Государство и гражданское общество

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 22:56, контрольная работа

Описание работы

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

Файлы: 1 файл

контрольная работа.docx

— 36.37 Кб (Скачать файл)

Государство и гражданское общество

Государство – это основное средство осуществления политической власти, центральный институт политической системы. Термин «государство» употребляется в узком и широком значениях: в узком значении – как институт господства, как носитель государственной власти, противостоящий «обществу»; в широком значении – как государственно оформленная всеобщность, союз граждан, как община. Здесь его смысл охватывает и «государство» (в узком смысле), и «общество».

В современной науке государство  в узком смысле понижается как

учреждение, организация, обладающая верховной властью на определенной территории. Оно существует наряду с другими политическими организациями: партиями, профсоюзами и т.п.

  1. Признаки государства

 Государства разных  исторических эпох и народов  мало схожи между собой. И  все же они имеют некоторые  черты, которые в большей или  меньшей степени присущи каждому  из них, хотя у современных  государств, подверженных интеграционным  процессам, они порою достаточно  размыты. Это следующие общие признаки.

1. Публичная власть, отделенная  от общества и не совпадающая  с организацией всего населения,  наличие слоя профессионалов-управленцев.  Этот признак отличает государство  от родоплеменной организации,  основанной на принципах самоуправления.

2. Территория, очерчиваемая  границами государства. Законы

и полномочия государства  распространяются на людей, проживающих

на определенной территории. Само оно строится не по кровнородственному, религиозному или какому-нибудь еще признаку, а на основе территориальной и обычно этнической общности людей.

3. Суверенитет, т.е. верховная  власть на определенной территории. В любом обществе имеется множество  властей: семейная, производственная, партийная и т.д. Но высшей  властью, решения которой обязательны для всех граждан, организаций и учреждений, обладает государство. Лишь ему принадлежит право на издание законов и норм, обязательных для всего населения.

4. Монополия на легальное  применение силы, физического принуждения.  Диапазон государственного принуждения  простирается от ограничения свободы до физического уничтожения человека. Возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти.

Для выполнения функций принуждения  у государства имеются специальные  средства: оружие, тюрьмы и т.п., а  также органы: армия, полиция, службы безопасности, суд и прокуратура.

5. Право на взимание  налогов и сборов с населения.  Налоги необходимы для содержания  многочисленных служащих и для  материального обеспечения государственной  политики: оборонной, экономической, социальной и т.д.

6. Обязательность членства  в государстве и невозможность  проживания вне государства. В  отличие, например, от такой политической организации, как партия, пребывание в которой добровольно и не обязательно для населения, государственное гражданство человек получает с момента рождения.

7. Претензия на представительство  общества как целого и защиту

общих интересов и общего блага. Никакая другая организация, кроме разве что тоталитарных партий-государств, не претендует на представительство и защиту всех граждан и не обладает для этого необходимыми средствами.

2. Структура государства

Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:

- представительные органы государственной  власти. Они подразделяются на  высшие, обладающие законодательной  власти (парламент), и местные органы  властью и самоуправления;

- исполнительно–распорядительные (органы  государственного управления), состоящие  из высших (правительство), центральных  (главки, министерства, ведомства) и  местных исполнительных органов;

- органы судебной власти и  прокуратуры;

- органы государственного контроля;

- органы охраны общественного  порядка;

- органы государственной безопасности;

- вооруженные силы.

Как правило, государство не может  нормально функционировать без  вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма (например, армия, органы государственного контроля) может отсутствовать в  отдельных странах.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

- суверенитет, означающий верховенство  государственной власти внутри  страны и независимость её  на международной арене. Это  верховенство проявляется в собственности  государства издавать обязательные  для всех членов общества правила  поведения, устанавливать и обеспечивать  единый правопорядок, определять  права и обязанности граждан,  должностных лиц и организаций;

- наличие права, без которого  не может существовать государство.  Ибо только право юридически  оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также  определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  государства. (Право – это система  нравственных и справедливых  общепризнанных обязательных норм, правил поведения людей в обществе  и государстве, исполнение которых обеспечивается надлежащим воспитанием, а в необходимых случаях, применением государственного принуждения или наказания за их нарушение;

- исключительное право издания  законов и правовых актов, обязательных  для всего населения страны. (Никакой  другой институт политической  системы таким правом не обладает);

- монопольное право от имени  общества осуществлять внутреннюю  и внешнюю политику;

- исключительное право государства  эмиссии денежных знаков;

- монополия на определение и  взимание налогов и сборов, которые  обеспечивают политическую и  экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

- монопольное право на применение  законных форм насилия. Диапазон  государственного принуждения достаточно  широк: от ограничения свободы  гражданина до ее лишения, вплоть  до применения высшей меры  наказания, которая существует  во многих странах;

- монополия на использование  легитимных средств и институтов  насилия (милиция, армия, службы  безопасности, суд, прокуратура,  пенитенциарная система);

- обязательность принадлежности  к государству (в отличие от  добровольного членства в других  институтах политической системы). Гражданство человек получает  с момента рождения.

Таким образом, государство характеризуется  наивысшей концентрацией власти, наибольшей способностью к решению  общественных проблем. Оно представляет общество в целом, им и от его имени  принимаются все властные решения, обязательные для исполнения всем населением страны на принадлежащей ему территории.

 

3. Гражданское общество

Гражданское общество – это совокупность общественных отношений, формальных и неформальных структур (групп, коллективов), объединенных специфическими интересами (экономическими, этническими, культурными), обеспечивающих условия жизнедеятельности человека, удовлетворение и реализацию разнообразных потребностей и интересов личности, социальных групп вне деятельности государства.

Гражданское общество и государство  взаимно дополняют друг друга и зависят одно от другого. Без зрелого гражданского общества не представляется возможным построение правового демократического государства, поскольку именно сознательные свободные граждане способны создать наиболее рациональные формы человеческого общежития.

     Проблемы становления и функционирования правового государства и гражданского общества признаны в современных условиях фундаментальными, общезначимыми. Зарождение и дальнейшее развитие правового государства происходит в условиях развития гражданского общества. Взаимоотношения правового государства и гражданского общества является определяющим фактором успешного развития государства и общества, непременным условием обеспечения основополагающих прав и свобод человека и гражданина. 
Становление и развитие гражданского общества и правового государства имеет исторический характер, а их функционирование обусловлено жизненными интересами и потребностями как общества в целом, так и отдельных социальных групп. Нельзя не согласиться с тем, что гражданское общество существует лишь там и тогда, где и когда экономически и политически свободные индивиды участвуют в государственной деятельности и обеспечивают свои интересы путем самореализации. 
   Определенные предпосылки для становления гражданского общества потенциально существуют в культуре любого народа. Это означает, что ценности, на которых оно основано, не отбрасываются ни одной культурой, однако они не всегда могут реализоваться в полном объеме из-за наличия определенных политических, экономических, культурных, религиозных особенностей конкретной страны. Известно, что в одних странах развитое гражданское общество формируется значительно быстрее, тогда как в других его развитие тормозится определенными факторами. В основном это зависит от интерпретационных возможностей самой культуры, от характера человека с социокультурной целостностью, от механизмов обеспечения такой целостности. 
   Гражданское общество первично относительно правового государства, которое происходит от него, но при этом имеет самостоятельный механизм функционирования. Общество выступает социальным фундаментом государства и, вместе с тем, его социальной средой. Оно участвует в его формировании и функционировании в соответствии со своими интересами и ценностями, определенным образом сдерживая и осуществляя контроль над ним. Только при наличии гражданского общества может существовать, развиваться и успешно решать свои задачи правовое государство. Именно оно признает, гарантирует и закрепляет права и обязанности человека и гражданина, регулирует правовые отношения, возникающие в гражданском обществе. 
   Становление и развитие демократического гражданского общества рассматривается учеными как составная часть общемирового процесса модернизации, перехода от традиционного общества к правовому, от аграрного к индустриальному. Гражданское общество возникает как добровольный союз граждан, созданный для обеспечения своих интересов. Как отмечал Г.В.Ф. Гегель, в гражданском обществе каждый для себя – цель, все другие для него – ничто. Однако без соотношения с другими людьми человек не может достичь своей цели в полной мере.

4. Причины возникновения гражданского общества

  • Частная собственность является первой из главных причин возникновения и функционирования гражданского общества, превращения его в мощнейшую самоорганизующуюся общественную структуру. Частная собственность во всем разнообразии ее конкретных форм делает существование гражданского общества необходимым. Частные предприятия, земля, недвижимость (в том числе сдаваемая в аренду); ценные бумаги, приносящие доход; денежные средства, приносящие проценты; интеллектуальная собственность, обладателями которой являются писатели, композиторы, изобретатели, научные работники, – все это частная собственность. 
  • Свободная рыночная экономика. Демократическое общество наряду с другими свободами предполагает хозяйственную систему, развивающуюся по своим законам. Соблюдая эти законы, можно успешно вести предпринимательскую деятельность. Однако противостоять законам рынка в одиночку очень трудно. Эту задачу призваны облегчить разного рода объединения предпринимателей.
  • Государство призвано максимально удовлетворять интересы и потребности своих граждан. Необходима система информирования государства о конкретных интересах граждан, удовлетворение которых возможно лишь силами и средствами самого государства. Причина такой необходимости заключена в исключительном многообразии интересов граждан демократического общества. Это связано с теми свободами, которые гражданское общество предоставляет своим членам.
  • Условия возникновения и развития гражданского общества:
    • социальная свобода, демократическое государственное управление, существование общественной сферы политической деятельности и политических дискуссий;
    • гласность и связанная с ней высокая информированность граждан, позволяющая реально оценивать хозяйственную конъюнктуру, видеть социальные проблемы и предпринимать шаги по их разрешению;
    • наличие соответствующего законодательства и конституционных гарантий.
  • Исторические типы:
  •   община;
  •   социальные образования (сословие, социальная группа, класс);
  •   общество как совокупность граждан страны;
  •   мировое сообщество граждан.

 

5. Признаки гражданского общества

  • наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
  • развитая демократия;
  • правовая защищённость граждан;
  • определённый уровень гражданской культуры;
  • высокий образовательный уровень населения;
  • наиболее полное обеспечение прав и свобод человека;
  • самоуправление;
  • конкуренция образующих его структур и различных групп людей;
  • свободно формирующиеся общественные мнения и плюрализм;
  • сильная социальная политика государства;
  • многоукладная экономика;
  • большой удельный вес в обществе среднего класса.

 

В современном обществе важно, эффективно ли наше государство. Диалектика отношений гражданского общества и правового государства предусматривает, что последнее не только выполняет волю и поручения граждан,  но и создает оптимальные условия для реализации их фундаментальных жизненных интересов.  Если государство не выполняет этих функций,  оно не может считаться демократическим, а значит,  и социально эффективным. По своей сути оно остается элитарным и реализует интересы только достаточно узких контролирующих властную машину социальных групп.  Уровень демократизации государства зависит от сложной совокупности факторов.  Все базовые интересы граждан,  прописанные в Конституции РФ,  можно достаточно точно измерить социологическими методами,  используя,  в частности сложный индикатор,  измеряющий мнение населения о выполнении государством основных обязанностей перед обществом

6. Структура гражданского общества

  • Политические партии, лоббистские организации (комитеты, комиссии и советы), создаваемые при законодательных и правительственных органах;
  • общественно‐политические организации и движения (экологические, антивоенные,правозащитные и др.);
  • союзы предпринимателей, ассоциации потребителей, благотворительные фонды;
  • научные и культурные организации, спортивные общества;
  • муниципальные коммуны, ассоциации избирателей, политические клубы;
  • независимые средства массовой информации;
  • церковь;
  • семья

Информация о работе Государство и гражданское общество