Индивидуальный предприниматель

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2012 в 14:34, контрольная работа

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что взаимоотношения бизнеса и предпринимателя очень тесные, поскольку бизнес часто полностью овладевает интересами и мыслями предпринимателя, становится его единственной страстью, источником самых больших радостей и разочарований. Предпринимателю нужно обладать большой силой воли и хладнокровием, чтобы устоять перед этими притязаниями на свои права иметь другие интересы в жизни. Вступив на путь предпринимательской деятельности, человек становится участником сложных и нередко противоречивых отношений с партнерами по бизнесу, конкурентами, наемными работниками и государством

Содержание работы

Введение 3
1. Основные черты предпринимательской деятельности 4
2. Правовые основы деятельности индивидуального предпринимателя 8
3. Налогообложение деятельности индивидуального предпринимателя 11
4. Лицензирование предпринимательской деятельности 14
Заключение 17
Список литературы 18

Файлы: 1 файл

Контрольная по коммерческому праву.doc

— 88.00 Кб (Скачать файл)

Упрощенная система налогообложения  регулируется гл. 26.2 НК РФ и предусматривает  замену уплаты налога на доходы физических лиц части доходов, полученных индивидуальным предпринимателем от осуществления им предпринимательской деятельности, налога на добавленную стоимость, налога на имущество в части имущества, используемого индивидуальным предпринимателем в своей предпринимательской деятельности, единого социального налога с доходов от предпринимательской деятельности, а также выплат и иных вознаграждений, начисляемых предпринимателем в пользу физических лиц, уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности за налоговый период. В случае применения индивидуальным предпринимателем системы УСНО он начисляет и уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в соответствии с требованием пенсионного законодательства РФ. Прочие налоги уплачиваются согласно общему режиму налогообложения. Переход на упрощенную систему налогообложения возможен для тех предпринимателей, деятельность которых отвечает критериям, изложенным в ст. 346.12 НК РФ.

В основе третьей системы лежит  уплата единого налога на вмененный  доход (ЕНВД). Система налогообложения  в виде ЕНВД применяется к налогообложению доходов от перечисленных в п. 2 ст. 346.26 НК РФ видов предпринимательской деятельности. Согласно п. 4 указанной статьи ЕНВД заменяет собой ряд налогов, в т.ч. налог на прибыль, в отношении прибыли, полученной от предпринимательской деятельности, облагаемой этим налогом. Налогоплательщики — индивидуальные предприниматели, являющиеся плательщиками ЕНВД, освобождаются от уплаты налога на доходы физических лиц (в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом), налога на добавленную стоимость (в части операций, являющихся объектами обложения налогом на добавленную стоимость, осуществляемых в пределах предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход); налога на имущество физических лиц (в части имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом) и единого социального налога (ЕСН) с полученных доходов и сумм, выплачиваемых своим работникам в связи с введением деятельности, облагаемой единым налогом.

Вместе с тем налогоплательщики наряду с предпринимательской деятельностью, облагаемой ЕНВД, и иными видами деятельности исчисляют налоги в их отношении в общеустановленном порядке (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). Кроме того, индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, продолжают уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Перевод на данную систему налогообложения является обязательным для индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории субъекта РФ, принявшего законодательный акт по этому налогу, облагаемую им предпринимательскую деятельность (ст. 346.28 НК РФ)5.

Все три системы налогообложения  напрямую связаны с уплатой налога на доходы физических лиц от предпринимательской  деятельности или заменой НДФЛ на уплату другого налога. Но все эти три системы имеют особенности в уплате ряда других налогов и сборов.

Порядок применения упрощенной системы  налогообложения и ЕНВД претерпел существенные изменения. С 01.01.2004 г. сняты запреты на одновременное применение двух специальных режимов налогообложения. В частности, дополнительно внесенный в ст. 346.12 НК РФ п. 4 прямо разрешает перешедшим на ЕНВД налогоплательщикам по одному или нескольким видам деятельности применять УСНО в отношении иных осуществляемых ими видов деятельности. Ограничения по размеру дохода, численности, стоимости основных средств, установленные гл. 26.2 НК РФ, при этом определяются исходя из всех видов деятельности. Федеральный закон от 11.11.2003 г. № 147-ФЗ внес изменения в гл. 26.1 «Система налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог) НК РФ». С 01.01.2004 г. единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН) действует на всей территории РФ, однако платить его предприниматель может на добровольной основе. Сельхозпроизводители, которые попадают под ЕСХН, сами вправе решать, перейти ли им на уплату ЕСХН или платить налоги в обычном порядке.

Новая система налогообложения  для сельхозпроизводителей представляет собой специальный налоговый  режим и во многом напоминает упрощенную систему налогообложения. Так, полностью совпадает порядок признания в целях налогообложения расходов на приобретение основных средств. Но в отличие от УСНО у сельхозпроизводителей нет максимального предела доходов, превышать который нельзя. Это должно поощрять сельхозпроизводителей к переходу на ЕСХН.

4. Лицензирование предпринимательской  деятельности

Некоторые виды деятельности индивидуальных предпринимателей, осуществляются только на основании лицензии. Лицензия представляет собой специальное разрешение на ведение определенного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Перечень лицензируемых видов деятельности и порядок лицензирования утвержден Федеральным законом от 08.08.2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Процедура выдачи лицензии называется лицензированием. Лицензия выдается индивидуальному предпринимателю для осуществления лицензируемого вида деятельности при соблюдении определенных требований и условий. К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь нанесение ущерба правам, законным интересам, нравственности и здоровью граждан, обороне и безопасности государства и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Порядок лицензирования и ведения реестра определяется Президентом РФ и Правительством РФ. Утверждение полномочий о лицензировании конкретных видов деятельности, а также разграничение полномочий на осуществление лицензирования конкретных видов деятельности между лицензирующими органами относятся к исполнительской компетенции Президента РФ и Правительства РФ. Лицензирование в РФ осуществляется органами лицензирования, которые помимо лицензирования осуществляют надзорные функции за соблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий, приостанавливают действие лицензий, переоформляют документы, подтверждающие наличие лицензий, формируют и ведут реестр лицензий.

Лицензия выдается на каждый лицензируемый  вид деятельности. При этом вид  деятельности, на осуществление которого получена лицензия, может выполняться  только получившим лицензию индивидуальным предпринимателем. Деятельность, на которую выдается лицензия органами государственной власти, может осуществляться индивидуальным предпринимателем на всей территории России. Если же лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Федерации, то эта лицензируемая деятельность может осуществляться на территории данного субъекта Федерации. В иных субъектах РФ такая деятельность может осуществляться при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.

Выдача лицензии предусматривает  взимание государственной пошлины, размер которой устанавливается законодательством РФ о налогах и сборах. Срок действия лицензии определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности, при этом минимальный срок равен 5 годам. Однако положениями о лицензировании отдельных видов деятельности может быть предусмотрено и бессрочное действие лицензии. Срок действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Предоставление лицензии осуществляется на основании заявления индивидуального предпринимателя с указанием фамилии, имени, отчества, места жительства, данных документа, удостоверяющего личность лицензируемого, вида деятельности и сроков осуществления лицензируемой деятельности. К заявлению должны быть приложены: копия свидетельства о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя, документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии, сведения о квалификации работников соискателя лицензии6.

Лицензирующий орган рассматривает  заявление и принимает решение  о выдаче лицензии или ее отказе в срок не более 45 дней со дня поступления заявления и необходимого комплекта документов. Решение оформляется соответствующим актом лицензирующего органа.

Положением о лицензировании конкретных видов деятельности могут устанавливаться  более короткие сроки принятия решения о выдаче или об отказе в выдаче лицензии.

Уведомление о предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме.

Уведомление об отказе в предоставлении лицензии направляется (вручается) соискателю лицензии в письменной форме с указанием причин отказа.

Выдача лицензии осуществляется в  течение трех дней после предоставления документа, подтверждающего уплату государственной пошлины. В случае неуплаты лицензиатом в течение 3 месяцев государственной пошлины лицензия аннулируется. Не допускается отказ в выдаче лицензии на основании величины объема продукции (работ, услуг), производимой или планируемой для производства соискателя лицензии.

В выдаче лицензии может быть отказано в следующих случаях:

1) при наличии в представленном комплекте документов искажений или недостоверной информации;

2) при несоответствии индивидуального  предпринимателя требованиям и  условиям, которые предъявляются лицензированием.

 

Заключение

В соответствии с Гражданским кодексом РФ индивидуальный предприниматель, как и коммерческое юридическое лицо, действует от своего имени и совершает любые, не запрещенные законом сделки, которые связаны с осуществлением предпринимательской деятельности, совершаются систематически или постоянно и направлены на получение прибыли.

Индивидуальным предпринимателем является гражданин, решивший вести  предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и зарегистрировавшийся в установленном  порядке.

Основное отличие положения  ПБОЮЛ от положения учредителя юридического лица - хозяйственного общества - объем ответственности. Индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, то есть по решению суда взыскание может быть обращено на все имущество, кроме того имущества, на которое, в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Учредитель же юридического лица (ООО и АО) несет имущественную ответственность только в пределах внесенного вклада в уставный капитал общества.

Что же тогда привлекает в этой форме ведения бизнеса?

Основное преимущество на данный момент - это упрощенный порядок регистрации  и прекращения деятельности ПБОЮЛ. На втором месте стоит упрощенная система ведения бухгалтерского и налогового учета. Учет ведется  в книге учета доходов и  расходов котловым методом, то есть фактически не требуется специальное бухгалтерское образование. На втором месте - потому что и юридическое лицо может перейти на упрощенную систему налогообложения и отчетности, если является субъектом малого предпринимательства.

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации 1993 г. – М., 2007.
  2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части 1,2 с изменениями на 1 января 2009 года).
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая, статьи 454 - 1109) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. ФЗ от 02.06.2006 г. №19-ФЗ; с изменениями на 1 января 2009 года)
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (с изменениями на 1 января 2009 года)
  5. Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Издательство «Альфа», 2008.
  6. Глубин Е.П, Лахно П,Г. Предпринимательское право. М.: Юристъ, 2006.
  7. Жилинский С.Э. Предпринимательское право. М.: Норма, 2007.
  8. Коршунов А.Г. Малое предпринимательство: проблемы упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности: Автореф. дис... канд. юрид. наук. М., 2007.
  9. Мандрица В.М. Российское предпринимательское право. Р. на Д.: Феникс, 2004.

 

 

 

1 Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Издательство «Альфа», 2008.

2 Абчук В.А. Курс предпринимательства. – СПб.: Издательство «Альфа», 2008.

3 Жилинский С.Э. Предпринимательское право. М.: Норма, 2007.

4 Мандрица В.М. Российское предпринимательское право. Р. на Д.: Феникс, 2004.

5 Глубин Е.П, Лахно П,Г. Предпринимательское право. М.: Юристъ, 2006.

6 Глубин Е.П, Лахно П,Г. Предпринимательское право. М.: Юристъ, 2006.




Информация о работе Индивидуальный предприниматель