Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2015 в 13:34, реферат
Целью настоящей работы является изучение понятия, сущности и принципов гражданства в Российской Федерации.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- рассмотреть существующие в науке конституционного права сущность и понятия «гражданство»;
- раскрыть классификацию принципов и выделить основные принципы российского гражданства;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
- рассмотреть основные способы и порядок приобретения и прекращения гражданства по российскому законодательству.
Введение
Важнейшей предпосылкой обязанности государства защищать в полном объеме закреплённые в конституции права и свободы личности является гражданство. Под гражданством понимается правовая принадлежность лица к данному государству, то есть признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений. Правовая принадлежность человека к тому или иному государству создаёт юридическое состояние человека, в силу которого он обладает определённой совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством данного государства, и может пользоваться его защитой и покровительством. Иными словами, гражданство создаёт взаимные права и обязанности для человека и государства, то есть именно с гражданством связаны саамы существенные последствия для обеих сторон: объём прав, обязанностей и ответственности государства и гражданина.
Право на гражданство в Российской Федерации относится к основным фундаментальным правам, закрепленным в Конституции Российской Федерации и в других актах Российской Федерации, а также в международно-правовых.
Обратившись к большой
Целью настоящей работы является изучение понятия, сущности и принципов гражданства в Российской Федерации.
Поставленная цель определяет задачи исследования:
- рассмотреть существующие в науке конституционного права сущность и понятия «гражданство»;
- раскрыть классификацию принципов и выделить основные принципы российского гражданства;
- изучить нормативные правовые акты, регламентирующие гражданство в Российской Федерации;
- рассмотреть основные способы и порядок приобретения и прекращения гражданства по российскому законодательству.
Гл. 1
Первые упоминания о понятии гражданства относятся к 6 веку до н.э. в государстве Афины, гражданством обладали определенные категории людей - мужчины, свободные, жители города. Гражданство давало такие привилегии, как право участвовать в голосовании, избираться в представительные органы и нести воинскую службу.
Следующее упоминание о гражданстве было в 212 г. н.э. в Римской империи, применялось на иностранных солдат несущих службу в составе войск Римской Империи.
Что же касается российского государства,
то в период XVI-XVII, в России существовало
такое понятие как подданство, а не гражданство. Само понятие
подданства в тот период имело бытовой,
а не правовой характер, так как быть подданным
значило быть православным, а стать подданным - означало
Законодательное упоминание о гражданстве существует в Указе 1700 г., в котором говорилось о «крещение Православная Христианская веры» с «выездом на имя Великаго Государя в вечное холопство».
Вследствие чего можно сделать вывод, что по своим юридическим последствиям крещение в этот период ничем не отличалось от натурализации.
Согласно Конституции Российской Федерации: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и зашита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства". Основы правового статуса человека и гражданина отражают, прежде всего, взаимоотношения государства и личности, и это включает в себя принадлежность к гражданству и регулирование отношений по поводу него. Действующая Конституция закрепляет право на гражданство, закрепляет порядок, согласно которому гражданство Российской Федерации приобретается и прекращается в соответствии с Федеральным Законом. Таким законом в настоящее время является Закон Российской Федерации "О гражданстве Российской Федерации" от от 31.05.2002 N 62-ФЗ с изменениями от 14.10.2014.
Важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности, является совокупность правовых норм, регулирующих отношения связанные с гражданством. Понятие гражданства сформулировано в преамбуле Закона РФ “ О гражданстве РФ”.
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности и основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека и гражданина. С гражданством связаны самые существенные последствия для человека: объем его прав, свобод, обязанностей.
Термин «гражданство» имеет три основных значения:
одно из суверенных прав государства;
публично-правовое состояние индивидов;
конституционно-правовой институт.
В качестве суверенного права государства гражданство означает возможность государства в одностороннем порядке регулировать отношения гражданства. Само государство слагается из территории, государственного аппарата, материальных и природных ресурсов, населения. Население состоит из лиц, постоянно проживающих или временно пребывающих на территории государства. Население неоднородно и не все его группы оценивают государство как свое. Тем более не все из них видят своим долгом и интересом защиту государственной безопасности в случаях вооруженных конфликтов, войн.
Понимая это, государство заботится о своей прочности, для чего стремится к формально-правовому, а также идеологическому, духовному выделению той части своего населения, на которую оно вправе опереться при решении любых задач, которой оно, наконец, доверяет полное участие в своих делах. Это и есть граждане или, в некоторых странах, подданные. Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство, определяющее общую линию поведения населения в целом. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат.
Вопросы гражданства, закреплены не только в законодательных актах Российской Федерации, но и в международных актах. Например, статья 15 Всеобщей декларации прав человека закрепляет за каждым человеком право на гражданство.
«Гражданство по своей сущности явление политическое, так как только обладающая на основе гражданства всеми основными (конституционными) правами, свободами и обязанностями личность может активно участвовать в политической, в том числе государственно-правовой жизни общества».
Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:
по рождению;
в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;
в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;
в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;
а также по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.
Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения. В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.
Порядок получения гражданства РФ в общем порядке применяется в отношении тех иностранных граждан и лиц без гражданства, на которых распространяются «обычные условия», предусмотренные Федеральным законом, а «льготные условия» для получения российского гражданства в упрощённом порядке, в свою очередь, отсутствуют.
Данный порядок получения гражданства РФ является самым сложным и длительным. Так, иностранный гражданин и лицо без гражданства имеют право обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ в общем порядке при условии, если он непрерывно проживают на территории России в течение пяти лет со дня получения вида на жительство.
Решение о приёме в гражданство России в данном случае принимается в срок до одного года со дня подачи соответствующего заявления и всех других необходимых, оформленных надлежащим образом, документов.
Кроме того, указанным лицам необходимо выполнить ряд других, предусмотренных ч.1 ст.13 62-ФЗ «О гражданстве РФ» от 31.05.2002 года требований.
Однако Федеральным законом предусмотрены некоторые исключения из общих правил, которые, на практике, распространяются на весьма ограниченный круг иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные исключения, в некоторых случаях, значительно упрощают порядок получения гражданства РФ в общем порядке даже по сравнению с упрощённым порядком получения гражданства РФ.
В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданин Российской Федерации не может быть лишен права изменить гражданство Российской Федерации. Федеральный закон о гражданстве конкретизирует основания прекращения российского гражданства. Ими являются:
1) выход из гражданства
2) иные основания, предусмотренные
Законом и международными
Выход из российского гражданства лица, проживающего на территории России, осуществляется в общем порядке, а лица, проживающего на территории иностранного государства, -- в упрощенном порядке. Во всех этих случаях выход осуществляется на основании добровольного волеизъявления лица, заявляющего о выходе из гражданства Российской Федерации. Выход из российского гражданства ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Федеральный закон устанавливает основания, по которым может быть отказано в выходе из российского гражданства.
Выход не допускается, если гражданин Российской Федерации:
1) имеет не выполненные перед Российской Федерацией обязательства, установленные федеральным законом;
2) привлечен компетентными
3) не имеет другого гражданства и гарантий его приобретения
К иным основаниям прекращения гражданства относится выбор иного гражданства при изменении Государственной границы Российской Федерации (оптация). Граждане Российской Федерации, проживающие на территории, отнесенной к иному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации, могут сохранить или изменить свое гражданство, согласно условиям данного международного договора.
Гражданин РФ (за исключением граждан РФ, постоянно проживающих за пределами РФ), имеющий иное гражданство, обязан подать письменное уведомление о наличии иного гражданства в территориальный орган ФМС по месту жительства (пребывания) в течение 60 дней со дня приобретения иного гражданства (п. 3 ст. 6 Закона N 62-ФЗ от 31.05.2002).
Несвоевременная подача такого уведомления либо предоставление не в полном объеме сведений, которые должны содержаться в уведомлении, влекут наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 000 руб. (ст. 19.8.3 КоАП РФ).
Приобретение гражданином РФ иного гражданства не означает прекращение гражданства РФ, не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62 Конституции РФ).
Так, например, законодательством установлено, что лицо не может поступить на государственную службу при наличии гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ (п. 7 ч. 1 ст. 16 Закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ). Также гражданин РФ, имеющий двойное гражданство, не вправе выступать учредителем телеканалов, радиоканалов, теле-, радио-, видеопрограмм, не вправе быть членом Общественной палаты (ст. 19.1 Закона от 27.12.1991 N 2124-1; п. 5 ч. 2 ст. 7 Закона от 04.04.2005 N 32-ФЗ).
Последствия приобретения двойного гражданства обычно отражаются и в межгосударственных договорах. Основным принципом таких договоров является то, что лицо, имеющее гражданство стран, заключивших договор, не может одновременно осуществлять права и обязанности, вытекающие из гражданства этих стран.
Например, призывник проходит военную службу только в стране, в которой он постоянно проживает на момент призыва, и не может быть призван в соответствии с законодательством другой страны.
Кроме того, на гражданина, состоящего в гражданстве двух стран и пребывающего на территории одной из них, не распространяются ограничения в правах или дополнительных обязанностях, которые установлены для иностранных граждан в стране пребывания