Гражданско-правовые меры по предупреждению коррупции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2012 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

Борьба с коррупцией поставлена Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым как общегосударственная задача. Что вполне закономерно. Высказанные в этой связи суждения наших крупных ученых, парламентариев, представителей общественности, руководителей субъектов Федерации позволяют определить нынешний уровень коррупции как угрозу национальной безопасности России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………....3-4
Глава 1. История коррупции в РФ……………………………………..5-6
Глава 2. Общая характеристика коррупции………………………….7-13
2.1. Понятие коррупции……………………………………….....7-8
2.2. Виды коррупции……………………………………………….8
2.3. Коррупция на современном этапе………………………...8-10
2.4. Рынок коррупционных услуг……………………………10-13
Глава 3. Причины и методы борьбы с коррупцией в РФ………….14-23
3.1. Причины возникновения коррупции……………………..14-17
3.2. Вред от коррупции………………………………………...17-18
3.3. Меры, направленные на предупреждение коррупции…..18-20
3.4. Методы борьбы с коррупцией в РФ и объективные трудности……………………………………………………………………..20-23
Заключение……………………………………………………………24-25
Список использованных источников и литературы………

Файлы: 1 файл

гражданское право 111111.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)


25

 

              Содержание

                                                                                                                    с.

Введение………………………………………………………………....3-4

Глава 1. История коррупции в РФ……………………………………..5-6

Глава 2. Общая характеристика коррупции………………………….7-13

            2.1. Понятие коррупции……………………………………….....7-8

            2.2. Виды коррупции……………………………………………….8

            2.3. Коррупция на современном этапе………………………...8-10

            2.4.  Рынок коррупционных услуг……………………………10-13

Глава 3.  Причины и методы борьбы с коррупцией в РФ………….14-23

           3.1. Причины возникновения коррупции……………………..14-17

           3.2. Вред от коррупции………………………………………...17-18

           3.3. Меры, направленные на предупреждение коррупции…..18-20

           3.4. Методы борьбы с коррупцией в РФ и объективные             трудности……………………………………………………………………..20-23

Заключение……………………………………………………………24-25

Список использованных источников и литературы………………...26-27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Борьба с коррупцией поставлена Президентом РФ Дмитрием Анатольевичем Медведевым как общегосударственная задача. Что вполне закономерно. Высказанные в этой связи суждения наших крупных ученых, парламентариев, представителей общественности, руководителей субъектов Федерации позволяют определить нынешний уровень коррупции как угрозу национальной безопасности России.

Действующие на сегодняшний момент Федеральный закон  от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (начало действия документа -10.01.2009) и Закон Пермского края от 30.12.2008 № 382-ПК «О противодействии коррупции в Пермском крае» (начало действия документа-26.01.2009) впервые определяют само понятие «коррупция», дают перечень ее признаков, не содержавшихся ранее в нашем законодательстве (ранее понятие слова «коррупция» (от лат. corrumpere — «растлевать») являлось неюридическим термином, единственным официальным документом, который как то определял данное понятие был Национальный план противодействия коррупции, утвержденный Президентом РФ 31.07.08г. Пр-1568).

        Сложность написания курсовой работы связана с тем, что на данный момент нет полноценных комментариев специалистов к вышеуказанным актам, а также иной другой литературы, в полном объеме раскрывавших бы понятие «коррупция».

        Следовательно, исходя из выше изложенного, можно сделать вывод, что в наше время данная тема очень актуальна.

Текст курсовой работы опирается на официальные источники и современную нормативно-правовую базу, со всеми изменениями и поправками.

Предметом исследования данной работы является определение причин возникновения коррупции, мер и способов борьбы с рынками коррупционных услуг в России.

Цель написания курсовой работы заключается в том, чтобы точно и полно дать определение понятию «коррупция», определить круг нормативных актов, которые на сегодняшний день регламентируют деятельность органов государственной власти и местного самоуправления в рамках исследования предмета курсовой работы.

Также, сделаны попытки выявить недостатки в российском законодательстве, которое регулирует вопросы коррупции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. История коррупции

 

Исторические корни коррупции, вероятно, восходят к обычаю делать подарки, чтобы добиться расположения. Дорогой подарок выделял человека среди других просителей и способствовал тому, чтобы его просьба была выполнена. Поэтому в первобытных обществах плата жрецу или вождю была нормой. По мере усложнения государственного аппарата и усиления власти центрального правительства, появились профессиональные чиновники, которые, по замыслу правителей, должны были довольствоваться только фиксированным жалованием. На практике чиновники стремились воспользоваться своим положением для тайного увеличения своих доходов.

В России коррупция исторически различалась по тому, происходило ли получение неправомерных преимуществ за совершение законных действий («мздоимство») или незаконных действий («лихоимство»).

Долгое время коррупция для чиновников была законным видом деятельности: до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», т.е., на средства от лиц, заинтересованных в его деятельности. С 1715 года получение взятки в любой форме стало считаться преступлением, так как чиновникам стали платить фиксированную зарплату. Однако количество чиновников при Петре Первом возросло так, что жалование выплачивалось нерегулярно, и взятки, особенно для чиновников низших рангов, вновь стали основным источником дохода. Вскоре после смерти Петра система «кормлений» была восстановлена, и к фиксированному жалованию вернулась лишь Екатерина II. Жалование чиновникам выдавали бумажными деньгами, которые в начале XIX века начали сильно обесцениваться по сравнению с металлическими деньгами. Необеспеченность бюрократии вновь привела к повышению коррупции.

В Советской России взяточничество считалось контрреволюционной деятельностью, и уголовный кодекс 1922 года предусматривал за это преступление расстрел.

В настоящее время отношение к мздоимцам смягчилось и значительная доля населения даже не считает коррупцию преступлением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общая характеристика коррупции

 

2.1.Понятие коррупции.

 

Коррупция – определяется как злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение деяний, указанных деяний, от имени или в интересах юридического лица[1].

Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.

Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью — властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач и т. д.). Главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания. Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.

 

2.2.Виды коррупции.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В неё входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. К этой категории также относится кумовство (непотизм).

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора, стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.             

Коррупция верховной власти относится к политическому руководству и верховным судам в демократических системах. Она касается стоящих у власти групп, недобросовестное поведение которых состоит в осуществлении политики в своих интересах и в ущерб интересам избирателей.

 

2.3.Коррупция на современном этапе

 

Современные оценки коррупции

 

Corruption Perceptions Index по России

 

1996              1997              1998              1999              2000              2001              2002              2003              2004              2005              2006              2007              2008

2,58              2,27              2,4              2,4              2,1              2,3              2,7              2,7              2,8              2,4              2,5              2,3              2,1

 

В 2000 году рейтинг был в два раза меньше. Наилучший результат в 2004-м - 2.8 балла. В современной России широко распространено мнение, что сегодня коррупция является главным препятствием на пути экономического роста страны.

Объём рынка коррупции превышает 240 млрд. долл. США. Согласно оценкам фонда ИНДЕМ, эта величина ещё выше: только в деловой сфере России объём коррупции вырос между 2001 и 2005 гг. примерно с 33 до 316 млрд. долл. США в год (не включая коррупцию на уровне политиков федерального уровня и бизнес-элиты). При этом средний размер взятки, которую российские бизнесмены дают чиновникам, вырос с 10 до 136 тыс. долл. Более половины взрослого населения страны имеют личный опыт дачи взяток.

Наличие в законодательной базе государства возможностей для нелегального обогащения чиновников (в России, в частности, появилось такое понятие, как «взяткоёмкость отдельного закона») путём вымогания взяток или незаконной приватизации, или специальных льгот для чиновников, приводит к большой дифференциации доходов чиновников на легальные и нелегальные доходы.

       Наблюдается тенденция увеличения доходов чиновников, занятых в органах власти. В 2005 году их доходы выросли на 44,1%. Это значительно превосходит рост доходов населения, который составил 21,3%. Косвенные сведения о нелегальных доходах можно получить, сравнивая уровень жизни чиновников с их официальными доходами. Составляющие значительную часть населения малоимущие слои от распространения коррупции проигрывают в наибольшей степени, так как имеют меньше финансовых возможностей, чем их более обеспеченные сограждане.

26 сентября 2007 года организация Transparency Int опубликовала свой очередной рейтинг состояния коррупции в мире. Россия занимает в нём 143 место из 180 с рейтингом 2,3 балла. По мнению руководителя российского отделения организации Елены Панфиловой, на сегодняшний момент в России существует «коррупционная стабилизация», в следствии чего позиции России в рейтинге не сильно меняются (в 2005 — 2,4 балла и 126 место из 158, в 2006 — 2,5 балла и 121 место из 163). Председатель Национального антикоррупционного комитета России Кирилл Кабанов считает, что никакой борьбы с коррупцией в России нет: аресты чиновников среднего звена систему взяточничества не нарушают, политика по противодействию коррупции не выработана

 

 

2.4. Рынок коррупционных услуг. Области обогащения

 

Наиболее распространена децентрализованная (внешняя) коррупция, когда сделки заключаются индивидуально между должностным лицом и частным лицом. Однако добавление внутренней коррупции — между членами одной организации — придаёт ей черты организованной преступности.

Согласно законам бихевиоризма, попадая в коллектив, человек перенимает правила поведения, которые в этом коллективе приняты. Поэтому, если внутриведомственная культура такова, что по отношению к взяткам царит «обстановка благодушия, порой безответственности при решении служебных вопросов, отсутствие гласности при обсуждении проступков сотрудников», то новопришедшие примут такое поведение как нормальное и будут следовать ему в дальнейшем.

Распространение коррупции среди чиновников приводит к тому, что в ней оказываются заинтересованными и подчинённые, и начальники. Оценка потенциальной выгоды и рисков, связанных с коррупцией, в упрощённой форме описывается следующей моделью:

Начальник

Подчиненный

плюсы

минусы

плюсы

минусы

Процент от взяток подчинённых — стабильный доход

Если подчинённого поймают — тот может выдать начальника

Шире возможности — больше взятки

Организованная группа — отягчающее обстоятельство

Нет непосредственного участия в даче взятки

Организованная группа — отягчающее обстоятельство

Под покровительством начальника брать взятки безопаснее

Отдаёт процент от взяток

Меньше вероятность, что подчинённый сам выдаст

 

 

 

Информация о работе Гражданско-правовые меры по предупреждению коррупции