Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 17:37, реферат
В демократических государствах предполагается превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. Но, к сожалению, не все демократии фактически дают такие права своим гражданам. Одним из видов такой демократии является имитационная демократия.
Введение 3
Определение термина «имитационная демократия» 4
Прямые выборы и проблема компетентности граждан 7
Народ как источник легитимности власти 8
Коррупция как составной элемент имитационной демократии 10
Заключение 12
Список литературы 13
Имитационная демократия
(реферат)
Содержание:
Введение 3
Определение термина «имитационная демократия» 4
Прямые выборы и проблема компетентности граждан 7
Народ как источник легитимности власти 8
Коррупция как составной элемент имитационной демократии 10
Заключение 12
Список литературы 13
Введение
Во все времена, а в наши дни особенно, политика имеет важное значение в жизни каждого отдельного человека и всего народа в целом. Неотъемлемой частью человека как гражданина является его государство и принципы по которым оно живет.
В демократических государствах предполагается превращение человека в источник власти, вершителя судеб своей страны и международной политики. Но, к сожалению, не все демократии фактически дают такие права своим гражданам. Одним из видов такой демократии является имитационная демократия.
На мой взгляд, данная тема весьма актуальна в современном мире, в том числе в России, так как в прошлом СССР юридически была самым демократическим государством в мире, и сейчас в Российской Федерации некоторый ученые-политологи и простые обыватели поговаривают об имитационном характере нынешней демократии.
Определение термина «имитационная демократия»
Имитационная демократия - форма устройства политической системы государства, при которой, несмотря на формально демократическое законодательство и формальное соблюдение всех выборных процедур, фактическое участие гражданского общества в управлении государством и влияние общества на власть минимально.
Круги, имеющие в странах с имитационной демократией реальную власть, как правило, имеют и возможность с помощью СМИ, общественных организаций, направленных инвестиций и прочих методов лоббирования контролировать не только процесс выборов, но и практически всю политическую активность в стране, поэтому итоги выборов в таких странах всегда предсказуемы заранее. Как минимум в том смысле, что любая пришедшая к «власти» партия в полной мере отвечает интересам действительных хозяев страны. Причём такая стабильность и предсказуемость обычно обеспечивается без наиболее грубых нарушений (без подтасовок результатов голосования и т.д.), а при помощи административного ресурса (излишнего влияния политических сил, партий и чиновников), неравного доступа кандидатов к СМИ и других подобных мер.
В отличие от открыто авторитарных или полуавторитарных режимов, режимы имитационной демократии не только называют себя демократическими, но и стремятся сохранить внешние формальные признаки демократии, лишив её реального содержания. Эти режимы не отказываются от демократических и либеральных идей, часто стремятся вступить в различные международные организации, объединяющие демократические государства (например, Совет Европы) либо не покидают членства в них, несмотря на разногласия и критику со стороны зрелых демократий. Режим имитационной демократии создает образ демократического государства, в котором соблюдаются все права человека и законы. При этом формальном соблюдении всех "правил" демократии первыми кто нарушает законы государства - являются те, кто их создает. Кроме того, зачастую на поддержание такого имиджа тратится гораздо большее количество финансов, чем на социальную политику.
Режим имитационной демократии действует хитростью по принципу "цель оправдывает средства", при этом режим имитационной демократии использует технологии спектакля. Действительно, ведь гораздо проще привлечь "зрителя" (избирателя), чем совершать какие-то реальные политические действия.
В отличие от открыто авторитарных или полуавторитарных режимов, режимы имитационной демократии используют лишь точечные, выборочные индивидуальные репрессии против наиболее ярких оппозиционеров, не прибегая к масштабным репрессиям против целых социальных групп, партий или организаций. Имитационная демократия никогда не устроит открытого геноцида какого-либо народа, или же не пойдет по пути открытого уничтожения оппозиции или конкретной политической партии, гораздо проще задействовать административный ресурс, объединив партии и уничтожив идеологическую основу организации, заставив её тем самым искать "новый электорат".
Также для имитационной демократии нехарактерно стремление к формальному ужесточению законодательства (избирательного закона, закона о партиях и т. п.). Задача отсечения оппозиции и гражданского общества от рычагов влияния на власть такими режимами решается с помощью неформальных мер типа применения административного ресурса. Сохранение демократического по форме законодательства имеет для таких режимов важное значение, позволяя «сохранить лицо» и ограничить как внешнее, так и внутреннее давление в пользу демократизации.
Имитационная демократия, как правило, имеет политическую систему с доминирующей партией (полуторапартийную систему). То есть систему, в которой только одна партия обладает реальной политической властью, имея квалифицированное большинство в парламенте и формируя правительство собственными силами или (в ряде случаев) в составе правящей коалиции.
Хотя при данной системе оппозиционные партии и разрешены законодательством, они являются слишком слабыми или неэффективными для удержания власти. В отличие от однопартийных систем, часто бывающих авторитарными, системы с доминирующей партией могут возникнуть и внутри демократической системы. Системы с доминирующей партией часто подвергаются критике, так как коррупция и нечувствительность к общественным требованиям заметно возрастают в условиях отсутствия деятельной оппозиции.
Системы с доминирующей партией значительно отличаются от однопартийных систем. Полуторапартийная система может существовать только в государстве, в котором существуют другие политические партии, но никогда не получают достаточно голосов на выборах для того, чтобы иметь шанс на победу. Однако, во многих системах с доминирующей партией оппозиционные партии в той или иной степени являются объектом официального давления или преследования.
Система с доминирующей партией зачастую является характерным признаком недемократических политических режимов (вплоть до полуавторитарных), однако известны примеры существования полупартийных систем при имитационной демократии и даже демократии. Так, примером подтверждающим это утверждение может служить послевоенная Япония, где в течение почти 40 лет при формально демократическом устройстве государства, формально конкурентных выборах и многопартийной системе на выборах всегда побеждала Либерально-демократическая партия Японии, а граждане практически не имели возможности влиять на бюрократизированную и оторванную от них власть. В то же время многолетние примеры демократичной полупартийной системы являлись Швеция, Италия.
Прямые выборы и проблема компетентности граждан
В ходе прямых выборов граждане прямо и непосредственно избирают депутатов в представительные органы власти. Это наиболее демократический способ формирования представительских учреждений, который в теории эффективно выражает волю избирателей и дает возможность осуществлять право отзыва депутатов, не оправдавших их доверия.
Но это не работает, ведь народные представители на деле представляют кого угодно, но только не народ. Страны с режимом имитационной демократии в своей истории имели много выборов, но качество человеческого материала в органах власти за это время не улучшилось. Почему так происходит? Ведь каждый гражданин, пришедший на избирательный участок, осознанно выбирает кандидата, за которого он собирается голосовать. Однако осознанность и разумность этого выбора есть не что иное, как иллюзия и самообман.
Во-первых, потому что у избирателя нет точной информации ни о личных качествах кандидатов, ни об их командах, ни об истинных намерениях. По сути, вся информация, которой можно оперировать - либо политическая реклама, либо впечатления окружающих, либо сведения из СМИ – источника сомнительного, так как большинство информации здесь подается с точки зрения господствующих в государстве идей, либо еще что-то вторичное, так или иначе переработанное. Все это дает основания полагать, что есть большой риск ошибиться в оценке человека, с которым избиратель не знакомы лично, а также информация о нем очень часто искажена и носит манипулятивный характер.
Во-вторых, народ часто слабо себе представляет законодательное поле - и местное, и международное. Весьма поверхностно ориентируясь в существующих экономических проблемах и путях их решения, не разбираясь досконально в системе государственной власти, у людей нет возможности прогнозировать развитие политической ситуации с приходом того или иного избранного политика. То есть представления о контексте, в который должен быть помещен кандидат, тоже весьма поверхностны.
Ярким примером, демонстрирующим ситуацию с компетентностью граждан являются парламентские выборы. У простых граждан сложилось устойчивой мнение, что депутат, избранный по одномандатному избирательному округу, представляет жителей этого округа в высшем законодательном органе страны и должен решать насущные проблемы этого округа. На самом деле главная функция народного депутата - законотворчество. Представлять жителей конкретного региона путем внесения законопроектов невозможно либо достаточно сложно, а других способов влиять на ситуацию в конкретном округе у народного депутата не существует.
Народ как источник легитимности власти
В Конституции любого демократического государства записано, что народ - единственный источник власти. Зачем регулярно проводить "демократические выборы", тратить большое количество денег на манипуляционные технологии, если можно просто содержать репрессивный аппарат, который будет силой удерживать народ в повиновении?
Дело в том, что всякой власти необходима легитимность. Поддерживать ее грубой силой – неэффективно и затратно. Тысячи лет легитимность власти черпалась в религии. Самый яркий пример этого – помазание, или венчание на царство, когда власть приобретала в глазах народа сакральность, что в условиях тотальной религиозности означало ее легитимность. Но в эпоху Просвещения религия перестала быть источником легитимности, и понадобился новый источник. Отсюда родилась либеральная идея о том, что народ есть источник власти.
Конечно, в имитационной демократии источник власти - правящая элита, финансово-промышленные группы и т.д., то есть кто угодно, но не народ. При таком типе демократии народ не источник власти, а источник ее легитимности.
Примером этого может быть СССР. В советские времена многие люди и у нас, и на Западе удивлялись такому явлению, как выборы в СССР, не понимая зачем выбирать из одного кандидата и почему власти нужно было почти силой заставлять идти граждан на участки. Для стимулирования власть использовала продажу дефицита в местах голосования. На самом деле гражданин СССР, ставя крестик в бюллетене, подтверждал легитимность советской власти.
По сути, "демократические выборы" в имитационной демократии выполняют ту же функцию. За кого бы граждане ни голосовали, самим фактом отметки в бюллетене они подтверждают свое согласие с существующей системой в целом и той конфигурацией власти, которая в итоге получится. Тот факт, что люди, которых граждане выбирают не соответствуют их интересам, конечно, вызывает брожение в массах, но чаще приводят к социальной апатии. При этом граждане склонны обвинять политиков в том, что адекватная власть никак не появляется. И мало кто задумывается над тем, что проблема может быть не в политиках, а в системе, которая изначально не демократична.
Коррупция как составной элемент имитационной демократии
Коррупция - неюридический термин, обозначающий обычно использование должностным лицом своих властных полномочий и доверенных ему прав в целях личной выгоды, противоречащее установленным правилам (законодательству). Наиболее часто термин применяется по отношению к бюрократическому аппарату и политической элите.
В связи с этим можно выделить, некоторые характерные черты, связывающие имитационную демократию с феноменом коррупции:
- Имитационная демократия напрямую связана с коррупцией через фактор принятия политических решений.
- Коррупция создает имитацию волеизъявления народа.
- Характерным признаком коррупции является конфликт между действиями должностного лица и интересами его работодателя либо конфликт между действиями выборного лица и интересами общества. Многие виды коррупции аналогичны мошенничеству, совершаемому должностным лицом, и относятся к категории преступлений против государственной власти.
- Согласно макроэкономическим и политэкономическим исследованиям, коррупция является крупнейшим препятствием к экономическому росту и развитию, способным поставить под угрозу любые преобразования.
В демократических
странах основным способом
В системе имитационной демократии в результате коррупции низших и средних звеньев системы управления центральное правительство перестает получать достоверную информацию, учитывая то, что зачастую само центральное правительство скрывает "свою" информацию. Таким образом, получается некое подобие полицейской подсистемы, где никто не знает, кто за кем следит. Так и здесь, никто не знает истины, но все продолжают получать неформальные вознаграждения.
Заключение
Таким образом, мы выяснили что имитационная демократия – это политическая система, при которой основные принципы демократии соблюдаются лишь формально, а фактическое влияние общества на власть не значительно. В отличие от авторитарных или полуавторитарных режимов, режимы имитационной демократии не только называют себя демократическими, но и стремятся сохранить внешние формальные признаки демократии, лишив её реального содержания.