Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 19:43, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в исследовании проблем, связанных с реализацией агентского договора в сфере туризма.
Для достижения указанных целей были поставлены следующие исследовательские задачи:
- рассмотреть источники правового регулирования в сфере туризма;
- раскрыть понятие агентского договора;
- изучить правовую природу агентского договора в сфере туризма;
- составить модель агентского договора в сфере оказания туристических услуг.
Введение 3
Глава 1 Источники нормативно-правового регулирования в сфере туризма как основа формирования агентского договора 6
Глава 2 Гражданско-правовая характеристика агентского договора
2.1 Понятие и правовая природа агентского договора 13
2.2 Модель Агентского договора 21
Заключение 28
Список использованной литературы 29
В-третьих, Закон регулирует деятельность туроператоров и турагентов. Главное отличие турагентов от туроператоров в том, что первые не формируют туристские продукты, а занимаются лишь их продвижением и реализацией.
В-четвертых, закон
регулирует практику экскурсоводов (гидов),
являющихся профессионально
Основу всего
туризма и туристской деятельности
составляют природные, исторические, социально-культурные
объекты, которые включают объекты
туристского показа, а также объекты,
способные удовлетворить
В настоящее время можно выделить следующие тенденции состояния правового регулирования сферы туризма:
- повышение
гарантий и защиты, основных прав
и интересов субъектов
- создание современного
и всеобъемлющего
- устранение правовых коллизий между нормами международного и национального законодательства;
- обеспечение
надлежащего качества
- усиление юридической ответственности за нарушение обязательств;
- развитие и реализация регионального правотворчества в названной сфере.
Современное российское законодательство в области туризма еще далеко от совершенства и требует серьезного правового анализа.
Глава 2 Гражданско-правовая характеристика агентского договора
Агентский договор является новым для российского права. Он широко распространен в англо-американском праве, где этот договор заменяет традиционные для континентальной правовой системы договоры поручения и комиссии [10, С. 97]. Не следует полагать, что этот договор полностью заимствован (рецепирован) ГК РФ из англо-американского правопорядка, хотя влияние последнего на этот институт невозможно полностью отрицать.
Конструкция агентского договора в российском праве преследует цель гражданско-правового оформления отношений, в которых посредник (представитель) совершает в чужих интересах как сделки и другие юридические действия (что характерно для отношений поручения и комиссии), так одновременно и действия фактического порядка, не создающие правоотношений принципала с третьими лицами [28, С. 86-94].
Деятельность такого рода широко распространена в культурно-творческой сфере, где предприниматели (литературные агенты, антрепренеры, импрессарио, шоумены, продюсеры и т.п.) осуществляют в интересах своих клиентов (принципалов) как юридические, так и фактические действия по оформлению их отношений с издателями, театрами, киностудиями и т.д., по организации и осуществлению различных театральных, концертных, гастрольных мероприятий и т.п., позволяя им сосредоточиться исключительно на творческой стороне дела.
В таких и аналогичных им ситуациях невозможно обойтись одной из традиционных конструкций договоров поручения, комиссии или подряда (возмездного оказания услуг). Необходимо заключить либо несколько различных, но тесно взаимосвязанных договоров между одними и теми же субъектами, либо сложный смешанный договор, к которому в соответствующих частях все равно будут применяться правила о договорах, элементы которых он содержит (п. 3 ст. 421 ГК РФ). Институт агентского договора позволяет значительно упростить такую ситуацию.
В агентском договоре одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению и за счет другой стороны (принципала) юридические и иные (фактические) действия либо от своего имени, либо от имени принципала (абз. 1 п. 1 ст. 1005 ГК).
Если агент действует за счет принципала, но от собственного имени, он и становится стороной сделок, заключенных им с третьими лицами, причем и в том случае, когда эти лица знали о совершении сделки в интересах принципала, а не его агента либо даже сам принципал вступил с третьим лицом - контрагентом по сделке - в непосредственные отношения по ее исполнению (абз. 2 п. 1 ст. 1005 ГК). Так, например, могут сложиться отношения при заключении агентом договора с владельцем концертного зала об организации концерта эстрадного исполнителя, который будет затем выступать в этом зале.
Однако после заключения сделки агент должен передать права и обязанности по ней своему принципалу. Такая модель отношений характерна для договора комиссии (абз. 2 п. 1 ст. 990 ГК РФ). Поэтому к указанным отношениям применяются правила о до говоре комиссии, если они не противоречат специальным нормам закона об агентском договоре или существу этого договора (ст. 1011 ГК РФ). В частности, порядок передачи прав по сделкам, заключенным агентом в интересах и за счет принципала, а также режим имущества, приобретенного агентом для принципала или, наоборот, переданного агенту принципалом для реализации, определяются по правилам о договоре комиссии.
Если же агент по условиям
заключенного с принципалом договора
действует не только за счет, но и
от имени принципала, права и обязанности
по заключенным им с третьими лицами
сделкам возникают
По своему содержанию агентский договор в целом ближе к договору комиссии, чем к договору поручения, ибо агент, подобно комиссионеру, обычно является профессиональным предпринимателем [25, С. 79]. Поэтому данный договор всегда является возмездным и не носит лично-доверительного характера даже при совершении агентом сделок от имени принципала и по его доверенности (что, в частности, и в этом случае исключает возможность одностороннего безмотивного отказа от его исполнения).
Однако в любом случае агентский договор не может быть сведен к традиционным договорам комиссии или поручения, ибо ему присущи черты, которые отсутствуют у обоих названных договоров. Прежде всего, речь идет о предмете агентского договора, который, как уже отмечалось, составляет совершение агентом не только юридических, но и фактических действий. Кроме того, данный договор всегда имеет длящийся характер, поскольку агент обязуется совершать, а не совершить для принципала какие-либо действия [9, С. 526], и, следовательно, не заключается для совершения агентом какой-либо одной конкретной сделки.
Вместе с тем в конкретном агентском договоре возможно одновременное выступление агента в одних сделках – от своего имени, а в других – от имени принципала. Ведь способ участия агента в отношениях с третьими лицами, являющийся конституирующим признаком договоров комиссии и поручения (и позволяющий провести их четкое разграничение), не имеет значения для агентского договора, ибо здесь важно лишь то, чтобы в любом случае имущественные последствия деятельности агента появлялись именно у принципала.
Агентский договор
может использоваться как в предпринимательском
обороте, так и в других гражданско-правовых
отношениях, где, однако, могут существовать
известные особенности. Так, в сфере
использования результатов
В связи с этим возможно появление отдельных видов агентского договора, особенности режима которых устанавливаются специальными законами.
Уже более трех лет прошло с момента принятия Федерального закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон о туристской деятельности), а дискуссии относительно правовой природы договора между туристом и туристической фирмой по поводу предоставления туристского обслуживания не ослабевают.
Для обозначения
данного договора в российском и
международном
В Международной конвенции по контракту на путешествие (1970 г.) использовано понятие «контракт на путешествие» [26, С. 49-54].
Директива ЕС «О комплексных турах, путешествиях и отдыхе» не дает конкретного названия договора, а указывает на «договор, связывающий потребителя и организатора турпродукта и / или розничного продавца». Германское гражданское уложение (ст. 651) регулирует обязательства, вытекающие из договора о туристском обслуживании [24, С. 158]. Другие страны используют понятие «контракт на путешествие» (travel contract). В научной литературе, в частности работе А.П. Иванова «Правовое регулирование международных туристских отношений» (2004 г.), сделкой, опосредующей отношения между туристской фирмой и туристом, называется агентский договор [27, С. 69].
Несмотря на такое разнообразие обозначений, сущность всех этих договоров выражается в предоставлении комплексной туристской услуги, включающей в себя элементы перемещения, проживания и других услуг в сфере туризма.
В российской юридической
науке разграничение договора возмездного
оказания услуг и договора купли-продажи
представляется малоинтересным, так
как договор возмездного
В связи с этим следует выделить две наиболее распространенные точки зрения на данную проблему. Одна из них совпадает с позицией авторов Закона о туристской деятельности. Сторонники данной позиции рассматривают турпродукт как товар [28, С. 30] или же как право (гарантии) на услуги, реально осуществляемые другими фирмами, не имеющими прямых договорных отношений с туристом [32, С. 138].
Иной позиции придерживаются Брагинский М.И., Кабалкин А.Ю., Парций Я.Е., Иванов А.П., Левшина Т.Л., Шерстобитов А.Е. и др. Обобщая их мнение, можно констатировать, что правовой формой данных отношений является договор возмездного оказания услуги, они (отношения) ничем не отличаются от отношений, например, с аудиторской фирмой того, кто обращается за соответствующими услугами. В том и другом случае сущность договора состоит в возникновении у одного лица (туриста, клиента аудиторской фирмы) права по отношению к контрагенту требовать оказания последним определенных услуг [13, С. 234]. Определение же предмета договора на туристское обслуживание как возмездной передачи товара (или имущественных прав) не только не отвечает сущности договора и самой туристской деятельности, но и фактически искажает соотношение названных категорий [21, С. 15].
Договоры в сфере туристской деятельности можно разделить на три группы:
1) Договоры, заключаемые между туроператором (турагентом) и туристом.
2) Договоры, заключаемые между туроператором и турагентом.
3) Договоры, заключаемые между туроператором и его партнерами – непосредственными исполнителями отдельных видов услуг
При этом необходимо отметить, что ни туроператор, ни турагент не способны оказывать услуги лично, поэтому туроператор всегда заключает договоры с непосредственными исполнителями отдельных видов услуг (гостиничных, транспортных, экскурсионных и др.). Исполнение названных договоров непосредственными исполнителями производится туристу.
Можно согласится с мнением М.И. Брагинского и В.В. Витрянского о том, что при исполнении обязательства по оказанию туристических услуг имеет место возложение исполнения обязательства на третье лицо, т.е. конструкция, предусмотренная правилом ч.1 ст.313 ГК РФ, где турист выступает в качестве кредитора по договору на туристическое обслуживание, а туристическая фирма является должником, возлагающим исполнение обязательства на третьих лиц, непосредственных исполнителей отдельных видов услуг.
Характер договоров, заключаемых между туроператором (турагентом) и туристом, зависит от способа формирования пакета услуг.
В том случае, когда имеется индивидуальный заказ туриста (группы) на формирование пакета услуг, он должен оформляться в письменной форме как договор о предоставлении информационных и маркетинговых услуг. Данный договор не может содержать всех существенных условий договора на туристическое обслуживание, т.к. только направлен на формирование индивидуального набора услуг, а следовательно, не должен квалифицироваться как предварительный. В дальнейшем, при согласовании сторонами существенных условий, между ними будет заключен договор на туристическое обслуживание.
Информация о работе Гражданско-правовая характеристика агентского договора