Гражданско - правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2014 в 14:01, курсовая работа

Описание работы

В законодательстве РФ уделяется немало внимания вопросам гражданско-правового положения несовершеннолетних. Россия является участником международных Конвенций, касающихся данных вопросов, в связи с чем закономерно обновление Российского законодательства в целях вхождения нашей страны в международное правовое пространство и приведения внутреннего законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами.
Однако, дестабилизационные процессы в политической и социально-экономической сферах нашего общества вызвали формирование крайне негативных тенденций в молодежной среде. Дети оказались наиболее беззащитными, поскольку в силу своей незрелости не могут защитить себя сами. Растет уровень насилия в семьях, всплеск физических и психических заболеваний несовершеннолетних. только 15% детей в России относительно здоровы.

Содержание работы

Введение
Глава 1. Современное международное и российское правовое регулирование положения несовершеннолетних.
1.1 Исторические аспекты правового положения несовершеннолетних.
1.2 Международное и российское правовое регулирование положения несовершеннолетних.
1.3 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан.
Глава 2. Гражданско – правовое положение несовершеннолетних граждан РФ.
2.1. Проблемы правоспособности и дееспособности несовершеннолетних.
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Гражданско- правовое положение несовершен.doc

— 125.00 Кб (Скачать файл)

       Конвенция дает перечень всех прав ребенка, не выделяя в качестве главенствующего ни одно из них, идет ли речь об общегражданских правах и свободах или правах в семье. При этом не существует никакой зависимости между правовым статусом ребенка и уровнем его материального, семейного благополучия.

    В ней обращается внимание на ответственность родителей, а в соответствующих случаях и других членов семьи за ненадлежащее осуществление предусмотренных законом прав и обязанностей по отношению к ребенку, предлагается организованная система контроля за соблюдением всех прав детей, предусматривается контроль за выполнением государством-участником своих обязательств по обеспечению прав ребенка в своей стране, предлагается государствам-участникам принимать необходимые законодательные, административные меры для осуществления предусмотренных ею прав ребенка. ( 8, ст. 39)

       Богатство содержания Конвенции, разнообразие предусмотренных ею прав позволяет лишний раз убедиться в их комплексном характере, требующем применения мер защиты с помощью не только семейного, но и других отраслей права. В то же время Конвенция формулирует свои требования в такой гибкой форме, которая позволяет государству любого уровня развития, учитывая свои особенности и возможности, обеспечивать права любого ребенка. А это важно еще и потому, что ее ратифицировали 180 стран, т.е. примерно 90% всех государств (по состоянию на  1999 год).

Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы.

    Правила Организации Объединенных Наций, касающиеся защиты несовершеннолетних, лишенных свободы были приняты резолюцией 45/113 Генеральной Ассамблеи от 14 декабря 1990 года.

        Система правосудия в отношении несовершеннолетних должна защищать их права и безопасность и содействовать их хорошему физическому и умственному состоянию. Тюремное заключение должно применяться лишь как крайняя мера.

     Несовершеннолетние должны лишаться своей свободы в соответствии с принципами и процедурами, установленными в настоящих Правилах и в Минимальных стандартных правилах Организации Объединенных Наций, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правилах). Лишение несовершеннолетнего свободы должно применяться в качестве крайней меры воздействия и в течение минимального необходимого периода времени. Оно должно ограничиваться исключительными случаями для выполнения приговора суда после осуждения за наиболее опасные виды правонарушений и с должным учетом сопутствующих условий и обстоятельств. Срок наказания должен определяться судебным органом, не исключая возможности его или ее досрочного освобождения.

      Цель Правил состоит в том, чтобы установить минимальные стандарты, принятые Организацией Объединенных Наций для защиты несовершеннолетних, лишенных свободы в какой бы то ни было форме, в соответствии с правами человека и основными свободами и с целью противодействовать неблагоприятным последствиям всех видов заключения и способствовать вовлечению в жизнь общества.

       Важнейшим требованием Правил является требование о   беспристрастном применении правосудия к несовершеннолетним, без какой бы то ни было дискриминации по признаку расы, цвета кожи, пола, возраста, языка, вероисповедания, национальности, политических или иных убеждений, культурных взглядов или практики, имущественного, сословного или семейного положения, этнического или социального происхождения и нетрудоспособности. Необходимо обеспечивать уважение религиозных и культурных взглядов, практики и моральных принципов несовершеннолетнего.

     Правила применяются в контексте экономических, социальных и культурных условий каждого государства-участника. 

     Гражданский кодекс Российской Федерации принятый 21 октября 1994 года определяет такие положения в отношении несовершеннолетних, как правоспособность и дееспособность, регламентирует проблемы эмансипации. В отличии от ранее действовавшего ГК, новый ГК выделяет особую группу –несовершеннолетние от 14 до 18 лет.(2, с.61) Это связано с тем, что в условиях рыночной экономики несовершеннолетние вовлечены в имущественные и иные отношения (занимаются предпринимательством, участвуют в производстве и т.д.), поэтому новый ГК значительно расширил рамки их дееспособности. ГК ввел  новеллу – эмансипация. (2, с. 62) Введение этого института диктовалось реалиями рыночной экономики.

    Семейный Кодекс Российской Федерации, вступивший в силу  с 1 марта 1996 года в ст. 1 устанавливает, что семья, материнство и детство находятся по защитой государства. Отличительной особенностью Кодекса является то, что, например по сравнению с Кодексом о браке и семье 1969 года, он не содержит норм, носящих чисто декларативный характер, предписания нравственного содержания сведены к минимуму, устранена чрезмерная лаконичность ряда статей, особенно тех, которые посвящены детям.  Подтверждением этому является содержание  гл.11 Кодекса "Права несовершеннолетних детей".   Так, в частности, гл. 11 Кодекса особо выделяет имущественные права ребенка (право собственности на принадлежащее ему имущество, право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом родителей при совместном проживании). Новшеством является норма о праве ребенка на защиту его законных прав и интересов ст.56 "Право ребенка на защиту" и, что особенно важно – право на самостоятельное обращение в органы опеки и попечительства, а по достижении возраста 14 лет – в суд.  

     Федеральный Закон от 24 июля 1998 г. "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"   устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. (5, с.4)

      Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

    Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:  

·      ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

·      дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 

·      дети, оставшиеся без попечения родителей;

·      дети - инвалиды;

·      дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

·       дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

·      дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

·      дети - жертвы насилия;

·      дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

·      дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;

·      дети, проживающие в малоимущих семьях;

·       дети с отклонениями в поведении;

·      дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

      Помимо вышеперечисленных, ряд  норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих  других  законодательных актах  РФ.

    1. Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан.

       Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении  пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось  шагом на пути преодоления такого подхода.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации" других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.

     Конституция России провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (3, с. 11)

      Представляется уместным  определить  понятийную базу и правовую основу рассматриваемого явления – гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.

Толковый словарь русского языка определяет объем понятий следующим образом:

· "несовершеннолетний" - не достигший совершеннолетия;

·  "совершеннолетие" - возраст, по достижении которого человек становится дееспособным гражданином;

·  "совершеннолетний" - достигший совершеннолетия.

      Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции и в п. 1 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

      Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. (5, с. 5)

      Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.

Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.

        В соответствии с темой реферата  необходимо  сформулировать юридическую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина, такой подход представляется вполне оправданным. К тому же большая часть и прав и обязанностей, приобретаемых несовершеннолетними в гражданско-правовой сфере, как впрочем и в других сферах, регулируемых семейным, жилищным и другими отраслями права, реализуются затем непосредственно через взаимодействие с органами исполнительной власти, то есть в сфере, регулируемой нормами административного права. Таким образом, правовое регулирование статуса несовершеннолетнего гражданина осуществляется с помощью разнообразных правовых средств.

Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граждан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи. Одним из важнейших прав ребенка является его право на семейное воспитание, предусмотренное п. 2 ст. 54 СК. Это право прежде всего включается в обеспечении ребенку возможности жить и воспитываться в семье. Семейное воспитание - наилучшая форма воспитания ребенка, которую знает человечество. Никакие общественные формы воспитания не могут сравниться с семьей. Обычно речь идет о проживании ребенка в семье своих родителей. В этой ситуации законодательство, как правило, выполняет чисто охранительную функцию, ограждая семью от незаконных посягательств  и воздерживаясь от вмешательства в семейную жизнь. Однако в случае нарушения прав ребенка в семье приходится прибегать к  более активному воздействию на семью, вплоть до ограничения или лишения родительских прав.

 В отношении детей, по каким-то  причинам лишившихся своей семьи, обеспечение права на воспитание в семье означает то, что при выборе форм воспитания детей преимущество отдается семейным формам воспитания: передаче на усыновление, в приемную семью, в семью опекуна. Только в случаях, когда устройство ребенка в семью не представляется возможным, дети передаются на воспитание в детские учреждения. Ребенок в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком, осуществлять авторское право на произведения науки, литературы и искусства, изобретения, вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими. Все эти права несовершеннолетним осуществляется самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей, опекунов.

Информация о работе Гражданско - правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации