Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Целью работы выступает комплексный теоретико-правовой анализ проблемы охраны имущественных прав несовершеннолетних, проведенный по следующим направлениям:
всесторонний анализ правовых актов, действующих в Российской Федерации как источников правового регулирования охраны имущественных прав несовершеннолетних;
рассмотрение проблем применения права в области охраны имущественных прав несовершеннолетних.

Содержание работы

Введение
1. Имущественные права несовершеннолетних
1.1 Право собственности и иные вещные права несовершеннолетних
1.2 Право несовершеннолетних распоряжаться своими доходами
2. Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних
2.1. Способы защиты права собственности и иных вещных прав несовершеннолетних
2.2 Способы защиты прав несовершеннолетних распоряжаться своими доходами
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

Имущественные права несовершеннолетних и их охрана в гражданском пр.doc

— 247.50 Кб (Скачать файл)

Аналогично решается вопрос о последствиях признания  недействительной сделки с имуществом, совершенной лицом в возрасте от 14 до 18 лет без согласия его  родителей, усыновителей или попечителя, выраженного в письменной форме. Но следует заметить, что если сделка с малолетним является ничтожной, то есть недействительной независимо от признания ее судом, то сделка, совершенная лицом в возрасте от 14 до 18 лет, является оспариваемой и может быть признана недействительной только по иску родителей, усыновителей или попечителя несовершеннолетнего.

Каждый ребенок должен знать свои права и обязанности, чтобы с легкостью ими оперировать  в любой жизненной ситуации. Но, как показывает практика, во многих случаях дети не имеют доступа к информации, материалам, подробно затрагивающим и раскрывающим вопросы правового положения несовершеннолетних.30 Согласно данным официальной статистики последних лет российские дети находятся в тяжелейшем положении, подвергаются насилию в семье; убегают из дома, попадают в специнтернаты с диагнозом «дебильность»; ставятся на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Это подтверждает необходимость получения знаний в области защиты прав ребенка как детьми, так и родителями, а также преподавателями школ, детскими врачами и многими другими.

Особенности несовершеннолетнего  возраста не могут не учитываться  в праве, ведь несовершеннолетний – уже не ребенок, но еще и не взрослый человек. Правовые нормы должны не только учитывать эту особенность несовершеннолетних, но и защищать их от возможных нарушений их прав и свобод со стороны более «сильных» взрослых. В связи с этим большое значение для воспитания несовершеннолетних имеют правовые нормы, регулирующие различного рода общественные отношения с их участием. Подростки должны знать права (и обязанности), закрепленные за ними в действующих законодательных актах.

В России проблема защиты детей всегда волновала общественность, а сейчас, в период осуществления рыночных преобразований, встала чрезвычайно остро. Затянувшийся экономический кризис пагубно влияет прежде всего на несовершеннолетних. Это отчетливо иллюстрируют такие неблагоприятные показатели, как рост числа бедных семей в стране, постоянное увеличение числа совершаемых подростками правонарушений и преступлений, ежегодно увеличивающееся количество брошенных детей, детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.

Основным документом о правах детей  в нашей стране является Федеральный  закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».31 Закон в целях создания правовых, социально-экономических условий реализации прав и законных интересов ребенка устанавливает основные гарантии этих прав и законных интересов. Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности. Права ребенка также закреплены в Гражданском и Семейном кодексах РФ.

Условно совокупность прав ребенка  можно разделить на шесть основных групп. Первая группа включает такие  права, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.; вторая группа – права на семейное благополучие; третья группа – права на свободное развитие личности ребенка; четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей; пятая группа ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством); шестая группа направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы.

С рождения у ребенка и его  родителей сразу возникают определенные отношения. Некоторые отношения  регулируются нормами морали и правилами  совместного проживания людей, другие – нормами права, в частности, нормами семейного права, которые устанавливают условия и порядок вступления в брак и его прекращение, регулируют личные имущественные и неимущественные отношения между членами семьи (супругами, родителями и детьми, другими родственниками), а также определяют формы и порядок устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей.

Отношения, возникающие между родителями и детьми в семье, также подразделяются на две группы: личные и имущественные. К личным правам относятся:

– право на жизнь и воспитание в семье;

– право знать своих родителей  и право на их заботу;

– право на совместное с ними проживание;

– право на воспитание своими родителями;

– обеспечение интересов ребенка  и уважение его человеческого  достоинства.

За ребенком закреплено и такое  личное право, как право на общение  с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками.

Каждый ребенок имеет  право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар  или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка. Право ребенка распоряжаться принадлежащим ему на праве собственности имуществом определяется ст. 26 и 28 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ). Указанные статьи определяют дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет и дееспособность малолетних. В частности, ст. 26 ГК РФ предусматривает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей – родителей, усыновителей или попечителя.

Несовершеннолетний может  заключить какую-либо сделку, но затем  эта сделка должна быть письменно  одобрена его законными представителями; в противном случае она признается недействительной. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей или попечителей:

– распоряжаться своим  заработком, стипендией и иными доходами;

– осуществлять права  автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения или охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;

– в соответствии с  законом делать вклады в кредитные  учреждения и распоряжаться ими;

– совершать мелкие бытовые  и иные сделки.

По достижении 16 лет несовершеннолетние вправе быть членами кооперативов. По всем сделкам, заключенным в соответствии с законом, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет самостоятельно несут имущественную ответственность. А при наличии весомых оснований несовершеннолетний в этом возрасте может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией и иными доходами, и будет иметь возможность делать это лишь при согласии своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана разными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Однако сделать это может только суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей либо органов опеки и попечительства.

Многие дети по различным  причинам становятся сиротами. Их судьбы всегда волновали общество. Действующее семейное законодательство предусматривает возможность воспитания детей-сирот в приемной семье. Такую семью могут создать муж и жена, у которых есть свои дети. Они берут в свою семью на воспитание сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. По мнению специалистов, в такой семье общее количество детей не должно быть более восьми человек. Возможность создать приемную семью предоставляется и бездетным родителям. Вместе с тем неполные семьи, в которых отсутствует один из родителей, не могут создавать приемную семью.32

В России ответственность  за благополучие детей вместе с родителями разделило государство. Государственная забота проявляется или, по крайней мере, должна проявляться в различных формах – в выплате детских пособий, бесплатном среднем образовании и т.д. Однако роль государства не ограничивается лишь предоставлением тех или иных благ; оно берет на себя и охрану интересов детей, в том числе от корыстолюбия их же родителей. Подавляющее большинство споров вокруг недвижимости, право на которую имеют дети, решается в пользу последних. Право собственности в России не носит безусловный характер. Собственник квартиры или другого жилого помещения, в котором проживают несовершеннолетние члены его семьи, изрядно ограничен в праве распоряжения своей недвижимостью. Право собственности не должно вступать в противоречие с интересами детей.

Функции органов опеки  и попечительства возложены на органы местного самоуправления. В Москве этими вопросами занимаются районные управы. Чиновник принимает решение на основе различного рода справок и официальных документов. И если родители намериваются продать (обменять, подарить) квартиру, в которой вместе с ними проживают несовершеннолетние дети, им придется собрать целый пакет документов. Прежде чем перечислить все, что требуется органу опеки для принятия решения, хотелось бы еще раз отметить: данная процедура носит не уведомительный, а разрешительный характер, поэтому наличие всех документов и их подлинность отнюдь не гарантируют положительного ответа.

Итак, для того чтобы  получить разрешение на отчуждение жилого помещения, в орган опеки необходимо представить следующие документы (перечень составляется руководителем органа опеки и утверждается приказом):

заявление обоих родителей  с просьбой о разрешении совершения сделки;

заявление несовершеннолетнего  старше 14 лет о согласии на данную сделку;

справку БТИ о балансовой стоимости жилого помещения на момент обращения;

выписку из домовой книги  по месту жительства несовершеннолетнего;

копии финансовых лицевых  счетов жилой площади отдельно с места продажи и места покупки (обмена) жилых помещений;

копии свидетельств о  праве собственности на жилое  помещение, отдельно с места продажи  и с места покупки (обмена);

согласие несовершеннолетнего  старше 16 лет на проживание на жилой площади, приобретенной для него в результате сделки отчуждения;

Кроме того, орган опеки  может истребовать письменное обязательство  каждого собственника (заверенное нотариусом) о снятии с регистрационного учёта его и проживающих с ним членов семьи с занимаемой жилой площади. Если орган опеки даст «добро», собственник отчуждаемого имущества получит разрешение на совершение сделки, оформленное постановлением или распоряжением органа местного самоуправления за подписью его главы.33

 

2.2 Способы защиты прав несовершеннолетних распоряжаться своими доходами

 

Каждому гражданину Российской Федерации  гарантируется судебная защита его  прав и свобод (ст. 46 Конституции  РФ). Это конституционное положение  относится ко всем гражданам независимо от их возраста и получило закрепление в текущем законодательстве. Согласно ст. ст. 1, 8, 56 СК РФ, ст. 11 ГК РФ судебная защита гражданских и семейных прав и интересов ребенка является основной юрисдикционной формой защиты.

Под судебной защитой гражданских  и семейных прав и интересов ребенка следует понимать осуществляемую в порядке гражданского судопроизводства и основанную на конституционных принципах, принципах гражданского, семейного, гражданского процессуального права, а также моральных принципах деятельность судов, направленную на восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) гражданских и семейных прав и интересов ребенка, посредством применения предусмотренных гражданским и семейным законодательством способов защиты.

Для осуществления судебной защиты используются определенные средства. В юридической литературе нет единого подхода к определению понятия средства правовой (судебной, административной) защиты. По мнению одних ученых, средством правовой защиты является иск, заявление, жалоба. Другие ученые считают средством правовой защиты решение суда, постановление административного органа.

Надо полагать, что это понятие  недостаточно исследовано в науке.

Под средством понимается прием, способ действия для достижения чего-нибудь. Предмет, совокупность приспособлений для осуществления какой-нибудь деятельности. 34

Представляется, что под средством  судебной защиты гражданских и семейных прав и интересов следует понимать совокупность приемов, при помощи которых  обеспечивается восстановление (признание) нарушенных (оспоренных) прав и интересов ребенка, т.е. применение способов защиты.

К средствам судебной защиты прав ребенка следует отнести иск (заявление, жалобу), судебное постановление (решение, заочное решение, судебный приказ, определение об утверждении мирового соглашения), кассационную и надзорную жалобы, заявление о пересмотре заочного решения, заявление о пересмотре дела по вновь открывшимся обстоятельствам, участие органов опеки и попечительства в разбирательстве споров, связанных с воспитанием детей, учет мнения ребенка при разрешении спора. Виды средств судебной защиты определяются характером возникшего правоотношения, заявленным требованием, правовым положением ребенка, порядком вынесения, обжалования и содержанием судебных постановлений и другими условиями.

В зависимости от характера правоотношения можно выделить иск, заявление и жалобу.

Исковое заявление подается при  наличии спора о праве. По делам, возникшим из административно - правовых отношений - жалоба. По делам особого производства в суд подается заявление.

Подача в суд иска (заявления, жалобы) является средством реализации права на судебную защиту и применения способа судебной защиты. Если управомоченное лицо не предъявит в суд иск (заявление, жалобу), судебная защита не может быть осуществлена.

Информация о работе Гражданско-правовая защита имущественных прав несовершеннолетних