Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 13:46, курсовая работа
Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что некоторые их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука непременно включает познавательную деятельность людей, и чем продуктивнее результаты исследовательской работы, тем более познаний накапливает наука. РФ переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, создаются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук.
Введение…………………………………………………………………………….3
Основная часть…………………………………………………………………......5
1. Наука гражданского права……..………………………..……………………..5
2. Соотношение гражданского и частного права..………………………………9
3. Развитие гражданского права в России………………………..……………..13
Заключение………………………………………………………………...………16
Глоссарий…………………………………………………………………….........18
Список использованных источников……………………………………..……..20
Приложения………………………………………………………………….........21
Версия шаблона |
2.1 |
Филиал |
Калининградский |
Вид работы |
Курсовая работа |
Название дисциплины |
Гражданское право |
Тема |
Гражданское право как базовая отрасль Российского права |
Фамилия студента | |
Имя студента | |
Отчество студента | |
№ контракта |
Введение…………………………………………………………
Основная часть…………………………………………
1. Наука гражданского права……..………………………..……………………..
2. Соотношение гражданского и частного права..………………………………9
3. Развитие гражданского права в России………………………..……………..13
Заключение……………………………………………………
Глоссарий………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………..……..
Приложения……………………………………………………
Сложность, многогранность, динамизм государства и права приводят к тому, что некоторые их стороны, аспекты изучаются многими юридическими науками. А любая наука непременно включает познавательную деятельность людей, и чем продуктивнее результаты исследовательской работы, тем более познаний накапливает наука. РФ переживает переходный период от тоталитарной к демократической общественно-политической системе, создаются гражданское общество, основанное на свободе народа, и новая роль государства, признающего приоритет прав человека. Единство и целостность материального и духовного мира обусловливают единство всех наук. Чуть ли не наиболее динамичным в таких процессах является развитие гражданского права как важного условия для проведения глубоких реформ в экономике и политической системе и в то же время одной из гарантий против возврата страны к прошлому. Особенно тесная взаимосвязь есть между гуманитарными науками. Разобраться в этой борьбе - значит понять, кто ведет страну по пути прогресса, а кто тянет назад. В центре гуманитарных наук располагаются человек, его достоинство, права и свободы. Гуманитарные науки изучают общество, человека, человеческие отношения, созданные человеком институты и учреждения, индивидуальное, групповое и общественное сознание. Это порождает острую борьбу разных политических сил кругом Конституции, законов, судебных решений и иных правовых актов, составляющих источники гражданского права. В систему гуманитарных наук входят и юридические дисциплины. Современное публичное право - отрасль права, которая закрепляет основные принципы демократии и организации власти. Глубокое изучение гражданского права, позволит "войти в политику" и ощутить дыхание истории. Без сомнений, что самой важной наукой из всех юридических дисциплин является Публичное право. Это главная отрасль права отечественной правовой системы. Она является основополагающей для всех прочих отраслей. В настоящей работе я попытаюсь раскрыть сущность науки Гражданского права, и продемонстрировать место и значение одноименной отрасли в отечественной правовой системе. В этом свете в курсовой работе "Публичное право РФ как юридическая наука и отрасль права" максимально детально рассмотрены основные понятия, связанные с конституционным правом и то, как случается развитие данной отрасли права в РФ сейчас. В системе законов, надзор за исполнением которых производит прокуратура, особое место, безусловно, занимает Конституция России. Разбор надзорной деятельности подтверждает, что эксклюзивный правозащитный потенциал прокуратуры сейчас должен быть направлен на обеспечение защиты национальной безопасности РФ, что обязывает сделать надзор за соблюдением Конституции более эффективным. Этим Федеральным законом законодатель отметил подчиненность всей деятельности органов прокуратуры важнейшей общегосударственной задаче - реализации Конституции РФ. Акцент был сделан на соблюдение порядка разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, на выполнение законодательства о выборах, борьбе с экстремизмом. Максимально универсально обеспечение соблюдения Конституции производится органами прокуратуры при надзоре за исполнением законов. Имея дело с практикой выполнения целого комплекса законов, регламентирующих правовую защиту во всех сферах правовых отношений, надзирая за исполнением законов, прокурор располагает максимально широкими правовыми возможностями и средствами предупреждения и ликвидации нарушений.
Наука Гражданского права является составной частью всей юридической науки, которая входит в систему социальных наук. Это отраслевая наука, то есть предметом ее является одноименная отрасль русского права - Публичное право. Наука Гражданского права раскрывает закономерности, основные понятия и категории, функции и роль правовых институтов, анализирует нормы и процесс их реализации, эффективность их действия, вырабатывает способы повышения этой эффективности, при этом в историческом развитии на общем фоне общества. Правовые явления изучаются разными юридическими науками. Для любой из них характерен своеобразный подход к изучаемому объекту; в любой из них различны степень абстрактности, уровень знания на основе исторического анализа, способ изучения; у любой из юридических наук собственный специальный предмет. Если понятие конституции определяет те общие черты, которые выделяют ее как особое правовое явление, то раскрытие сущности конституции связано с познанием ее глубинной природы, с решением вопроса о том, чью волю, конституция выражает. Принципами гражданского судоустройства являются: независимость, гласность, коллегиальность, устность разбирательства, язык гражданского судопроизводства - российский, непрерывность судебного заседания, состязательность и равноправие сторон. Наука гражданского права относится к отраслевым наукам, основной отличительный признак которых заключается в том, что их предметом является изучение одноименной отрасли права. С учетом таких факторов различают следующие юридические науки: общетеоретические, отраслевые, исторические, относительно-правовые, прикладные. По вопросу о том, в чем состоит сущность конституции, разные теории придерживаются неодинаковых взглядов. Наука гражданского права имеет собственным предметом изучение отрасли гражданского права, т.е. она раскрывает присущие данной отрасли закономерности, формулирует
основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, изучает функции и роль соответствующих правовых институтов. Эти науки составляют максимально многочисленную часть в системе юридических наук, равную числу отраслей права. Для лучшего понимания предмета изучения науки Гражданского права интересным и полезным представляется вопрос о наименовании данной учебной дисциплины. При всей кажущейся внешней простоте трудности и ее чисто филологического значения, мне представляется важным раскрыть глубинные противоречия данного вопроса. Имя учебной дисциплины нужно за наименованием соответствующей отрасли и науки. Не решен он и сейчас. Наука гражданского права анализирует не только лишь конституционно-правовые нормы и институты, но еще и процессы, связанные с их реализацией. Вопрос "Публичное" или "Государственное" был объектом научного спора как в досоветской государственно-правовой литературе, так и в советском государствоведении. Вот по какой причине в предмет этой науки входят и конституционно-правовые отношения. Тоже в качестве аргумента приводят такой формальный аргумент как потребность отражения в наименовании отрасли наименования ее основного источника. Конкретными направлениями работы нужно признать блоки вопросов, связанных с обеспечением: основ гражданского строя; прав и свобод человека и гражданина; интересов общества и государства; народовластия; гарантий местного самоуправления; федеративной сущности государства; принципа разделения властей; суверенитета РФ; общественной направленности деятельности государства; верховенства Конституции и федеральных законов; целостности и неприкосновенности территории РФ. В надзоре за исполнением законов реализуется значительная часть надзорного и профилактического потенциала прокурорской системы, т.к. именно с его помощью достигается не только лишь надлежащее выполнение законов, но еще и выявление правонарушений на ранних этапах их образования, принятие мер к их устранению. Пресекая меньше опасные их формы, прокуратура не позволяет им перерастать в более опасные. В ходе надзора за исполнением законов прокуратура взаимодействует с другими органами, являющимися субъектами соблюдения Конституции РФ, в пределах полномочий, воздействует на них в плане обеспечения выполнения и охраны конституционных норм, выступает органом, консолидирующим усилия государственных, в особенности правоохранительных и контролирующих, структур, и и негосударственных структур в этом жизненно важном деле. Прокуроры накапливают и оценивают информацию о соответствии действующих законов потребностям правового регулирования социальных отношений, о пробелах и других дефектах правового регулирования, о потребности дать толкование законам или отдельным их нормам, и реализуют эту информацию, давая предложения о правовом регулировании компетентным органам соответствующего уровня, в т.ч. информируют Генерального прокурора РФ. А связано это с разными подходами к объему правового регулирования рассматриваемой отрасли права и с неодинаковой позицией по вопросу о значимости для параметров отрасли и науки существующих сторон общественного и государственного строя; Она выявляет эффективность действия соответствующих правовых норм, вырабатывает рекомендации по ее повышению. Эта сложность приобретает характер "вечной". С этой целью наука анализирует деятельность государственных органов, формы их взаимодействия. Публичное право как отрасль занимает ведущее место в правовой системе любого государства. Это случается в силу содержания предмета Из юридических наук наука Гражданского права является одной из наиболее сложных и требующих особого внимания. Гражданского права, то есть регулируемых данной отраслью социальных отношений, складывающихся в сфере организации и осуществления государственной власти, ее взаимоотношений с гражданами государства. Главенствующее положение Гражданского права определяется еще и тем, что основным источником данной отрасли права является Конституция, а это правовой акт, обладающий верховенством по отношению к самой власти и ко всем иным источникам права. Для этого довольно только обратить внимание на реалии постепенно складывающейся у нас в стране рыночной экономики. Теперь понижается интерес к науке Гражданского права, что весьма объяснимо. Случается смена приоритетов в юридическом образовании и частной практики: от публично - правового к частноправовому. Студенты - будущие юристы стремятся посвятить себя бизнесу, зарабатыванию денег. В прошлом публично - правовые науки были сверх всякой меры политизированы и идеологизированы. Отсюда - пальма первенства отдается дисциплинам частного права. Есть и иная причина. Уйти от этого не удается до сих пор, тем паче, что по собственному предмету Публичное право, т.к. оно имеет дело с отношениями власти, постоянно было и остается наукой политической, а допущение в ней свободы взглядов и идей определяется степенью свободы, присущей данному конкретному обществу. Предметом изучения науки гражданского права является вся сфера социальных отношений, подлежащих конституционно-правовому регулированию. На основе анализа социальных отношений наука обязана давать теоретические обоснования пределов их правового регулирования, с тем, чтоб оно не было чрезмерным, не оправдываемым потребностями жизни, или чересчур узким, оставляющим без правового воздействия те общественные отношения, требующие этого воздействия. Все конституционно-правовые институты изучаются в их историческом развитии на общем фоне развития общества, с учетом присущих ему противоречий и тенденций. Отталкиваясь от содержания предмета отрасли, особенностей составляющих его социальных отношений, определяется и характер главных теоретических концепций науки гражданского права. К ним относятся подобные большие теоретические трудности, как трудности народного представительства, государственного, национального и народного суверенитета, федерализма, автономии.
Публичное право - совокупность правовых норм, охраняющих основные права и свободы человека и учреждающих в таких целях определенную систему государственной власти. Защитники широкого видения предмета государственного права относят к нему не только лишь устройство государства, но еще и государственное управление, серьезно при этом расширяя область государственно-правового регулирования. Такая трактовка отрасли и науки была специфична для немецкой школы государственного права и заполучила широкое распространение в досоветской РФ. Следуя этой концепции, учебники по русскому государственному праву наряду с разделом о государственном строе РФ, включали трудности формы управления, государственного единства, прав подданных, основные начала государственного властвования, вопросы организации верховной власти, содержали главы о "подчиненном управлении" и самоуправлении. Приверженцы государственного права в советской правовой науке имели все основания отстаивать собственную позицию. Ввиду сложившегося понимания всеохватывающей роли государства в обществе, принятого в науке широкого видения государственной власти, распространяющейся как на высочайший, так и местный уровень управления и скрепленной единством системы Советов, соединяющих законодательные и управленческие функции, нормотворчество и исполнительно-распорядительную деятельность. К тому же, советская Конституция имела в большей мере ценность идеологического и политического документа, чем высшего правового акта, и не могла стать реально действующим, именно применяемым источником права и тем паче дать имя отрасли. 1 из наиболее важных постулатов
современной цивилизации гласит: Единственная статья Конституции РФ (ст. 129), посвященная прокуратуре, помещена в гл. 7 «Судебная власть», что не должно рассматриваться как отнесение прокуратуры к судебной ветви власти: статус прокуратуры в России таков, что ее невозможно однозначно отнести ни к одной
традиционной ветви
самостоятельную систему, не подчиненную ни одному из органов государственной
власти. При этом неподчиненность не означает неподконтрольности: контроль за деятельностью прокуратуры проявляется, в частности, в установленном порядке наделения прокуроров полномочиями и освобождения их от должности и главное — в судебном контроле за действиями и актами органов прокуратуры. Детально статус прокуратуры закреплен в Федеральном законе от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» с изм. и доп., а также в специальном законодательстве (процессуальном, избирательном, военном и т. д.). государство есть для человека, чтоб охранять его свободу и содействовать благополучию. Однако как обеспечить баланс свободы и власти? Ведь если свобода оказывается вне прочной государственности, она без труда может выродиться в анархию и вседозволенность, а если государственность строится на отказе от свободы, человек попадает в оковы тоталитарного гнета. Нахождение баланса власти и свободы составляет деликатный и главнейший смысл гражданского права. Целевое назначение Конституции РФ выражается и в ее гуманистической функции. Она заключается в том, что в Конституции воплощаются общечеловеческие ценности, закреплены права и свободы, типичные для культурного общества, объявляются составной частью правовой системы государства общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ, провозглашается, что человек, его судьба являются высшей ценностью. При этом конституция возлагает на государство обязанность обеспечения его достойного и культурного существования. Современная тенденция расширения предмета государственно-правового регулирования за счет включения в него отношений, связанных с разными аспектами устройства и функционирования гражданского общества, направленных на ограждение его от вмешательства государства, - довод в пользу названия соответствующих науки и отрасли - Конституционным правом. При этом шире становится сфера его регулирования и изучения, которая выходит за рамки общепринятого предмета государственного права, смещаются акцепты в понимании роли современного государства во взаимоотношениях "государство - общество - человек". Исходным и важнейшим ориентиром признается человек, его права и свободы, а общество рассматривается как главное опосредующее звено между человеком и государством. Публичное право складывается и укрепляется в государстве, для которого характерен широкий круг не только лишь провозглашенных, но еще и гарантированных прав и свобод человека, настоящее народное представительство и прямое осуществление народовластия, последовательное проведение принципа разделения властей. Развитие Гражданского права можно только в Конституционном государстве, являющемся реальным воплощением государства правового. Однако т.к. эта отрасль права регулирует настолько важную и сложную сферу социальной жизни, она неминуемо приобретает ведущий характер в системе права. Собственно, с гражданского права начинается создание (не непременно исторически, однако логически последовательно) всей системы национального права, всех отраслей, и в этом его системообразующая роль. Ни 1 отрасль национального права какой-либо страны не может развиваться, если она не находит опоры в конституционных принципах или нормах гражданского законодательства, а тем паче противоречит им. В то же время ни 1 действующая норма права, независимо от того, где она закреплена - в Конституции, законах РФ, указах Президента РФ или постановлениях Правительства, не может противоречить основам гражданского строя. В ситуациях несоответствия любых норм основам подобные нормы признаются неконституционными и утрачивают силу. Равным образом не могут противоречить основам гражданского строя действия и решения должностных лиц, государственных органов, граждан и их объединений. Публичное право теснее всех иных отраслей связано с политической и политикой системой. Властные отношения соприкасаются не только лишь с индивидуальными проявлениями свободы человека, но еще и с коллективными действиями людей ч/з политические партии и общественные объединения, которые путем выборов принимают участие в формировании органов государственной власти, а после в функционировании таких органов. Отсюда острый интерес к развитию гражданского права с позиции наиболее разных политических сил, острая борьба мнений кругом философско-политических основ этой отрасли права, ее институтов и норм. Это в особенности свойственно нынешнему положению в РФ, когда случается сложный, подчас мучительный переход от тоталитаризма к свободному гражданскому обществу. Общее же в Конституционном праве разных стран, обусловленное объективными закономерностями общественного развития, взаимным влиянием Конституционно-правовых идей и практики, составляет обособленную часть системы науки - общее Публичное право. Оно отличается высоким уровнем абстракции, формируется по большей части путем эксплуатации историко-правового и относительно-правового методов. Предмет Гражданского права тут изучается с позиции общих принципов, обоснованных теоретически и закрепленных юридически в положительном Конституционном праве современного государства.
Как и любая отрасль права, публичное право имеет собственный предмет. Уяснение его требуется для того, чтоб выявить специфику правового регулирования, а значит - составить понятие о содержании, назначении и целях данной отрасли права, ее отличии от иных отраслей. Определение предмета гражданского права требует огромной точности, т.к. в этой отрасли речь напрямую идет о гарантиях свободы человека; свобода нуждается для собственной охраны только в минимуме ограничений, в то время как власть обязана быть как раз в максимальной степени ограниченной, имея лишь наиболее нужный набор полномочий в интересах людей. История развития государственного - права показывает, что первоначальной формой выражения его норм был правовой обычай, содержащийся в сознании правителей и населения. Этот обычай возникал стихийно или искусственно навязывался управленческой элитой, вопреки желанию населения. Однако укоренившийся обычай не требовал рационального оправдания и переходил из поколения в поколение. История развития государственного права всех стран мира дает большое число иллюстраций конфликтов между правовыми обычаями и нормами писаных конституций, принимаемых в Новое и Новейшее время. Правовой обычай вождизма во всех странах мира вступал в противоборство с нормами конституций, закрепляющих республиканскую форму управления. "Король умер. Да здравствует король!" - заявляет обычай Франции. И французы в течение практически всего XIX в. действовали на основании этого обычая, игнорируя нормы своих конституций. На место короля открыто или в завуалированной форме они ставили Наполеона Бонапарта, Луи Бонапарта. Сейчас в ряде стран Азии, пишет А.Н. Медушевский, традиционная неограниченная монархия в форме султанизма прикрывается формальным институтом президентства. Для населения с глубоко укоренившимися вождистскими правовыми установками безразлично, как называется должность правителя и каков его официально декларируемый объем полномочий. И.В. Сталин был "вождем народа". В собственную очередь, Президиум Верховного Совета СССР, который был по Конституции СССР 1936 г. высшим органом власти в стране, по сложившемуся обычаю, не имел никакой реальной власти и только оформлял в виде писаных документов волю правителя. В странах, где обычное право имеет большое значение, правители не опасаются принимать конституции с набором декларированных прав и свобод человека и гражданина, с широкими полномочиями представительного органа. Население без разницы не воспринимает писаные тексты как источник реального государственного (гражданского) права. Оно добровольно отказывается от эксплуатации декларированных в документе прав и свобод. На смену религиозным правовым системам в XX в. пришли так называемые идеократические правовые системы, в которых важнейшими источниками государственного (гражданского) права являются политические доктрины, содержащиеся в учениях основателей государства и высказываниях их правителей. Наряду с ними действовали нормы и принципы, изложенные правителем в его политических выступлениях. Так, основным руководящим началом для органов правопорядка СССР в 30-е годы XX в. был не принцип законности, а принцип борьбы с врагами, которые усиливают свое сопротивление по мере движенья страны к социализму. Этот принцип содержался в политической доктрине, выраженной в выступлении И.В. Сталина. СССР и иные коммунистические страны представляют превосходный образец создания 2-х противоречащих друг другу систем государственного (гражданского) права. Официальная система норм позитивного права, содержащихся в конституциях, провозглашает республиканскую форму управления, демократический политический режим, порой федеративное устройство государства. Реальная система норм "партийного права", содержащихся в партийных нормативных актах и обычаях, устанавливала диктатуру вождя или группы вождей, авторитарный или тоталитарный политический режим, унитарную или имперскую территориальную организацию. Если в Средние столетия государство соединялось с Церковью, то в XX в. возникло такое явление, как соединение государства с партией, а точнее - с партеобразным объединением государственной бюрократии. Высшую юридическую силу тут имеют партийные нормы, оформленные в нормативных актах или существующие в виде обычаев. Так, в СССР коммунистическая партия ввела однопартийную систему. До 1989 г. существовал обычай на одно место депутата в органы власти выдвигать одного кандидата. Официальное позитивное право может прямо указывать на верховенство партийных норм. В связи с изменением в 1917 г. общественного и государственного строя страны коренным образом переменилась и конституционно-правовая теория. Партийными нормами был урегулирован весь процесс выдвижения кандидатов в депутаты органов власти всех ступеней. Нормативные акты на всех уровнях издавались лишь на основании сперва принятых партийных решений. В ее основу было положено марксистско-ленинское учение о государстве, праве, демократии. Наука гражданского права стала идеологизированной, ее выводы обязаны были совпадать с идеями и принципами марксизма-ленинизма. В связи с этим наука не полностью выполняла свое назначение. Она немало внимания уделяла правильности принятия тех или других партийно-государственных решений, однако практически не выполняла функцию объективного прогноза. Используя наработки предшествующих исследователей, она разрабатывает новые концепции, уделяя существенное внимание анализу институтов и принципов Конституции РФ 1993 г., проблем ее реализации. Серьезное внимание уделяется исследованию основ гражданского строя, закрепляющих исходные принципы организации русского общества и государства, проблем русского федерализма, путей его совершенствования. Этим объясняется то, что в условиях реформирования общества и государства в итоге XX в. наука о государстве и праве оказалась не готова к раскрытию наиболее важных для государства проблем. В современных условиях государствоведческая наука утверждается как русская наука гражданского права.
В работе рассматривались вопросы гражданского права России, специальное внимание заострялось на Конституции РФ - основном источнике отрасли государственного права. Подводя итоги проведенной работы, нужно подчеркнуть, что публичное право справедливо - ведущая отраслей русского права. Как было сказано выше, главная роль данной отрасли обусловлена значением тех социальных отношений, которые ей закрепляются и регулируются. Юридически определяя основополагающие принципы конструкции общества и государства, то есть основы гражданского строя РФ, устанавливая общие основы управления всеми общественными процессами, Публичное право этим дает нужные ориентиры, отражающие основное сущностное направление правового регулирования во всех сферах социальных отношений. По окончании работы возможно сделать выводы: публичное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание других отраслей права. Это определяется несколькими моментами: предметом гражданского права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного конструкции; основной источник гражданского права - Конституция РФ - акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер. Наука Гражданского права относится к числу отраслевых юридических наук, она формулирует основные понятия и категории, которыми оперирует действующее конституционно-правовое законодательство, изучает функции и роль соответствующих правовых институтов. Наука Гражданского права как никакая иная пострадала от лишней политизированности в годы советской власти, хотя сегодня она постепенно высвобождается от догматического подхода к исследованию трудностей отрасли, расширяется ее методологическая основа. Публичное право определяет основы гражданского строя РФ, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых есть правовое, публичное государство. Человек как высочайшая ценность, суверенитет народа, федерализм, демократизм, разделение властей, собственность и иные принципы, представляющие собою основы гражданского строя, лежат в базе функционирования любой отрасли права. Однако это не обозначает, что оно объединяет все отрасли права и что его нормы регулируют все общественные отношения. публичное право устанавливает федеративное изобретение РФ, разделение полномочий м/у Федерацией и ее субъектами, определяя источники какой-либо отрасли права, возможность регулирования конкретных областей социальных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности. Публичное право - ведущая отраслью права; оно устанавливает основные старта иных его отраслей. Следственно, Публичное право является важнейшей отраслью русского правоведения. Публичное право содержит нормы, определяющие основы всех иных отраслей права.
Информация о работе Гражданское право как базовая отрасль Российского права