Государство как субъект

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2013 в 08:53, курсовая работа

Описание работы

Целью работы являются определение правового положения Российской Федерации и муниципальных образований как субъектов гражданского права и выявление особенностей их участия в гражданско-правовых отношениях.
Задачи исследования:
- дать характеристику государства как субъекта правоотношений в области гражданского права России.
- проанализировать муниципальное образование с точки зрения признаков субъекта отношений;
- установить особенности правосубъектности РФ и муниципальных образований в гражданском обороте.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
Глава 1. Государство как субъект гражданского права 5
Глава 2. Характеристика муниципального образования гражданского права 8
2.1. Понятие муниципального образования 8
2.2. Муниципальные образования как социально-экономическая система 9
Глава 3. Участие РФ и муниципальных образований в гражданских правоотношениях 12
3.1. Опосредованное участие государства в гражданском обороте 12
3.2. Непосредственное участие государства во внутреннем гражданском обороте 13
3.3. Государство как собственник 15
3.4. Государство как участник сделки 17
3.5. Гражданские правоотношения при участии муниципальных образований 21
3.6. Ответственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 27

Файлы: 1 файл

курсовая граж.право.docx

— 80.65 Кб (Скачать файл)

- облигации государственных нерыночных  займов. Помимо облигаций государством  выпускаются и другие ценные  бумаги, например, жилищные сертификаты,  выдаваемые гражданам РФ, лишившимся  жилья в результате чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий. Сертификаты являются именными, необращаемыми ценными бумагами, действуют в течение года с  момента их выдачи и погашаются путем предоставления жилья в размере, указанном в самом сертификате. В обыденном сознании превалирует суждение о том, что государство выступает как эмитент денег. Однако с точки зрения права все выглядит иначе. Эмитентом денег выступает Центральный банк РФ (Банк России) как отдельное от государства юридическое лицо. Причем государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России - по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Таким образом, государство не отвечает ни за обесценивание денег, ни за иные убытки, которые причинены юридическим и физическим лицам в связи с их участием в денежном обращении.

Эмитированные банкноты и монета обеспечиваются лишь активами Банка России (ст. 30 Закона о Центральном банке РФ). Хотя они и не могут быть объявлены  недействительными (утратившими силу законного средства платежа), если не установлен достаточно продолжительный  срок их обмена на банкноты и монету нового образца, принцип полного  возмещения убытков, понесенных в сфере  денежного обращения вследствие действий Банка России или государства, из законодательства прямо не вытекает. Впрочем, в ряде случаев (в частности, на основании Закона РФ "О восстановлении и защите сбережений граждан Российской Федерации") государство гарантирует  восстановление и обеспечение сохранности  ценности денежных сбережений, созданных  гражданами РФ в определенный период времени, а затем вследствие изменения  экономической политики обесценившихся.

Государство также участвует в  отношениях, регламентируемых патентным  правом.

 

3.5. Гражданские правоотношения при участии муниципальных образований

 

В соответствии со ст. 125 ГК участие  муниципальных образований в  гражданских правоотношениях осуществляются через их органы власти. При этом не требуется специального уполномочия.

Органы государственной власти и местного самоуправления действуют  от имени государства или его  субъекта или муниципального образования  в рамках их компетенции, установленной  актами, определяющими статус этих органов.

Среди органов местного самоуправления (наименования их устанавливаются в  уставах муниципальных образований) выступают: в представительные органы местного самоуправления (городские, сельские, поселковые собрания народных представителей и др.), а также исполнительные органы (мэры, старосты и др.).

Органы местного самоуправления вправе передавать объекты муниципальной  собственности во временное или  постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать  в аренду, отчуждать и совершать  иные сделки с муниципальным имуществом, определять в договорах условия  использования приватизированных или передаваемых в пользование объектов (ст. 29 Закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ").

Согласно п. 3 ст. 125 ГК от имени муниципальных  образований по их специальному поручению  в гражданских правоотношениях  могут выступать государственные  органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и  граждане.

Случай и порядок таких выступлений  должны предусматриваться федеральными законами, указами Президента, постановлениями  Правительства, нормативными актами РФ и муниципальных образований, т.е. должны опираться на нормативный  акт, допускающий такую возможность  и доверенность соответствующего субъекта.

Сфера участия муниципального образования  определяется специальной правоспособностью (т.е. имеет гражданские права  и обязанности, которые предусмотрены  законом).

Среди гражданско-правовых отношений - выделяются отношения собственности.

РФ принадлежит та часть государственной  собственности, которую закон именует  федеральной собственностью. Имущество, принадлежащее на праве государственной  собственности субъектам, составляет собственность субъектов РФ. Отнесение  государственного имущества к федеральной  собственности и к собственности  муниципальной осуществляется в  порядке, установленном законом (ст. 214 ГК). Имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальным  образованием, является муниципальной  собственностью9.

РФ, субъекты, муниципальные образования  являются участниками обязательственных  отношений.

Среди случаев участия в гражданских  правоотношениях муниципальных  образований следует назвать:

- возмещение ими вреда, причиненного  незаконными действиями (бездействием) государственных органов, органов  местного самоуправления или  их должностных лиц (ст. 53 Конституция  РФ, 16 ГК);

- возмещение государственного  вреда, причиненного гражданами  незаконным осуждением и другими  действиями, предусмотренными ст. 1070 ГК;

- взыскание в доход государства  имущества по некоторым недействительным  сделкам (ст. 169, 179 ГК).

Муниципальные образования могут  быть наследниками по завещанию, а РФ при определенных условиях и наследником  по закону (ст. 534, 552 ГК 1964 г.).

Муниципальные образования становятся участниками внешнеэкономических  гражданских отношений лишь в  случаях заключения сделок от их имени  в порядке, предусмотренном ст. 125, т.е. заключения их органами государственной власти, органами местного самоуправления, действующими в рамках их компетенции, либо государственными и муниципальными органами, юридическими лицами и гражданами на основании специального поручения РФ, ее субъектов или муниципальных образований.

 

3.6. Ответственность РФ, субъектов РФ и муниципальных образований по обязательствам

 

Закон устанавливает, что  РФ, субъекты, муниципальные образования  несут самостоятельную имущественную  ответственность по своим обязательствам.

Подчеркивается, что они не отвечают по обязательствам друг друга, а также  по обязательствам созданных ими  юридических лиц (ст. 126 ГК). Исключение предусмотрено в п. 6 ст. 126 ГК, когда  это правило не распространяется на случаи, когда РФ приняла на себя гарантию (поручительство) по обязательствам субъекта РФ, муниципального образования  или юридического лица, либо когда  указанные субъекты приняли на себя гарантию (поручительство) по обязательствам РФ.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ст. 56 ГК на РФ, субъекты, муниципальные  образования как на учредителей  унитарных предприятий и собственников  их имущества может быть возложена  ответственность по обязательствам этих предприятий, если их несостоятельность (банкротство) вызвано исполнением  обязательных для них указаний учредителей, собственников их имущества.

Точно так же на собственников имущества  создаваемых или учреждений возлагается  субсидированная ответственность  по обязательствам учреждений при недостатке находящихся в рассмотрении последних  денежных средств (п. 2 ст. 120 ГК).

РФ несет субсидированную ответственность  по обязательствам казенного предприятия  в случае недостаточности его  имущества (п. 5 ст. 115 ГК).

РФ, субъекты, муниципальные образования  в определенных случаях выступают  как субъекты внедоговорной ответственности (см. ст. 16 ГК, 1070 ГК).

РФ, субъекты, муниципальные образования  отвечают по своим обязательствам, принадлежащим им на праве собственности  имущества, кроме имущества:

- которое закреплено за созданными  ими юридическими лицами на  праве хозяйственного ведения  или оперативного управления;

- которое может находиться только  в государственной или муниципальной  собственности (ст. 126 ГК).

Имеются особенности в обращении  взыскания на землю и другие природные  ресурсы, находящиеся в государственной  или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.

Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности  РФ, субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством  с участием иностранных юридических лиц, граждан и государства, заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Обладают гражданской правосубъектностью и дееспособностью РФ, субъекты РФ и муниципальные образования. Участвуя в гражданских правоотношениях, они не выступают в качестве носителей  властных полномочий, имеют равные права по сравнению со своими контрагентами  юридическими и физическими лицами.

К ним применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в  отношениях, регулируемых гражданским  законодательством, если они не вытекают из закона или особенностей данных субъектов (ст. 124 ГК).

РФ и муниципальных образования  будучи публичными образованиями обладают следующими признаками:

1. организационное единство - характеризующее  публичное образование как единое  целое, имеющее четко определенную  структуру построения, наличие органов  с определенной компетенцией  и подчиненных подразделений,  определяется в Конституции РФ, конституциях и уставах субъектов  РФ, уставах муниципальных образований  и др. нормативных актах; 

2. обособленное имущество проявляется  в наличии права государственной  собственности у РФ (федеральная  собственность) и субъектов РФ (собственность субъектов РФ), а  также муниципальная собственность  у городских, сельских и др. муниципальных образований (ст. 214, 215 ГК);

3. ответственность по своим обязательствам (ст. 126 ГК);

4. возможность выступления РФ, субъектов  РФ и муниципальных образований  от собственного имени при  приобретении и осуществлении  имущественных и личных неимущественных  прав, выступления в суде (ст. 126 ГК).

Государство как суверен обладает свойствами, которые превращают его  в особого субъекта гражданского права, а именно:

- государство само принимает  законы, которыми должны руководствоваться  все остальные субъекты гражданского  права; 

- государство может принимать  административные акты, из которых  возникают гражданско-правовые отношения  независимо от воли другой  стороны; 

- государство сохраняет властные  функции даже тогда, когда оно  вступает в построенные на  началах равенства гражданско-правовые  отношения; - государство пользуется  иммунитетом.

Перечисленные свойства выражают далеко не все особенности государства  как участника гражданско-правовых отношений. Однако даже то, что названо, позволяет говорить об особом положении  государства в гражданском праве.

Государство участвует в гражданском  обороте не в своих частных  интересах, а в целях наиболее эффективного отправления публичной  власти. Эти цели предопределяют и  сущность правоспособности государства. Она не может быть общей, ибо природа  государства не позволяет ему  приобретать рад прав и возлагать  на себя некоторые обязанности. Однако она не может считаться и специальной, ограниченной лишь теми возможностями, которые прямо перечислены законом. Государство, принимая законы, само может установить более широкий объем правоспособности.

Особыми участниками гражданского оборота выступают муниципальные  образования. Под муниципальными образованиями  понимаются городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которых осуществляется местное  самоуправление, имеются муниципальная  собственность, местный бюджет, казна  и выборные органы местного самоуправления.

Муниципальные образования создаются  по модели образований государственных, однако в отличие от последних  органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти (ст. 12 Конституции РФ, п. 5 ст. 14 Закона РФ об общих принципах организации  местного самоуправления в РФ). По сути, муниципальное образование выступает  в качестве особого рода корпорации, членами которой являются все  жители. Подобный вывод подтверждается, в частности, тем, что права собственника могут осуществляться от имени населения  муниципального образования органами местного самоуправления или непосредственно  населением муниципального образования. Население, таким образом, выступает  в качестве органа муниципального образования. И все-таки близость муниципальных  образований к государственным  по принципам их организации и  деятельности позволяет рассматривать  их совместно.

Вместе с тем, и государственные  образования не могут быть участниками  всех гражданских правоотношений, например, государственные образования не могут выступать в наследственных правоотношениях в качестве наследодателя.

Информация о работе Государство как субъект