Гражданское общество как условие формирования правового государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является разносторонне изучение формирования гражданского общества как правового государства.
Задачи исследования:
Рассмотреть сущность и содержание гражданского общества;
Проанализировать признаки гражданского общества;
Исследовать соотношение правового государства и гражданского общества;
Рассмотреть практику формирования гражданского общества в России как правового государства на современном этапе.

Содержание работы

Введение 3
1 Содержание и структура гражданского общества 5
1.1 Сущность гражданского общества 5
1.2 Структура гражданского общества 7
1.3 Признаки гражданского общества 9
2 Соотношение правового государства и гражданского общества 11
3 Формирование гражданского общества в России как правового 17 государства
3.1 Предпосылки развития гражданского общества как правового 17 государства
3.2 Состояние гражданского общества как правового государства в современной России 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Глоссарий 30

Файлы: 1 файл

курсовая А. Гражданское общество - концепция и практическое воплощение новая..doc

— 152.00 Кб (Скачать файл)

 

    1. Признаки гражданского общества

 

Основными признаками гражданского общества являются:

- наиболее полное обеспечение  прав и свобод человека и  гражданина;

- самоуправляемость;

- конкуренция образующих  его структур и различных групп  людей;

- свободно формирующееся общественное мнение и плюрализм;

- всеобщая информированность  и прежде всего реальное осуществление  права человека на информацию;

- жизнедеятельность в  гражданском обществе базируется  на принципе координации. В  отличие от государственного  аппарата, который построен на основе принципа субординации, т.е. система строгого подчинения “младших старшим”.

Существование гражданского общества основывается на определенных рациональных нормах, для сохранения и обеспечения действия которых  специально создаются учреждения и механизмы, не известные традиционному обществу [9, С. 247]. По-видимому, можно сказать, что гражданское общество возникает на определенном основании, которое построено из материала, не известного традиционному обществу, хотя некоторые его компоненты могут вырабатываться в условиях этого общества.

В свою очередь, гражданское  общество стремится к тому, чтобы  каждый самостоятельно определился  в выборе жизненных целей и  ценностей. Но в то же время, добиваясь  этой цели, в гражданском обществе не всегда удается достигнуть согласия между собой, избежать конфликтов, т.к. большинство из нас хотят в основном одного и того же, “но для себя и добиваются желаемого по-своему”. Однако гражданское общество стремится оберегать людей от всякого рода столкновений, тем самым избегая различных конфликтов. Все это постепенно приводит к выделению, в качестве самостоятельной ценности в обществе, гражданских прав и свобод каждого индивида, в частности речь идет о таких правах как право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободное выражение своих мыслей, на частную собственность, право на свободное объединение в союзы, партии.

Уже говорилось о том, что общество специально не создается, оно возникает на определенном основании, но в свою очередь нельзя упускать из вида тот факт, что некоторые институты гражданского общества создаются в интересах самого общества в целом, общественной для общественной пользы и выгоды, для государственной целесообразности.

Исходя из сказанного, можно дополнить к вышеуказанным  признакам гражданского общества следующее:

- возникновение гражданского  общества на определенных основаниях, не исключая и того момента,  что некоторые институты гражданского  общества создаются в интересах  самого общества в целом и  государственной рационализации;

- недопустимость гражданским обществом конфликтов между самими членами общества.

 

 

 

2  Соотношение  правового государства и гражданского  общества

Термин «правовое государство» является буквальным переводом с  немецкого  rechtsstaat  и соотносится  с вполне определёнными концепциями.

В паре взаимосвязанных  феноменов общество – государство ведущую, определяющую роль играет общество, следовательно в паре гражданское общество – правовое государство определяющим является гражданское общество, которое на своей основе позволяет развиваться государству, становясь его содержанием и отводя ему тем самым место одной только политической формы. В Новое время, когда обменные отношения превращаются в господствующие, государство – лишь сторона гражданского общества, которая, помимо прочего, обусловливает его демократический характер.

В  ХХ веке во многих странах  мира сложилось государство с  особыми признаками, которые в  совокупности характеризуют его  как правовое. Большинство современных  европейских государств принадлежит  по своему государственному строю к правовым государствам.

Само словосочетание «правовое государство» предполагает, что на первом месте стоит «право», а на втором - «государство». В социально-политической жизни это означает верховенство права в обществе, во всех его сферах. Таков основополагающий принцип всякого правового государства. Нерушимость его закрепляется в Конституции.

Правовое государство  — многогранное явление. В ходе общественного  прогресса оно приобретает новые  свойства, наполняется новым содержанием, соответствующим конкретным условиям существования общества и уровню его развития. Непреходящим общим началом любого правового государства является его связанность правом. Правовое государство — это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится во взаимоотношениях с индивидами и их различными объединениями на основе норм права [3, С. 328]. При этом право играет приоритетную роль лишь в том случае, если оно выступает мерой свободы всех и каждого, если действующие законы реально служат интересам народа и государства, а их реализация является воплощением справедливости. Развитое законодательство еще не свидетельствует о наличии в обществе правовой государственности. Недавний опыт показывает, что в тоталитарных государствах регулярно издавались правовые акты, обеспечивалась их жесткая реализация, но такое правовое регулирование  являлось антиподам правового государства.

Правовому государству  присущи следующие признаки:

           I. Принцип приоритета права.

Приоритет права означает:

- рассмотрение всех  вопросов общественной и государственной  жизни с позиций права, закона;

- соединение общечеловеческих  нравственно-правовых ценностей  (разумность, справедливость) и формально-регулятивных  ценностей права (нормативность,  равенство всех перед законом) с организационно-территориальным делением общества и легитимной публичной властной силой;

- необходимость идеологически-правового  обоснования любых решений государственных  и общественных органов; 

-   наличие в государстве  необходимых для выражения и действия права форм и процедур (конституции и законов, системы материальных и процессуальных гарантий и т.д.).

II.  Принцип правовой  защищенности человека и гражданина.

Названный принцип лежит  в основе всех взаимосвязей гражданина как с государством и его органами, так и с другими общественными образованиями, другими гражданами в рамках правовых отношений по поводу самых различных объектов.

Непреходящий характер указанного принципа обусловлен естественным происхождением права, возникшего, по существу, из стремления человека сохранить, защитить свои жизнь, свободу, здоровье и т.д.

Абсолютность этого  принципа состоит в том, что все  взаимоотношения индивида с государством (его органами, должностными лицами) должны строиться только на правовой основе. Если они выходят за пределы действия права, со стороны государства это может обернуться произволом, внеправовым насилием, игнорированием нужд человека.

Принцип правовой защищенности в содержательном плане имеет  специфические правовые признаки:

- равенство сторон и взаимная ответственность государства и гражданина;

-   особые тип  правового регулирования и форма  правоотношений;

- стабильный правовой  статус гражданина и система  юридических гарантий его осуществления.

 Нормальные правовые  отношения предполагают равенство и взаимную ответственность их сторон. Государство, вступая во взаимоотношения с множеством различных общественных образований и со всеми гражданами, уже поэтому обладает огромным объемом прав и обязанностей. Кроме того, государство как совокупный представитель народа имеет ряд особых правомочий, которых не может быть у отдельного гражданина (издавать общеобязательные нормы, взимать налоги и т. д.). И все же оснований для утверждения, что государство располагает большими правами, чем гражданин, не существует. В конкретных правоотношениях у них равные права и соответствующие им обязанности. Причем в правовом государстве должен быть отработан и механизм взаимной ответственности за нарушение прав, невыполнение обязанностей.

Поскольку правовое государство и гражданин - равноправные участники правоотношений, основной формой их взаимосвязей выступает договор (о приеме на работу, займа, купли-продажи, найма жилого помещения и т.д.). Договором высшей формы является конституция, если она принята в результате всенародного голосования (референдума). В ней определяются те особые права, которые передаются государству и не могут принадлежать отдельному гражданину, и те естественные права, которые составляют содержание частной жизни граждан и неприкосновенны для всего государства.

Устойчивый, стабильный правовой статус гражданина (система  его прав и обязанностей) и четкий, бесперебойно работающий юридический  механизм его обеспечения позволяют  человеку смело смотреть вперед, не бояться, что его права могут  быть в любой момент нарушены [3, С. 331].

III. Принцип единства  права и закона.

 В правовом государстве  любой нормативно-правовой акт  должен не только по форме  и наименованию, но и по смыслу  и содержанию быть правовым. Это  означает, что он должен отражать  естественно-правовые начала, соответствовать международно-правовым нормам о правах человека и гражданина, быть принятым легитимным органом государственной власти, законно избранным или назначенным. И, наконец, при его издании должен быть использован весь комплекс правовых средств и приемов, выработанных мировой практикой. Это логически выверенные и соизмеримые с гуманистическими принципами правовые конструкции и понятия, адекватные норме процессуальные формы, адресные типы и способы правового регулирования, последовательные демократические процедуры принятия законов и др.

IV. Принцип правового  разграничения деятельности различных  ветвей государственной власти.

Власть в государстве может  олицетворять один человек (монарх, диктатор), она может принадлежать группе лиц (социальной элите). В данном случае для властвующих неважно, каким путем она им досталась (революция, гражданская война, переворот, по наследству и т. п.). Но для правового государства характерным является демократический способ приобретения власти, наделение ею только в соответствии с правом, законом.

Традиционная концепция разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную применительно к современным  государствам должна пониматься не как  дележ власти, а как создание системы  сдержек и противовесов, способствующих беспрепятственному осуществлению всеми ветвями власти своих функций [3, С. 334]. Законодательная власть (верховная), избранная всенародно, отражает суверенитет государства. Исполнительная власть (производная от законодательной), назначаемая представительным органом власти, занимается реализацией законов и оперативно-хозяйственной деятельностью. Судебная власть выступает гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных. В России начало реальному разделению властей положила судебная реформа 1864 г.

Наряду с изложенными правовому  государству присущи и принципы верховенства закона - высшего нормативно-правового  акта, конституционно-правового контроля, политического плюрализма и др.

Таким образом, для образования  правового государства необходима некоторая основа, некоторые принципы, без которых последнее не может образоваться и существовать:

-  Правовое государство  возникает  там, где общество имеет стойкие  демократические, правовые, политические, культурные традиции, т.е. там, где существует гражданское общество.

-  Для формирования правового  государства требуется высокий  уровень общей культуры вообще  и правовой в частности. Куль¬тура  как наработанная человечеством  сумма духовных и матери¬альных  ценностей напрямую влияет на характер политических институтов.

         -  Правовое  государство предполагает и определенный  уровень индивидуальной и общественной  нравственности, правовое госу¬дарство  основывается на праве, которое  объективно нуждается в моральном  обосновании.

  -  Одной из главных предпосылок  формирования правового го¬сударства  справедливо называют наличие  институтов граждан¬ского общества.

-  Правовое государство  требует мощного экономического  бази¬са, высоких стандартов жизни  и доминирования среднего клас¬са  в социальной структуре общества.

-   Формирование  правового государства возможно  только при наличии рыночной  многоукладной экономики.

- Формирование правового  государства требует сбалансирован¬ных  усилий. Нельзя проводить правовую  реформу в отрыве, ска¬жем, от  политической. Все необходимо делать  параллельно. 

Правовое государство  не следует понимать как, законченную, совершенную формулу, как некую статическую суб¬станцию. Правовое государство одновременно является катего¬рией сущего и должного, идеалом, преобразующим действитель¬ность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3  Формирование  гражданского общества в России как правового   государства

3.1  Предпосылки развития гражданского общества как правового    государства

Исторически гражданское  общество пришло на смену традиционному, сословно-кастовому. При сословном  строе государство практически  совпадало с имущими классами и было обособленно от основой  массы населения. В традиционных обществах древнего мира средних веков социального неравенства было выражено и закреплено в праве: господствующая социальная группа была организована в государство, поддерживавшее сословные границы и охранявшее привилегии высших сословий, от имени которых и осуществлялась власть. В сословных обществах государство регламентировало многие стороны экономической, хозяйственной, бытовой, религиозной, духовной жизни. Однако феодальная сословная система не была абсолютной чуждой природе гражданского общества. Не смотря на то, что политическим выражением средневекового способа производства являлись привилегии, неравное для каждого из феодальных сословий право, сословный социальный порядок позволял обществу сохранять определенную независимость от государства.

Информация о работе Гражданское общество как условие формирования правового государства