Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:56, контрольная работа
Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».
Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».
В современной науке государство в узком смысле понижается как
учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.
Государства разных
исторических эпох и народов
мало схожи между собой. И
все же они имеют некоторые
черты, которые в большей или
меньшей степени присущи
1. Публичная власть, отделенная
от общества и не совпадающая
с организацией всего
2. Территория, очерчиваемая границами государства. Законы
и полномочия государства распространяются на людей, проживающих
на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этнической общности людей.
3. Суверенитет, т.е. верховная
власть на определенной
4. Монополия на легальное
применение силы, физического принуждения.
Диапазон государственного
Для выполнения функций принуждения
у государства имеются
5. Право на взимание
налогов и сборов с населения.
Налоги необходимы для
6. Обязательность членства в государстве и невозможность проживания вне государства. В отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.
7. Претензия на
общих интересов и общего блага. Никакая другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.
Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:
- представительные органы
- исполнительно–распорядительные (органы
государственного управления), состоящие
из высших (правительство), центральных
(главки, министерства, ведомства) и
местных исполнительных
- органы судебной власти и прокуратуры;
- органы государственного
- органы охраны общественного порядка;
- органы государственной
- вооруженные силы.
Как правило, государство не может нормально функционировать без вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма (например, армия, органы государственного контроля) может отсутствовать в отдельных странах.
Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:
- суверенитет, означающий
- наличие права, без которого
не может существовать
- исключительное право издания
законов и правовых актов,
- монопольное право от имени
общества осуществлять
- исключительное право
- монополия на определение и
взимание налогов и сборов, которые
обеспечивают политическую и
экономическую независимость
- монопольное право на
- монополия на использование
легитимных средств и
- обязательность принадлежности
к государству (в отличие от
добровольного членства в
Таким образом, государство характеризуется
наивысшей концентрацией
3. Гражданское общество
Гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.
Гражданское общество и государство взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.
Проблемы становления и функционирования
правового государства и гражданского
общества признаны в современных условиях
фундаментальными, общезначимыми. Зарождение
и дальнейшее развитие правового государства
происходит в условиях развития гражданского
общества. Взаимоотношения правового
государства и гражданского общества
является определяющим фактором успешного
развития государства и общества, непременным
условием обеспечения основополагающих
прав и свобод человека и гражданина.
Становление
и развитие гражданского общества и правового
государства имеет исторический характер,
а их функционирование обусловлено жизненными
интересами и потребностями как общества
в целом, так и отдельных социальных групп.
Нельзя не согласиться с тем, что гражданское
общество существует лишь там и тогда,
где и когда экономически и политически
свободные индивиды участвуют в государственной
деятельности и обеспечивают свои интересы
путем самореализации.
Определенные
предпосылки для становления гражданского
общества потенциально существуют в культуре
любого народа. Это означает, что ценности,
на которых оно основано, не отбрасываются
ни одной культурой, однако они не всегда
могут реализоваться в полном объеме из-за
наличия определенных политических, экономических,
культурных, религиозных особенностей
конкретной страны. Известно, что в одних
странах развитое гражданское общество
формируется значительно быстрее, тогда
как в других его развитие тормозится
определенными факторами. В основном это
зависит от интерпретационных возможностей
самой культуры, от характера человека
с социокультурной целостностью, от механизмов
обеспечения такой целостности.
Гражданское
общество первично относительно правового
государства, которое происходит от него,
но при этом имеет самостоятельный механизм
функционирования. Общество выступает
социальным фундаментом государства и,
вместе с тем, его социальной средой. Оно
участвует в его формировании и функционировании
в соответствии со своими интересами и
ценностями, определенным образом сдерживая
и осуществляя контроль над ним. Только
при наличии гражданского общества может
существовать, развиваться и успешно решать
свои задачи правовое государство. Именно
оно признает, гарантирует и закрепляет
права и обязанности человека и гражданина,
регулирует правовые отношения, возникающие
в гражданском обществе.
Становление
и развитие демократического гражданского
общества рассматривается учеными как
составная часть общемирового процесса
модернизации, перехода от традиционного
общества к правовому, от аграрного к индустриальному.
Гражданское общество возникает как добровольный
союз граждан, созданный для обеспечения
своих интересов. Как отмечал Г.В.Ф. Гегель,
в гражданском обществе каждый для себя –
цель, все другие для него – ничто. Однако
без соотношения с другими людьми человек
не может достичь своей цели в полной мере.
4. Причины возникновения гражданского общества
5. Признаки гражданского общества
В современном обществе важно, эффективно ли наше государство. Диалектика отношений гражданского общества и правового государства предусматривает, что последнее не только выполняет волю и поручения граждан, но и создает оптимальные условия для реализации их фундаментальных жизненных интересов. Если государство не выполняет этих функций, оно не может считаться демократическим, а значит, и социально эффективным. По своей сути оно остается элитарным и реализует интересы только достаточно узких контролирующих властную машину социальных групп. Уровень демократизации государства зависит от сложной совокупности факторов. Все базовые интересы граждан, прописанные в Конституции РФ, можно достаточно точно измерить социологическими методами, используя, в частности сложный индикатор, измеряющий мнение населения о выполнении государством основных обязанностей перед обществом
6. Структура гражданского общества