Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2013 в 22:54, контрольная работа
Исторически гражданское общество возникло на определенном этапе развития западной цивилизации, претерпело определенные изменения в процессе своей эволюции и имеет исторические (временные) и национальные (пространственно-географические) разновидности, распространяясь в наше время на различные регионы и континенты.
Структурно гражданское общество является подсистемой общества как целого, которая приближается к социальной сфере общественной жизни. В зачаточном состоянии она фактически присутствует в каждом современном обществе. Однако общества различаются ее размерами (она может, как при тоталитаризме, стремиться к нулю, а может охватывать основное пространство человеческой жизнедеятельности) и за ее качеством: уровня развитости, полноценностью функционирования, системой ценностей.
Сущность и разновидности гражданского общества.
Основа и институты гражданского общества.
Функции гражданского общества.
Виды гражданского общества.
Проблема становления гражданского общества в Украине.
Вывод.
Литература.
МІНІСТЕРСТВО ОСВІТИ І НАУКИ УКРАЇНИ
СТАХАНОВСЬКИЙ МАШИНОБУДІВНИЙ ТЕХНІКУМ
З ДИСЦИПЛІНИ: СОЦІОЛОГІЯ
Виконав студент(ка)
групи ЗБ11 - 12
Спеціальность 5.03050901 Бухгалтерський облік
Напрям 0305 Економіка та підприємництво
Кочеткова Анастасія Миколаївна
(прізвище, імя, по батькові студента)
Перевірив викладач
Ковальова С.Л___
м. Стаханов
2012 г.
ТЕМА: « ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: СУЩНОСТЬ, ИДЕИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ЕГО ФОРМИРОВАНИЯ В УКРАИНЕ»
Содержание:
1. Сущность и разновидности гражданского общества.
Основа и институты гражданского общества.
Исторически гражданское
общество возникло на определенном этапе
развития западной цивилизации, претерпело
определенные изменения в процессе
своей эволюции и имеет исторические
(временные) и национальные (пространственно-
Структурно гражданское общество является подсистемой общества как целого, которая приближается к социальной сфере общественной жизни. В зачаточном состоянии она фактически присутствует в каждом современном обществе. Однако общества различаются ее размерами (она может, как при тоталитаризме, стремиться к нулю, а может охватывать основное пространство человеческой жизнедеятельности) и за ее качеством: уровня развитости, полноценностью функционирования, системой ценностей.
Как подструктура общественной системы, гражданское общество, в свою очередь, имеет сложную внутреннюю структуру, в которую входят компоненты институционального плана и определенный тип культуры.
Институтами гражданского общества являются:
Гражданское общество - это
сфера общения, взаимодействия, спонтанной
самоорганизации и
Только совокупность исторических, структурных и культурных черт гражданского общества дает нам его "нормативный образ", раскрывает сущность этого понятия как идеального типа.
Функции гражданского общества.
Главные функции гражданского общества следующие:
Функциональная характеристика указывает на роль гражданского общества в общественной системе, на то, почему его рассматривают как опору демократии и как проявление свободы. Но гражданское общество не сможет полноценно выполнять названные функции, если в нем отсутствует хотя бы один из главных его атрибутов, к которым следует отнести:
- наличие публичного пространства, средств и центров коммуникации, следствием чего является формирование сферы общественной (гражданской) жизни и общественного мнения;
- организованная общественная (публичная) жизнь свободных и равных индивидов, чьи права защищены конституцией и законами;
- независимые от государства, добровольные ассоциации, автономность которых осознана на индивидуальном и коллективном уровне;
- ориентированная на общественные интересы и публичную политику деятельность, следствием которой является кооперация и солидарность между людьми, общение на основе взаимного доверия и сотрудничества.
Гражданское общество - это сфера взаимодействия индивидов и тех групп и организаций, которые они образуют. Одной из целей взаимодействия является формулировка, выражение и защита индивидами и их объединениями своих интересов. Это тот срез общественных отношений, когда общественные организации выступают как группы интересов, являющиеся посредниками в отношениях индивидов с властью и остальным обществом.
Виды гражданского общества.
"Демократическое гражданское
общество" отличается прежде всего
тем, что его субъекты настаива
"Посредническое гражданское общество» рассматривается как агент формирования таких качеств, как воспитанность, "социабельность", способность к солидарному решению проблем. Оно нацеливает граждан на социальные связи, принципы гражданственности, открытости, общительности и ответственности. В посредническом гражданском обществе "от вторичных ассоциаций не ожидают формирования политических достоинств, и социальное сотрудничество вовсе не обязательно должно трансформироваться в политическое представительство".
"Избирательное гражданское общество" прилагает усилия для повышения экономической эффективности и общего благосостояния. Это пока новая тенденция в понимании его функций, но именно она, по мнению автора, наиболее соответствует условиям современности. Предлагая эту модель как перспективную, Н. Розенблюм ссылается на Гегеля, который писал о противоречивости и ограниченности морального влияния гражданского общества, в котором преобладают эгоистические интересы, узко групповая привязанность, бедность - черты, которые и сегодня угрожают единству гражданского общества и требуют " различных исправлений ".
Охарактеризованные здесь аналитические модели можно применить, прежде всего, к изучению динамики общественной жизни в отдельных странах. США, например, прошли путь от "посреднического гражданского общества" токвиливского периода (1-я пол. XIX в.) Через политизированный период "демократического гражданского общества" в 1-й четверти и в 60-70-х годах ХХ в., а теперь находятся на пороге (или в стадии становления) "избирательного" общества.
Одним из главных условий
обеспечения социально-
Как известно, под понятием гражданское общество понимается совокупность существующих в обществе неполитических отношений. Эта совокупность включает в себя хозяйственные, социальные, культурные, духовные, семейно-бытовые отношения и институты, а также положения, роль, права и обязанности в системе общественных связей и институтов. Это сторона жизнедеятельности общества и отдельных индивидов, находится вне сферы директивного регулирования со стороны государства, хотя без поддержки со стороны государства институты гражданского общества существовать не могут (государство по крайней мере должно создать надлежащее правовое поле для создания, развития и функционирования указанных институтов).
Поскольку государство - форма политической организации общества, то понятие "государство" и "гражданское общество" как бы разделяют целостный социальный организм на две взаимосвязанные сферы общественной жизни - политическую и социальную.
Основные теоретические
В условиях гражданского общества можно выделить ряд основных принципов, которые характерны в отношении индивида: все члены общества равны перед законом; все члены общества имеют равные возможности для реализации своих целей: каждый член общества имеет право выбора при решении любых вопросов, касающихся его лично; чем большего числа индивидов касается решения, тем меньше оно зависит от действий отдельного лица, решения общей компетенции принимаются с участием всех сторон, решения о делегировании власти принимаются с наибольшей демократичностью.
Очевидно, что большая часть граждан Украины переживает этот период достаточно болезненно. Но оснований утверждать, что он закончится в ближайшее время нет. Украинская реальность дает слишком большое количество нарушений конституционных прав и свобод человека в Украине. Среди них также нарушения фундаментальных естественных прав человека (на жизнь, на свободу и личную неприкосновенность, равенство перед законом). Если при этом учесть политическую, этническую, конфессиональную и социальную раздробленность украинского общества, то становится вполне очевидным, что именно дееспособные институты гражданского общества должны помешать возможному пагубному внутреннему расколу государства.
Отсутствие надежного правозащитного механизма приводит к тому, что население начинает ориентироваться на неконституционные способы защиты своих прав и свобод. Стали обычным явлением митинги, забастовки, пикетирование административных зданий, голодание. Все эти обстоятельства непосредственно влияют на социальное самочувствие общества и во многом определяют общественно-политическую стабильность в государстве.
Общеизвестно, что деятельность индивидов, преследующих личные интересы и цели, образуют основную сторону бытия. Другая сторона - общий интерес, имеет объективную основу. Ее суть во взаимозависимости людей в результате разделения труда, потребности в общении, в социальной защите и помощи, в социальных гарантиях, решении более сложных задач, которые превосходят индивидуальные возможности человека. Особое значение имеет справедливое распределение национального дохода, повышение возможностей для образования, социального обеспечения и т.д., поскольку усиление социального неравенства будет приводить к дальнейшему усилению социально-политической напряженности.
Таким образом, субъектом и базисом демократического государства и его идеологии является гражданское общество. Поэтому формирование гражданского общества можно рассматривать как одну из предпосылок обеспечения социально-политической стабильности, а следовательно и национальной безопасности Украины. Однако практическая реализация этой задачи находится не на должном уровне.
Наиболее актуальные проблемные вопросы формирования гражданского общества можно условно разделить на две группы: неуклонное обеспечение прав и свобод человека и совершенствование механизмов формирования и функционирования указанного общества.
Сегодня в развитых странах мира инвестиции в человека, образование, науку, культуру человеческого общения, досуга становятся приоритетными по сравнению с инвестициями в промышленное производство. В условиях глобализации необходимость повышения эффективности функционирования политических структур, государственных институтов, в целом системы государственного управления обусловлены потребностями более высокого уровня организации управления общественными процессами.
Информация о работе Гражданское общество: сущность, идеи и перспективы его формирования в Украине