Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:52, творческая работа
Первая модель и первая функция - это глава государства - лидер страны. Лидер может быть формальным и фактическим. Он может сочетать оба эти качества, может быть главой «де юре» и «де факто», но это может и не совпадать. Примером фактического лидера является абсолютный монарх либо президент президентской республики, избираемый народом. Это лидер страны, причем лидер легитимный, получивший свою власть по установленным правилам и признаваемый в этом качестве народом.
1 Институт главы государства……………………………………….3
1.1 Институт государства…………………………………………….3
1.2 Полномочия президента республики Беларусь………………..5
1.3 Основные направления совершенствования деятельности……7
Приложение А
Версия шаблона |
1.1 |
Филиал |
Бийский |
Вид работы |
Творческая работа |
Название дисциплины |
Конституционное (государственное) право зарубежных стран |
Тема |
Институт главы государства |
Фамилия студента |
Рурский |
Имя студента |
Игорь |
Отчество студента |
Васильевич |
№ контракта |
10700100105401 |
1 Институт главы государства……………………………………….3
1.1 Институт государства…………………………
1.2 Полномочия президента
1.3 Основные направления
Приложение А
Первая модель и первая функция - это глава государства - лидер страны. Лидер может быть формальным и фактическим. Он может сочетать оба эти качества, может быть главой «де юре» и «де факто», но это может и не совпадать. Примером фактического лидера является абсолютный монарх либо президент президентской республики, избираемый народом. Это лидер страны, причем лидер легитимный, получивший свою власть по установленным правилам и признаваемый в этом качестве народом.
Вторая модель и вторая
основная функция, понимаемая и признаваемая
большинством граждан, это символ власти,
государства. То есть это лицо, которое
олицетворяет, персонифицирует
Самый яркий символ государственной власти - это монарх, причем любой монарх - и в абсолютной монархии, и в дуалистической, и в конституционной.
В целом можно выделить семь видов Глав государства.
1. Глава государства в лице монарха. Есть три способа посредством которых, монарх занимает престол:
а) монарх, унаследовавший свою должность (абсолютное большинство монархий - Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд и т.д.);
б) монарх, который либо назначен, либо избран своей семьей, старейшинами династий (например, Саудовская Аравия, африканское королевство Свазиленд, государство Катар);
в) монарх, избираемый другими монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций. Это периодически избираемый глава монархической федерации. (например, Малайзия, где главы султанатов выбирают верховного правителя на 5 лет). Можно привести еще один пример - Объединенные Арабские Эмираты, но там главы семи эмиратов раз в 5 лет избирают не главного эмира, а президента.
2. Глава государства - президент. Есть три способа:
а) президент, избранный народом, гражданами;
б) президент, избранный парламентом;
в) президент, избираемый специальными коллегиями. Коллегии могут быть различными, составленными из членов парламента, плюс представители местных органов власти.
3. Глава государства
в виде коллегиального органа,
избираемого парламентом на
4. Глава государства по совместительству. Такую функцию выполняет глава правительства - премьер-министр в землях ФРГ. Там каждый субъект федерации - Земля - имеет парламент и правительство, но главы этого государственного образования не имеется. Главы земельных правительств осуществляют одновременно с этим функции глав тринадцати земель.
5. Главой государства
«как бы является» генерал-
Президент обладает широкими полномочиями в сфере государственного управления. В одних случаях такие полномочия принадлежат исключительно ему, т.е. имеют прерогативный характер, в других -- являются совместными с иными органами государственной власти -- Палатой представителей и Советом 2Республики, Советом Министров, т.е. полномочиями совместного ведения [1,с.604].
В ряде изданий полномочия Президента Республики Беларусь представлены в виде функциональных групп:
Организационная функциональная группа.3
В целях реализации организационной
функции исключительно
- осуществлять образование, упразднение и реорганизацию Администрации Президента;
- осуществлять образование, упразднение и реорганизацию иных органов государственного управления;
- осуществлять образование,
упразднение и реорганизацию
консультативно-совещательных
- определять структуру Правительства,
- принимать решение об отставке Правительства и его членов;
- назначать на должность и
освобождать от должности
- назначать на должность и
освобождать от должности
- назначать представителей
- формировать и возглавлять Совет Безопасности;
- назначать на должность и
освобождать от должности
- назначать на должность и
освобождать от должности
- назначать на должность и освобождать от должности ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь, директора Института социально-политических исследований при Администрации Президента, директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте, директора Национального центра правовой информации, директора Республиканского унитарного предприятия «Белорусское телеграфное агентство[7,с.287].
Также Президент назначает Премьер-министра и его заместителей, руководителей республиканских органов государственного управления, руководителей местных исполнительных и распорядительных органов и некоторых других органов.
Заместители Премьер-министра назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом на основании внесенного предложения Премьер-министра. Раньше такое право принадлежало исключительно Президенту. Подобное относится и к руководителям республиканских органов государственного управления. Министры (кроме Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям), Председатель Государственного комитета по авиации и др. назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Совета Министров. Назначение на должность и освобождение от должности Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета и их заместителей осуществляет Президент по предложению Совета Министров, Государственного секретаря Совета Безопасности.
Систему правления Республики Беларусь, также, как и Российской Федерации, можно охарактеризовать как президентскую "смешанную" систему, или как "смешанную" систему с сильным Президентом, поскольку конституциями этих стран предусматривается двойная ответственность правительства - перед Президентом и Парламентом, что является характерной чертой "смешанной" системы правления. В то же время президенты двух стран обладают широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует об их близости к президентской республике.4
Оценку места и роли института президентства в политической системе общества необходимо проводить с учетом анализа: во-первых, конституционных норм, регулирующих правовой статус и объем полномочий института президентства; во-вторых, происходящих в стране политических процессов и расстановки политических сил в системе государственной власти; в-третьих, индивидуальных характеристик лица, занимающего президентский пост.
Объем полномочий Президента в системе разделения властей является производным от существующей системы правления. Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации. Наибольшим динамизмом отличается "смешанная" система, поскольку представляет собой различные комбинации набора элементов основных систем - президентской и парламентарной.
В 90-х годах XX столетия появилась новая модель президентства - восточноевропейская, которая характеризуется: во-первых, наделением Президента рядом полномочий, которые позволяют ему оказывать фактически равное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти; во-вторых, вынесением института президентства за рамки привычной триады властей.
На наш взгляд, эта модель является прогрессивной и в будущем будет превалировать. Характерными чертами республиканской формы правления являются выборность и срочность полномочий главы государства.
Так, в настоящее время для Российской Федерации актуальным является вопрос увеличения сроков полномочий Президента и Государственной Думы. Конституцией Российской Федерации (статьи 81 и 96) установлен 4-летний срок, на который избираются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. На современном этапе развития Российского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительности указанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» устанавливается, что Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума - на пять лет. Увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности[21]. Установление более продолжительного срока полномочий Президента Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.
Для Республики Беларусь это также представляется перспективным явлением, так как это позволит укрепить стабильность и создаст необходимые условия для реализации долгосрочных проектов стратегически важных задач развития страны.
А |
|
1 Конституция Российской Федерации: Принята Всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст.- М.: ЮРИСТ, 2005. - 56с.
2 Телятицкая, Т.В. Административное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб. пособие. Мн.:,1996. 142с.
3 Сахаров, Н. А. Институт президентства в современном мире. - М.: Юрид. лит., 1994. - 176 с.
4 Организационная структура государственного управления.: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 215 с.