Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2012 в 12:38, шпаргалка
Гражданское право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения имущественно¬го и личного неимущественного характера, возникающие между участниками гражданского оборота, основанные на принципах гражданского законодательства.
Гражданское право как отрасль права регулирует право¬отношения, возникающие между гражданами и юридически¬ми лицами. Следует иметь в виду, что участниками граждан¬ского оборота, наряду с гражданами и юридическими лицами, выступают государство, государственные органы и органы местного самоуправления.
Как все отрасли права, гражданское право имеет свои предмет и метод правового регулирования, отличающие граж¬данское право от других отраслей.
Гражданское право составляет основу частного права, является главной, ведущей отраслью в сфере частноправового регулирования. Этим определяется его место в системе права как основной, базовой отрасли, предназначенной для регулирования отношений, входящих в предмет частного права, прежде всего, отношений имущественного оборота.
Отсюда следует, что общие нормы и принципы гражданского права, а также и его отдельные институты в определенных случаях могут применяться не только в сфере гражданско-правового регулирования, но и в сфере других отраслей частного права. Основным условием для этого является в соответствующем отраслевом законодательстве и учет особенностей регулируемых им отношений. Иначе говоря, нормы гражданского права применяются здесь в субсидиарном (дополнительном) порядке, восполняя недостаток специальной отраслевой регламентации. В сфере семейного права такое положение получило прямое законодательное закрепление в ст. 4 Семейного кодекса РФ, согласно которой гражданское законодательство применяется для регулирования семейных отношений, прямо не урегулированных семейным законодательством, если это не противоречит их существу. Аналогичное по сути положение существует и в сфере трудового права. Напротив, нормы семейного или трудового права не используются для восполнения пробелов гражданско-правового регулирования ни при каких условиях.
Гражданское и природоресурсовое право. Поскольку земля, ее недра, леса, воды и другие природные объекты созданы не трудом человека, а самой природой, долгое время считалось, что возникающие по поводу природных объектов отношения также лишены стоимостного признака и поэтому должны регулироваться нормами особой отрасли, именуемой природоресурсовым правом. В настоящее время земля и другие природные объекты втягиваются в товарный оборот, и складывающиеся по поводу их имущественные отношения приобретают стоимостный характер, включаясь тем самым в предмет гражданского права. Подтверждением тому служит глава 17 ГК ≪Право собственности и другие вещные права на землю≫.
Гражданское и финансовое право. Имущественные отношения, которые возникают в процессе деятельности органов государственного управления в связи с накоплением денежных средств и распределением их на общегосударственные нужды, лишены стоимостного признака. В рамках указанных отношений деньги не выступают как мера стоимости, а выполняют функцию средства накопления. Их движение осуществляется по прямым безэквивалентным связям, не носящим взаимооценочного, а стало быть, и стоимостного характера. Поэтому указанные имущественные отношения регулируются нормами финансового права. Это нашло отражение в п. 3 ст. 2 ГК, в котором предусмотрено, что к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.
Вопрос 6. Понятие и система источников гражданского права. Обычай делового оборота: понятие, условия применения.
Источники гражданского права Российской Федерации — это система нормативно-правовых актов, в которых содержатся нормы гражданского права.
Источники гражданского права представляют собой систему, которая включает: общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, гражданско-правовые нормативные акты Российской Федерации, обычаи делового оборота.
Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры России в соответствии с Конституцией РФ — составная часть правовой системы России. Они имеют приоритет в применении перед внутренним законодательством РФ (ст. 7 ГК РФ). К данной группе относятся Конституция РФ, международные договоры.
К общепризнанным принципам относятся принципы единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Каждый вправе иметь собственность, владеть, пользоваться и распоряжаться ею как единолично, так и совместно с другими лицами. Право наследования гарантируется. Все указанные принципы гарантируются Конституцией РФ. Кроме того, последняя закрепляет разграничение законов на федеральные конституционные и федеральные. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой по сравнению с федеральными законами. Следовательно, федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.
К гражданско-правовым нормативным актам России относятся ГК РФ, принятые в соответствии с ним иные федеральные законы; подзаконные нормативные акты (указы Президента РФ; постановления Правительства РФ; ведомственные нормативные акты, принятые федеральными органами исполнительной власти).
ГК РФ — основной закон в регулировании гражданских правоотношений. Он определяет основные положения гражданского права. В данную подгруппу входят федеральные законы, такие как Федеральный Закон от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральный Закон от 26 октября 2002 г. .№ 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Федеральные законы не должны противоречить Конституции РФ. Законы в свою очередь не должны противоречить федеральным законам.
Акты Президента РФ, Правительства РФ, министерств и ведомств признаются источниками гражданского законодательства. Данную группу источников составляют подзаконные нормативные акты. Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ не должны противоречить законам.
Обычаи делового оборота — это не предусмотренные законодательством или договором, но сложившиеся, широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательства правила поведения.
Под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе (ст. 5 ГК РФ).
Эти обычаи делового оборота в настоящее время получили значительно более широкое применение по сравнению с другими деловыми обыкновениями. В соответствии со ст. 6 ГК РФ, если отношение, входящее в предмет гражданского права, то есть относящееся к имущественным и связанным с ними неимущественным отношениям, не урегулировано законодательством или соглашением сторон (договором), то к нему применяется обычай делового оборота.
Следует отметить, что сфера действия обычая делового оборота более узкая, нежели все отношения, регулируемые гражданским правом.
В качестве условий применения обычая делового оборота можно выделить следующее:
1. правило поведения должно быть не предусмотрено законодательством или договором (в противном случае, несмотря на то, что по существу правило является именно обычаем (традицией), будучи включённым в договор, оно становится его условием);
2. смысл правила должен быть определён, однозначен для суда (в идеале - также и для обеих сторон); при этом определённость и однозначность означают сложившуюся сущность и смысл правила, которые, в свою очередь, являются результатом широкого применения;
3. правило поведения должно применяться в какой-либо области предпринимательской деятельности (то есть ссылки на некое правило, действующее, скажем, в административных или семейных отношениях, применительно к предпринимательской деятельности будет неправомерно);
4. применяться может как правило поведения, зафиксированное в каком-либо документе, так и нигде не зафиксированное.
Следует также отметить, что все акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Правоотношения, возникшие до принятия актов гражданского законодательства, регулируются законодательством, действовавшим в момент их возникновения. Если правоотношения продолжают действовать в момент принятия нового нормативно-правового акта, то новый акт применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Вопрос 7. Понятие и особенности гражданского законодательства. Система нормативных актов, содержащих нормы гражданского права.
Гражданское законодательство (в широком смысле) - это вся система признанных государством источников, содержащих нормы гражданского права, которые действуют в Российской Федерации. В строгом смысле, согласно ≪ букве≫ ГК РФ, ≪гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов...≫ (ст. 3* ГК РФ).
Гражданское законодательство представляет собой совокупность нормативных актов (а не норм права, как правовая отрасль) различной юридической силы. При этом охватываемые им нормативные акты во многих случаях имеют комплексную, межотраслевую природу, поскольку зачастую содержат не только гражданско-правовые нормы.
Принципиальной особенностью гражданского законодательства является наличие в нем большого числа диспозитивных правил, действующих только в том случае, если сами участники регулируемого отношения не предусмотрят иной вариант своего поведения. Иначе говоря, такие правила носят восполнительный характер, ибо рассчитаны на восполнение недостающей по каким-либо причинам воли самих субъектов. Такие нормы преобладают в регулировании договорных отношений, т.е. имущественного оборота.
Однако в гражданском законодательстве имеется и значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав).
К основным способам систематизации (упорядочения) законодательства, применяемым государством в гражданско-правовой сфере, относятся инкорпорация, консолидация и кодификация.
Инкорпорация нормативных актов представляет собой сведение ранее изданных актов в единый источник (сборник) без изменения их содержания. Официальная инкорпорация обычно оформляется в виде утвержденного высшими государственными органами единого свода, собрания или иного сборника законов или других нормативных актов. Примерами такой инкорпорации являются Свод законов Российской империи и Собрание действующего законодательства Союза ССР (которое не было завершено). Неофициальные инкорпорации представлены различными сборниками нормативных актов, обычно тематического характера, подготовленных их авторами, в том числе и для учебных целей.
Консолидация нормативных актов представляет собой объединение ряда актов, посвященных общему кругу вопросов, в единый нормативный акт, иногда даже более высокой юридической силы.
Высшей формой систематизации законодательства является его кодификация, при которой принимается единый новый закон (реже - подзаконный нормативный акт), отменяющий действие ряда старых нормативных актов. Особенностью кодекса является построение его по определенной системе с непременным выделением общих положений (общей части) и охват им всех основных правил соответствующей сферы, что, в частности, предопределяет принятие других нормативных актов в данной области, включая законы, в соответствии с его нормами и тем самым - его центральное, системообразующее место в общем комплексе нормативных актов. Поэтому кодекс становится главным источником права соответствующей отрасли.
Гражданско-правовые нормативные акты, традиционно охватываемые понятием гражданского законодательства, составляют определенную систему, построенную по иерархическому принципу. Содержание этой системы предопределено нормами Конституции, которая имеет высшую юридическую силу в отношении любых законов и других нормативных актов (и возглавляет всю систему действующего законодательства).
Прежде всего необходимо отметить, что в состав этой системы теперь могут входить лишь акты федеральных государственных органов, поскольку в соответствии с п. "о" ст. 71 Конституции РФ и п. 1 ст. 3 ГК гражданское законодательство составляет предмет исключительной федеральной компетенции. Никакие акты, содержащие нормы гражданского права, не вправе принимать ни органы субъектов Федерации, ни иные государственные органы или органы местного самоуправления.
По своей юридической силе гражданско-правовые акты распределяются на три группы:
1) обладающие высшей юридической силой федеральные законы - нормативные акты, принятые Государственной Думой РФ;
2) носящие подзаконный характер указы Президента РФ и постановления федерального Правительства;
3) нормативные правовые акты иных федеральных органов исполнительной власти (министерств и ведомств РФ).
Составляющие первую группу актов законы возглавляются Гражданским кодексом и охватываются понятием "гражданское законодательство" (п. 2 ст. 3 ГК). Иначе говоря, действующий закон придает этому термину весьма узкое значение (считая, в частности, что акты исполнительной власти не могут включаться в категорию законодательства, поскольку данная ветвь власти лишена права законодательствовать). Президентские указы и постановления федерального Правительства охватываются понятием "иные правовые акты" (ч. 1 ст. 15 Конституции РФ и п. п. 3 - 6 ст. 3 ГК). Наконец, акты федеральных министерств и ведомств составляют понятие "нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти".