Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 10:08, реферат
1. Гражданская оборона (ГО), ее организационная структура, роль и место в общей системе национальной безопасности России. Гуманитарная направленность ГО
2. Основы государственной политики в ГО. Принципы организации ведения ГО
– силы и средства ликвидации ЧС
Силы и средства наблюдения и контроля состоят:
– из служб(учреждений) и организаций федеральных органов исполнительной власти, наблюдающих и контролирующих состояние окружающей природной среды, обстановку на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, а также анализирующих воздействие вредных факторов на здоровье населения;
– формирований Государственного комитета санитарно-эпидемического надзора РФ;
– ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ;
– геофизической службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды и подразделений Министерства РФ по атомной энергии;
– учреждений сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны.
Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций состоят:
– из военизированных и невоенизированных, противопожарных, поисковых, аварийно-спасательных, и органов федеральной исполнительной власти;
– формирований и учреждений Всероссийской службы медицины катастроф;
– формирований ветеринарной службы и службы защиты растений;
– военизированных служб по активному воздействию на гидрометеорологические процессы Федеральной службы России.
– формирований гражданской обороны (ГО) территориального, местного, объектового уровней;
– специально подготовленных сил и средств войск ГО, других войск и воинских формирований, предназначенных для ликвидации ЧС;
– аварийно-технических центров Министерства РФ по атомной энергии;
– служб поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов гражданской авиации Федеральной авиационной службы России;
– восстановленных и пожарных поездов Министерства путей сообщения РФ;
– аварийно-спасательных служб и формирований Федеральной службы морского флота РФ (включая Государственный морской спасательно-координационный центр.
В состав этих сил входят аварийно-спасательные формирования, укомплектованные с учетом обеспечения работ в аварийном режиме в течение не менее 3-х суток и находящиеся в состоянии постоянной готовности.
Силы и средства органов внутренних дел применяются при ликвидации ЧС в соответствии с задачами, возложенными на них законами и иными нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ.
Решениями руководителей
организаций и объектов на базе существующих
специализированных организаций, служб,
и подразделений (строительных, медицинских,
химических, ремонтных и др.) могут
создаваться нештатные
Организация и ведение ГО – одна из важнейших функций государства, составная часть оборонного строительства, элемент национальной безопасности.
В мирное время ГО своими органами управления, специально уполномоченными на решение задач в области ГО (они же – органы повседневного управления РСЧС), сетью наблюдения и лабораторного контроля, отдельными службами и формированиями ГО участвуют в решении задач РСЧС. Для достижений целей ГО заблаговременно, в мирное время, организуется и осуществляется комплекс различных мероприятий ГО.
Общее руководство ГО в стране, возложено на Правительство РФ.
Начальником ГО России является Председатель Правительства РФ.
Министр РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий является на должности первым заместителем начальника ГО РФ.
Руководство ГО в республиках в составе РФ, краях, областях, автономных образованиях, районах и городах, министерствах и ведомствах, учреждениях и на предприятиях независимо от форм собственности возлагается на руководителей исполнительной власти, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий. Эти руководители являются начальниками ГО субъектов РФ, районов и городов, министерств, ведомств, учреждений, организаций и предприятий.
Они несут персональную ответственность за организацию и осуществление мероприятий ГО, соблюдение сохранности накопленных средств индивидуальных и коллективных средств защиты пи имущества, а также за подготовку на обучение населения и персонала действиям в чрезвычайных ситуациях на подведомственных территориях и объектах.
Непосредственное руководство ГО РФ возложено на Министерство РФ по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС), которое отвечает за общую готовность к выполнению возложенных на ГО задач и разрабатывает основное направление ее развития и совершенствования.
РСЧС и ГО созданы и функционируют по территориально – производственному принципу. Это значит, что организация и осуществление всех ее мероприятий является обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов обязанностью всех органов власти и управления, от Правительства РФ до органов местного самоуправления, всех министерств, ведомств, предприятий, учреждений и организаций, ведающих производственной, хозяйственной и образовательной деятельности.
Подготовка государств к ведению ГО осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при видении боевых действий или вследствие этих действий.
Ведение ГО на территории РФ или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также в мирное время при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и др. неотложных работ.
Граждане РФ в соответствии с федеральными законами и иными нормативными и правовыми актами РФ:
– проходят обучение способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– принимают участие в проведении других мероприятий по ГО;
– оказывают содействие органам государственной власти и организациям в решении задач в области ГО.
Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов. Для выполнения мероприятий по ГО создаются федеральные, республиканские, краевые, областные, автономной области и автономных округов, районные и городские службы ГО, а также службы ГО организаций.
Силы ГО – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач в области ГО, организационно объединенные в войска ГО, а также гражданские организации ГО.
Для решения задач в области ГО воинские части и подразделения ВС РФ, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом РФ.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области ГО в соответствии с законодательством РФ.
На вооружении войск ГО находятся специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие.
В гражданские организации
ГО могут быть зачислены граждане
РФ: мужчины в возрасте от 18 лет
до 60 лет, женщины в возрасте от 18
лет до 55 лет, за исключением военнообязанных,
имеющих мобилизационные
Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ:
– планируют и организуют проведение мероприятий по ГО;
– проводят мероприятия по поддержанию своего устойчивого функционирования в военное время;
– осуществляют обучение своих работников способам защиты от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий;
– создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения;
– создают и содержат в целях ГО запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Для обеспечения выполнения мероприятий ГО в организации создаются штаб и службы ГО, которые проводят работу на основе решений начальника ГО – руководителя организации.
Работу штаба ГО возглавляет начальник штаба, он является заместителем начальника ГО организации и несет полную ответственность за выполнение возлагаемых на штаб задач.
Федеральным законом «О гражданской обороне» установлены следующие основные задачи ГО:
– обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
– борьба с пожарами, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
– обеззараживания населения, техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;
– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
– срочное захоронение трупов в военное время;
– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
Гражданская оборона как составная часть системы национальной безопасности и обороноспособности страны должна быть в готовности к выполнению задач при любых вариантах развертывания и ведения военных действий и в условиях совершения крупномасштабных террористических актов. При этом основное внимание должно уделяться действиям в условиях локальных и региональных войн с применением различных видов оружия. Кроме того, гражданская оборона должна принимать участие в защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при террористических актах.
В мирное время гражданская оборона выполняет задачи по созданию органов управления, подготовке сил, обучению населения, поддержанию в готовности средств защиты, планомерному накоплению ресурсов, необходимых для выполнения положенных мероприятий, созданию условий для оперативного развертывания системы защитных мероприятий, сил и средств в угрожаемый период, проведению комплекса подготовительных мер, направленных на сохранение объектов, существенно необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
В случае чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера федерального и регионального уровня, а также при террористических актах силы и ресурсы гражданской обороны могут привлекаться для выполнения мероприятий по их предотвращению и ликвидации.
В период нарастания военной угрозы (в угрожаемый период) до объявления мобилизации главной задачей гражданской обороны является выполнение комплекса запланированных мероприятий, направленных на повышение готовности органов управления, сил гражданской обороны, а также организаций – исполнителей мобилизационных заданий и создаваемых на период военного времени специальных формирований к переводу на организацию и состав военного времени, а также федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций – к переходу на работу в условиях военного времени.