды функций государства по степени отражения интересов различных групп населения - ориентированные на определенные социальные слои (классовые) и общесоциальные (надклассовые) (например, создание условий для повышения уровня жизни крестьянства и охрана окружающей среды);

Виды функций государства по объектам воздействия (по сфере деятельности) - внутренние и внешние (например, охрана здоровья населения и международное сотрудничество).

При изучении функций и их классификации наиболее важным критерием является объект воздействия (сфера деятельности). В связи с этим подробнее рассмотрим внутренние и внешние функции государства на примере Российской Федерации.

Характеристика основных внутренних функций Российского государства


Внутренние функции Российского государства - это основные направления его деятельности по управлению внутренней жизнью общества. Каждая функция реализуется посредством решения государством ряда конкретных задач.

Рассмотрим экономическую функцию.

В сфере экономики перед Российским государством стоят четыре основные задачи:

  • установление основных правил и координация экономических взаимоотношений;
  • контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономического оборота;
  • непосредственное осуществление экономической деятельности;
  • поддержка негосударственных организаций в экономическом обороте.

Для их решения осуществляются:

  • структурная перестройка российской экономики; поддержка стратегических и социально значимых производств;
  • централизованная инвестиционная политика;
  • приватизация;
  • управление государственной собственностью;
  • создание условий для иностранных инвестиций;
  • создание правовых основ организации (управления) экономики путем принятия соответствующих законов и иных актов и др.

Социальная функция включает в себя:

  • установление и обеспечение минимальных социальных стандартов жизни (заработной платы, пенсии, прожиточного минимума и проч.);
  • поддержку тех, кто в силу объективных причин не может полноценно трудиться (инвалидов, детей, пожилых людей, студентов и др.);
  • обеспечение занятости;
  • развитие пенсионного обеспечения, страхования, здравоохранения и т. д.

Функция финансового контроля (фискальная) — это:

  • установление и сбор всех видов налогов; формирование государственного бюджета и контроль за его расходной частью;
  • проведение финансовой политики (займы, кредиты, ценные бумаги и т. п.);
  • контроль за денежным обращением в стране и проч.

Функция охраны правопорядка подразумевает: охрану прав и свобод граждан; защиту всех форм собственности; обеспечение режима законности;

  • борьбу с преступностью; охрану общественного порядка; исполнение наказаний; профилактику правонарушений и др.

Экологическая функция - это: разработка экологической программы страны; принятие и осуществление национальных программ охраны окружающей среды;

  • установление правового режима природопользования; установление экологических стандартов (например, показателей предельно допустимой концентрации вредных веществ в воле, атмосфере, выхлопных газах автомобилей и т. п.);
  • контроль за соблюдением природоохранного законодательства.

Функция развития культуры, науки и образования включает в себя:

  • государственную поддержку науки, культуры, образования, спорта, средств массовой информации;
  • сохранение историко-культурных памятников, архивов, музеев и т. д.;
  • признание идеологического многообразия, обеспечение свободы всех видов творчества;
  • охрану интеллектуальной собственности; установление государственных стандартов в области образования;
  • выдачу лицензий на право заниматься культурно-образовательной деятельностью и другие.

Информация о работе Государство – понятие и признаки