Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2015 в 22:02, контрольная работа
«Информационное право» выступает, по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим понятием может скрываться:
1. Отрасль права, регулирующая определенную группу общественных отношений;
2. Область правоведения, концентрирующая свое внимание на изучении информационного права;
3. Учебная дисциплина, связанная с преподаванием информационного права.
Введение……………………………………………………..…………..............3
Информационное право как наука……………………………………....………7
1.1 Предмет информационного права…………………………………………..8
Заключение ……………………………………………………..........................12
Список использованных источников ………………………………..............13
Содержание
Введение……………………………………………………..
Информационное право как наука……………………………………....………7
1.1 Предмет информационного
права…………………………………………..8
Заключение ……………………………………………………..........
Список использованных источников ………………………………..............13
Введение
Россия, обновляя курс реформ,
преодолевая трудности и сложности развития,
прилагает активнейшие усилия, направленные
на то, чтобы выйти на передовые позиции
во всех основных аспектах жизни общества.
Обязательными предпосылками успеха являются
построение правового государства, создание
демократической и эффективной системы
управления делами страны, формирование
передовой и социально ориентированной
экономики, подъем нации, образования,
культуры. Первостепенное значение в современных
условиях приобретают высокие технологии,
в особенности в области информатизации.
Без собственного информационного потенциала,
отвечающего самым строгим меркам научно-технического
прогресса, решить задачи возрождения
России как одной из ведущих держав мира
невозможно. Информатизация несет с собой,
прежде всего, новые возможности для человека
искать, получать и распространять интересующие
его сведения, повышая тем самым уровень
своей профессиональной и общей культуры.
Таким образом, подтверждается и укрепляется
приоритет интересов и прав человека,
что составляет первооснову системы отношений
в обществе и является главным ориентиром
государственной политики. Право человека
свободно искать, получать, передавать
и распространять информацию занимает
почетное место в ряду конституционных
прав и свобод, провозглашенных Конституцией
Российской Федерации. Но реализация этого
права зависит от многих факторов, среди
которых нельзя не назвать уровень компьютеризации
России, и в особенности количество персональных
компьютеров в стране, объем услуг и динамизм
развития российского сегмента Интернета,
степень компьютерной грамотности общества.
Задачи создания эффективной
системы правовой информации были определены
в общих чертах еще в начале 90-х годов.
В 1993 г. по этому поводу был принят Указ
Президента Российской Федерации, подготовлена
Концепция правовой информации России,
принят ряд других правовых актов, в том
числе Федеральный закон «Об информации,
информатизации и защите информации»
от 25 января 1995 г.
Новые перспективы открывает
информатизация в сфере экономики. Информатизация
связывает воедино экономику и политику,
экономику и власть. Выявление и учет,
как общего экономического интереса, так
и объединяемых им частных интересов служит
единению государства и его регионов,
общества и составляющих его групп, частного
бизнеса и государственной экономики.
Тем самым повышается уровень консолидированности
и устойчивости государства и всего общества.
Зачастую недостаток информации порождает
разобщенность экономических интересов
целого и его частей, выпячивание эгоистических
интересов, трения между хозяйствующими
структурами и даже между Федерацией и
ее субъектами. Экономическая фрагментация
не менее опасна, чем политическая или
территориальная.
Трудно переоценить роль информатизации
в подъеме науки, культуры и образования.
Величайшие открытия науки последнего
времени неотделимы от достижений в сфере
информатизации, появления более мощных
электронно-вычислительных машин, новых
технологий обработки и доставки информации.
Это относится, в первую очередь, к естественным
наукам, таким как: математика, физика,
химия, биология. Вместе с тем, информатизация
все шире охватывает науки об обществе.
Наиболее заметные сдвиги происходят
в экономической науке и филологии. Но
и другие отрасли обществоведения, такие
как история, социология и право, также
все чаще и больше осваивают огромный
потенциал информатизации.
Об информационном праве юридическая
наука заговорила сравнительно недавно,
на рубеже 60-70-х годов XX столетия. Терминология
еще не была отработана, и в литературе
того времени можно встретить разные определения,
относящиеся нередко к одному и тому же
явлению. Иной раз вся проблематика информационного
права сводилась к так называемому компьютерному
праву либо к правовой кибернетике, задачи
же правового регулирования оставлялись
классическим отраслям права, в первую
очередь, административному праву. Среди
наиболее значительных публикаций этого
периода можно назвать монографию чехословацкого
правоведа В. Кнаппа «Кибернетика и право»
и работу советского юриста А. Б. Венгерова
«Право и информация в условиях автоматизации»
(1978). Есть интересные разработки в юридической
науке Запада. Вместе с тем нельзя не заметить,
что на развитие правовой мысли самым
непосредственным образом воздействовала
реализация процесса информатизации,
те ее возможности, которые тогда распознавались.
О подъеме научных разработок
по информационному праву можно говорить
лишь в последние годы. Значительно увеличилось
число авторов и, соответственно, количество
публикаций как по общим, так и по частным
вопросам информационного права: работы
Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, В.А. Копылова,
В.Н. Лопатина, Ю.А. Тихомирова, М.А. Федотова
и др. Принципиальное значение имело создание
в Институте государства и права Российской
Академии наук специализированного подразделения
- сектора информационного права. Пока
еще не очень многочисленный сектор, возглавляемый
таким известным высококлассным специалистом,
каким является И.Л. Бачило, становится
реальным и авторитетным центром науки
информационного права не только в России,
но и за ее пределами.
«Информационное право» выступает,
по меньшей мере, в трех ипостасях. За этим
понятием может скрываться:
1. Отрасль права, регулирующая
определенную группу общественных отношений;
2. Область правоведения, концентрирующая
свое внимание на изучении информационного
права;
3. Учебная дисциплина, связанная
с преподаванием информационного права.
Хотя эти три разновидности
понятия «информационное право» взаимосвязаны,
они, тем не менее, существуют раздельно
друг от друга. В этом триединстве информационное
право как отрасль права выступает в качестве
главного, отправного понятия. Исходя
из него, можно установить, что такое информационное
право как отрасль юридической науки и
как учебная дисциплина. Ведь наука «информационное
право» возникла именно для того, чтобы
изучать соответствующую отрасль права.
Известно, что ученые анализируют происхождение
информационного права, его суть и назначение,
состав и систему, конкретные функции,
этапы развития и многие другие вопросы.
1. Информационное право как наука.
Развитие доктрины информационного
права имеет свою историю. Официально
мысль о необходимости выделения такой
отрасли права высказана А.Венгеровым
еще в 1975 году. Она не всеми была поддержана,
и научная дисциплина развивалась в рамках
компьютерного права, отдельных проблем
информационного законодательства, правовой
информатизации, правовой кибернетики.
В настоящее время идея информационного
права реализуется достаточно активно.
Во многих странах существуют не только
кафедры, но и институты информационного
права, имеются публикации по данной проблеме
за рубежом и в России (В.А.Копылов, М.А.Вус,
Р.Сасскинд и др.). Однако пока нельзя сказать,
что наукой охвачены все ключевые проблемы
отрасли, и они имеют достаточную научную
интерпретацию.
Примером может служить проблема
права на информацию. Даже в специальных
работах по правам человека этот вопрос
далее общего комментария конституционной
нормы в п.4 ст.29 Конституции не продвинут.
В специальной программной работе коллектива
авторов ИГП РАН «Права человека как фактор
стратегии устойчивого развития», вышедшей
в начале 2000 года, места для специального
рассмотрения проблемы права на информацию
не нашлось. Упоминая о конституционных
правах и свободах (слова, мысли, информации...)
автор главы о политических правах рассматривает
их как «побочные» и напрямую не связанные
с проблемой устойчивого развития. В других
разделах работы право на информацию затрагивается
весьма косвенно.
Хотя несомненным является
факт наличия такой отрасли науки как
информационное право.
1.1. Предмет информационного права
Определение предмета информационного
права, как и любой другой отрасли, предполагает
выявление определенной сферы общественных
и иных явлений, институтов и других организационно-технологических
упорядоченностей, которые она изучает.
При определении предмета информационного
права возникают некоторые трудности,
поскольку четко отграничить сферу действия
информационного права от смежных отраслей
представляется довольно сложной процедурой.
Ведь информация пронизывает все сферы
жизнедеятельности людей, все отношения,
регулируемые той или иной отраслью права.
Единого подхода к выявлению
предмета информационного права среди
лиц, занимающихся данной проблематикой,
нет. Одни авторы считают, что информационное
право – это комплексная отрасль по методам
правового регулирования. Другие рассматривают
информационное право в качестве системы
норм права, регулирующих общественные
отношения в информационной сфере. Третьи
утверждают, что информационное право
– это «формирующаяся отраслевая юридическая
наука, изучающая совокупность норм права,
регулирующих информационные отношения
в обществе и содержащих предписания,
которые относятся к информационной деятельности
в целом».
Нормы информационного права
не всегда находятся в нормативных актах,
которые с известной степенью условности
можно отнести к так называемому информационному
законодательству. Они разбросаны по великому
множеству правовых актов, регулирующих
такие отрасли как конституционное, гражданское,
административное, финансовое и уголовное
право. Это еще раз подтверждает то фактическое
обстоятельство, что регламентация правил
поведения в связи с деятельностью по
информации является необходимой практически
во всех сферах жизни человека.
Нормы Конституции Российской
Федерации, например, устанавливают базовые
положения информационного права. Так,
п. 4 ст. 29 Конституции устанавливается
право каждого свободно искать, получать,
передавать, производить и распространять
информацию любым законным способом. Исходные
правила информационного права содержатся
также и в других нормах Конституции, например,
ст. 24, которая гласит, что сбор, хранение,
использование и распространение информации
о частной жизни лица без его согласия
не допускается и что органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
их должностные лица обязаны обеспечить
каждому возможность ознакомления с документами
и материалами, непосредственно затрагивающими
его права и свободы, если иное не предусмотрено
законом. Следует отметить, что Конституция,
являясь высшим по иерархической структуре
нормативным документом, определяет действительно
начальные, отправные положения информационного
права, которым должны «подчиниться» другие
источники этой отрасли.
Комплексность информационного
права характеризует также еще и то, что
его нормы регулируют все складывающиеся
на подконтрольной территории отношения
по поводу сбора, обработки, накопления,
хранения, поиска, распространения и предоставления
потребителю документированной информации.
При современном характере общественных
отношений данное положение имеет практическое
значение. Осуществляя деятельность по
информации (сбор, хранение …) в различных
сферах жизнедеятельности, физические
и юридические лица обязаны соблюдать
нормы информационного права. Несоблюдение
их приведет к информационному хаосу,
что, несомненно, негативно может сказаться,
например, на коммерческой деятельности
какой-либо фирмы и повлиять на ее финансовое
положение на рынке.
Следует отметить, что в юридической
литературе при определении предмета
отрасли права зачастую отождествляются
понятия «предмет правового регулирования»
и «объект правового регулирования». Не
характеризуя методологические особенности
этих дефиниций по существу, отмечу лишь
то, что в информационном праве данные
категории рознятся и имеют различные
содержательные стороны. В качестве объекта
правового регулирования информационного
права выступает информация особого рода
– документированная информация, т. е.
зафиксированная на материальном носителе
информация с реквизитами, позволяющими
ее идентифицировать. Содержание и смысловая
направленность информации не рассматривается
в качестве объекта, поскольку это прерогатива
предмета правового регулирования. Высокую степень актуальности
имеет в настоящее время именно документированная
информация (документ). Документы при формировании
единого информационного пространства
органов федерального, регионального
и местного уровней циркулируют довольно
активно (в последнее время – больше в
электронном формате). Огромное значение
в целях сокращения траты времени имеет
обмен информацией (документами) в предпринимательской
(коммерческой) деятельности. Для перечисления
всех форм деятельности, связанных с обменом
информацией, не хватит времени и сил.
Постоянно увеличивающееся внедрение
в работу различных органов автоматизированных
информационных систем ведет к формированию
возможности несанкционированного доступа
к банкам данных. В этом случае документированная
информация как объект регулирования
информационного права является весьма
уязвимым местом в базе данных и нуждается
в дополнительных механизмах защиты. Механизмы
защиты документированной информации,
т. е. различные перспективные информационные
технологии, специальные технические
средства, охраняют информацию именно
как объект правового регулирования информационного
права.
Существует такое мнение, что
информационное право – это не столько
отрасль права как составляющая системы
права вообще, сколько совокупность определенных
правил поведения, по которым должны «играть»
участники информационного обмена. Данное
положение не отрицает наличия у информационного
права определенной структуры (норм и
институтов), источников. Напротив, у любого
явления жизни есть конкретная структура,
логически объективные предпосылки возникновения,
что в полной мере относится и к информационному
праву.
Заключение.
При формировании новой отрасли
всегда возникают различные мнения: некоторые
выступают «за», некоторые – «против».
Информационное право не стало в этом
смысле исключением. Споры, рождающиеся
по поводу выделения информационного
права из системы права, не лишены основания
и требуют обсуждения.
Можно сделать вывод: что человечеству,
которое осознало, что информация – это
ресурс жизнедеятельности и развития
всех социальных и биологических форм
жизни и, превратив этот ресурс в товар,
стал в конечном итоге необходим некий
регулятор. Таким регулятором и призвана
стать ещё молодая, но динамично развивающаяся
наука права, а именно информационное
право.
Список использованной литературы
1) Волчинская Е.К. журнал «Информационное
право» №1, 2005
2) Информационное право: Основы
практической информатики. Учебное пособие
/ И. Л. Бачило. - М.: 2001
3) Кузнецов П.У. журнал «Информационное
право» №1, 2005
4) Рассолов М. М. Информационное
право: Учебное пособие. - М.: Юристъ, 1999