Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 06:54, реферат
При написании данной работы я определил следующие задачи:
Изучить причины и формы возникновения государства. Признаки государства.
Определить какую роль играет государство в современной России.
Исследовать, чем отличается роль государства в России от роли государства в других странах.
Рассмотреть, возможно ли в России социальное государство. Идет ли Россия к правовому государству.
Введение стр. 3
Глава I. Причины и формы возникновения
государства стр. 4
Глава II. Признаки государства, отличающие его
от общественной власти родового строя стр. 6
Глава III. Какую роль играет государство
в современной России стр. 7
Глава IV. Чем отличается роль государства в России
от роли государств в других странах стр. 13
Глава V. Возможно ли в России социальное
государство стр. 15
Глава VI. Идет ли Россия к правовому государству стр. 17
Заключение стр. 20
Библиография стр. 22
Содержание
Введение стр. 3
Глава I. Причины и формы возникновения
государства стр. 4
Глава II. Признаки государства, отличающие его
от общественной власти родового строя стр. 6
Глава III. Какую роль играет государство
в современной России стр. 7
Глава IV. Чем отличается роль государства в России
от роли государств в других странах стр. 13
Глава V. Возможно ли в России социальное
государство стр. 15
Глава VI. Идет ли Россия к правовому государству стр. 17
Заключение стр. 20
Библиография стр. 22
Введение
Заключительным достижением демократического устройства власти является правовое государство.
Государство осуществляет власть в стране. Для правления страной государственная власть принимает решения, которые обязательны для всех граждан и учреждений.
Я выбрал эту тему, потому что мне захотелось глубже узнать о причинах возникновения государства, о роли государства в современной России.
При написании данной работы я определил следующие задачи:
Практическая значимость данной работы состоит в том, что она может быть использована в качестве учебного материала на уроках “обществознание” при изучении темы: “ Государство и его основные признаки ”.
ГЛАВА I
Причины и формы возникновения государства
Вопрос о происхождении
государства является дискуссионным,
ибо этнографическая и
Формирование государства – длительный процесс, который у различных народов мира протекал по-разному.
На Востоке наибольшее
распространение получила такая
форма, как “азиатский способ производства”
(Египет, Вавилон, Китай, Индия). Здесь
устойчивыми оказались
Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, были доклассовыми, которые одновременно и эксплуатировали сельские общины, и управляли ими, т.е. выступали организаторами производства.
По другому историческому
пути шел процесс в Афинах и
Риме, где рабовладельческое
Афины – это самая чистая, классическая форма возникновения государства, поскольку государство возникает непосредственно из классовых противоположностей, развивающихся внутри родового строя.
В Риме образование государства ускорилось борьбой бесправных, живших вне римских родов илебеев против римской родовой аристократии (патрициев).
Возникновение древнегерманского государства в значительной степени связано с завоеванием обширных чужих территорий, для господства над которыми родовая организация не была приспособлена. Ряд ученых придерживается такой точки зрения, что Германия, Россия и некоторые другие государства возникли не как феодальные (с классическими признаками подобной государственности – закреплением крестьянства и крупной частной собственностью на землю), а как прафеодальные (с соответствующими признаками – знать еще не имела крупной частной собственности на землю, а крестьяне сохраняли как свободу, так и собственность на землю).
ГЛАВА II
Признаки государства, отличающие
его от общественной власти родового строя
Государство – это организация
политической власти, содействующая
преимущественному
Государство характеризуется следующими признаками, позволяющими отличить его от социальной власти родового строя:
1). Наличие публичной власти,
выделенной из общества и не
совпадающей с населением
2). Система налогов, податей, займов (необходимы для содержания государственного аппарата, людей, не производящих материальные ценности и занятые только управленческой деятельностью);
3). Территориальное деление
населения (государство
4). Суверенитет ( присущие государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях);
5). Право (государство
не может существовать без
права, так как последнее
ГЛАВА III
Какую роль играет
государство в современной
Государство – это основной
институт политической системы, организация,
выполняющая функции
Главным признаком государства является публичная власть, которая опирается на механизм принуждения. Используя правовые санкции, и реализуется через деятельность государственных служащих.
Другим признаком государства является суверенность, которая означает, что государство обладает наивысшей властью в пределах своих границ. Только государство располагает правом на издание законов, имеющих общеобязательный характер.
Функции государства можно разделить на внутренние и внешние. К внутренним функциям можно отнести:
1). Консолидацию общества;
2). Обеспечение общественной безопасности;
3). Принятие и реализацию законов;
4). Поддержание общественного порядка;
5). Разработку национально-
6). Формирование нормативно-
7). Регулирование экономических, социальных и политических от ношений;
8). Создание необходимых условий для развития культуры.
К внешним функциям относятся:
1). Защита государственных
интересов на международной
2). Поддержание
3). Участие в решении глобальных проблем;
4). Развитие взаимовыгодного
экономического и
Вопрос о роли государства
в современной России – одна из
ключевых проблем теории и практики
проводимых в стране реформ. Их важнейшей
особенностью, отличающей от всех преобразований
прошлого, стала либеральная установка
на ограничение вмешательства
В России государство, начиная с XIII века, играла исключительную роль в исторических судьбах страны. Оно определяло логику её развития, инициируя модернизационные реформы и жестко управляя процессом их осуществления. Своего апогея эта роль достигла в XX веке. Советское общество в это время отличалось наивысшим за всю историю России уровнем этатизации (огосударствления) всех сфер жизнедеятельности людей. Это и стало одной из причин кризиса, приведшего к распаду СССР.
Руководители современных российских реформ поставили цель подчинить государство обществу, ограничив его функции в общественном управлении. Эта установка определялась радикал либеральной идеологией, взятой на «вооружение» реформаторами в начале 90-х годов и поддерживавшими их демократическими партиями и общественными движениями.
Суть экономической модели, называвшейся в России «монетаризмом», схематично (большой глубины в ней не было) модно описывать так: правительство и Центральный банк направляют все усилия, чтобы создать макроэкономическое равновесие, снизить до минимума показатели инфляции, сделать твердой национальную и денежную валюту, обеспечить не эмиссионное финансирование бюджетного дефицита и, либерализуя финансовый рынок, обеспечить приток иностранных инвестиций в страну. В процессе реализации этой экономической модели можно выделить следующий этап.
Первый этап – 1992-1993 гг., которые обычно принимают как антиэтатистский. Реформаторы первой волны (Е. Гайдар, А. Чубайс, А. Шохин и др.) стремились вытеснить государство прежде всего из экономической сферы. Его функции здесь, по их замыслу, должен был выполнять само развивающийся рынок. На этом этапе были ликвидированы институты планового регулирования экономики, началось её разгосударствление. Приватизация государственной собственности, либерализация цен, создание институтов рыночной экономики (бирж, коммерческих банков и др.) должны были привести к становлению независимых от государства хозяйствующих субъектов. А это вызвать соответствующие социальные изменения: формирование класса крупных частных собственников и среднего класса, составляющих основу гражданского общества, способного подчинить себе государство.
В социальной сфере государство оставляло за собой поддержку образования, медицины, пенсионного обеспечения, помощь безработным. Государство должно было обеспечивать продвижение реформ, формируя для них правовое пространство. Обеспечивая правопорядок и стабильность общества, поддержку мирового сообщества, достаточную обороноспособность страны.
Второй этап – 1994-1998гг. В эти годы выявилось иллюзорность намерений реформаторов ограничить вмешательство государства в экономическую сферу. Опыт реформ свидетельствует о том, что государство не ушло из экономики, изменились лишь характер и способы его влияния на экономические процессы. Причем некоторые специалисты отмечают, что эти изменения имели крайне негативные последствия, как для государства, так и для общества.
Государственные институты, отказавшись от функций директивного управления и непосредственного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов, активно влияли, прежде всего, на процесс приватизации государственной собственности. Это стало основой для сращивания государственной бюрократии с формировавшимся классом частных собственников, сопровождавшегося фантастическим всплеском коррупции, возникновением «номенклатурно - олиргахических кланов», стремившихся заодно «приватизировать» и государство, то есть подчинить его своим интересам.
Не сбылась надежда
реформаторов на то, что эффективным
регулятором экономических
1). неспособности государства консолидировать общество, в котором резко усилилась социальная поляризация, противостояние власти и оппозиции, приобретавшие порой чрезвычайно острые формы;
2). неспособности государства обеспечить выполнение своих важнейших социальных функций, о чем свидетельствует кризис системы здравоохранения, образования, науки, культуры, пенсионного обеспечения;
3). неэффективной деятельности органов правопорядка, не сумевших остановить вал нараставшей преступности, вызванной переделом собственности;
4). деградации Вооруженных Сил России, теряющих свою боеспособность;
5). перманентных кризисах Правительства;
6). падении внешнеполитического престижа и влияние Российского государства;
7). неопределенности перспектив экономического сотрудничества России с развитыми государствами, которая особенно усилилась после обвала «пирамиды» внутреннего и внешнего долга России в августе 1998 года.
К осени 1998 года выявились пороки той модели взаимодействия государства и общества, которая складывалась в процессе современных российских реформ. Это привело к тому, что в обществе сложилось устойчивое мнение о необходимости оздоровить государство и усилить его роль, прежде всего в сфере экономики. Это мнение разделяли основные политические силы страны в широком спектре: от «правого» центра до «национал патриотических» сил.
Многие аналитики полагают,
что назвать 1998-й «годом прозрения»
будет слишком большим
Большая часть российского общества уже осознала, что 17 августа 1998 года была не просто «черным понедельником», не просто финансовым «банковским кризисом». После 17 августа Российское государство оказалось перед «могильным» камнем, на котором выбиты две даты: «02.01.1992-17.08.1998». Необратимое крушение экономической модели, которую последовательно выстраивало Российское Правительство, начиная с 1992 года, привело к развалу всей политической надстройки, а затем и крупнейших российский финансово-промышленных групп. Поэтому осенью 1998 года новое Правительство, которое возглавил Е. Примаков, заявило о необходимости корректировки курса реформ.