Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2012 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы – характеристика гражданского права как науки и учебной дисциплины на базе современной научной литературы.
Задачи исследования:
- исследовать предмет, метод гражданского права,
- изучить историю развития гражданского права,
Введение. 3
Глава 1. Понятие гражданского права. 5
1.1. Гражданское право как одна из отраслей правоведения. 5
1.2. Предмет гражданского права. 6
1.3. История развития гражданского права. 9
1.4. Метод гражданско – правового регулирования. 12
Глава 2. Наука гражданского права и
другие общественные дисциплины. 16
2.1. Гражданское и административное право. 16
2.2. Гражданское и трудовое право. 17
2.3. Гражданское и природо-ресурсовое право. 18
2.4. Гражданское и финансовое право. 18
2.5. Дискуссия о семейном праве. 19
Глава 3. Учебная дисциплина гражданского права. 21
3.1. Предмет и система курса гражданского права. 21
3.2. Основные разделы курса гражданского права. 22
3.3. Основные задачи курса гражданского права. 25
Заключение. 27
Библиография. 29
Раздел ХV. Обязательства из односторонних действий -- раскрывает содержание и особенности обязательств, возникающих из публичного обещания награды, конкурсов и аналогичных действий одностороннего (недоговорного) характера.
Раздел ХVI. Внедоговорные (правоохранительные) обязательства – посвящен гражданско-правовому оформлению отношений, возникающих в связи с причинением имущественного вреда гражданам и организациям, а также вследствие неосновательного приобретения или сбережения ими чужого имущества. Эти отношения имеют правоохранительный характер. Изложение посвященных им правил завершает курс гражданского права.
3.3. Основные задачи курса гражданского права.
В прежнем правопорядке от юриста требовалось прежде всего умение ориентироваться в море нормативных актов, жестко регламентировавших все стороны общественных отношений. Этим объяснялся преобладающий информационный характер обучения, упор на познание действующего нормативного материала и его комментирование, следование «за законом» в изучении правовой науки.
Разумеется, и в современных условиях знание и строгое соблюдение законов полностью сохраняет все свое значение для подготовки профессионального юриста. Однако теперь в гораздо большей мере требуется понимать смысл гражданско-правовой материи и заложенные в ней возможности творческого практического применения.11
Этим обусловлено первостепенное значение глубокого усвоения существа основных цивилистических категорий, конструкций и институтов, знания и понимания основных тенденций развития гражданско-правового (частноправового) регулирования имущественных и личных неимущественных отношений. Поэтому главную роль начинает играть методологический, а не информационный подход к обучению, связанный с раскрытием содержания и различного законодательного оформления основных понятий цивилистики, возможностей их творческого использования с учетом современных тенденций развития гражданского права. Обращение к конкретным решениям действующего законодательства при таком подходе приобретает справочно-иллюстративное, вспомогательное, а не приоритетное значение.
Изложенным определяются и отдельные задачи курса гражданского права. Прежде всего, это теоретико-познавательная задача получения, усвоения и систематизации цивилистических знаний.
При этом формируются
также определенные навыки как научно-теоретического
подхода к рассматриваемым
В ходе изучения гражданского права формируются основанные на специальных знаниях оценки действующей гражданскоправовой регламентации, составляющие часть профессионального правосознания юриста. Они характеризуют развитие его профессионального мышления и культуры и, в свою очередь, могут вызвать представления о необходимости и полезности тех или иных усовершенствований, изменений в законодательстве и правоприменительной практике. Если они основаны на глубоком, серьезном познании юридической и социально-экономической природы соответствующего гражданско-правового института, а не на поверхностных, непрофессиональных суждениях и оценках, то способны сыграть весьма полезную роль как в правотворческой, так и в правореализационной деятельности.
Заключение.
Главной задачей правовой системы является не разграничение правовых отраслей и их сфер (хотя очевидно, что без этого просто нельзя говорить об их системе), а обеспечение их единого, комплексного воздействия на регулируемые общественные отношения. Поэтому система права должна характеризоваться внутренней согласованностью всех входящих в нее подсистем (элементов), опирающейся на социально - экономические и организационно - правовые факторы.
Прежний порядок в той или иной мере достигал этих целей с помощью построения системы правовых отраслей по иерархическому принципу. Она представляла собой некую “пирамиду“, во главе которой находилось конституционное (государственное ) право. Затем следовали подчиненные ему “основные отрасли“ -- гражданское, уголовное, административное, процессуальное право, -- в свою очередь возглавлявшие группы правовых отраслей, большей частью выделившиеся из базовых, “материнских“ (например, из гражданского права выводилось семейное и трудовое право, из административного -- финансовое и т.д. ).
Таким образом, всю эту систему пронизывали публичные начала, оформлявшие безграничное, по сути, вмешательство государства в любые сферы жизни общества и его членов и обеспечивавшие преимущественную защиту государственных и общественных (публичных) интересов .
Новая система права в большей мере соответствует задачам формирования правового государства и гражданского общества, которое не должно более находиться под постоянным и всеобъемлющим государственным воздействием. Единство и согласованность этой системы обеспечиваются не иерархической соподчиненностью ее элементов, а единством лежащих в ее основе общих правовых принципов, а также критериев выделения (обособления) правовых отраслей, определяющим функциональные особенности каждой из этих подсистем. Социально - экономическую базу такого положения составляют признание ключевой роли неотъемлемых прав и свобод личности, федеративная система государственного устройства, основанная на возрастающей роли регионов и местного самоуправления, а также рыночная организация хозяйства.
Основными общепризнанными критериями самостоятельности отраслей права являются наличие самостоятельного предмета правового регулирования, то есть особой отрасли общественных отношений, и метода правого регулирования, то есть известной совокупности приемов, способов воздействия на данную группу общественных отношений, соответствующих их особому характеру . В качестве дополнительных критериев указывается также наличие особых, самостоятельных функций отрасли права, что связано с ее положением элемента общей системы права, и общих положений (Общей части), свидетельствующих о юридической однородности составляющих отрасль правовых институтов и норм. Гражданское право как наука и учебная дисциплина в полной мере отвечает всем перечисленным критериям.
Библиография.
1 Егоров Н.Д. Гражданско – правовое регулирование общественных отношений . М. -1998 . С. 29.
2 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. – 1999. С. 75.
3 Основы российского гражданского права. Учебное пособие. // Безбах В.В. , Пучинский В.К. – М.- 1995 С. 123.
4 Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права. М. -- 1994. С. 20 – 22.
5 Иоффе О.С. Развитие цивилистической мысли в СССР. Л. – 1975. С. 34.
6 Подробнее об этом см . Яковлев В.Ф. О некоторых вопросах применения части первой Гражданского кодекса арбитражными судами // ВВАС Российской Федерации . 1995 . №5 .
7 Гражданское право. Под редакцией Сергеева А.П. Толстого Ю.К . М. -- 1996. С. 34.
8 Гражданское право. Под ред. Белякова А.Г. М. -- 1998. С. 34.
9 Основы российского гражданского права. Учебное пособие. // Безбах В.В. , Пучинский В.К. – М.- 1995. С. 130.
10 Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М. – 1999. С. 82.
11 Гражданское право. Под редакцией Сергеева А.П. Толстого Ю.К . М. -- 1996. С. 38.