Институт главы государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2013 в 11:52, творческая работа

Описание работы

Первая модель и первая функция - это глава государства - лидер страны. Лидер может быть формальным и фактическим. Он может сочетать оба эти качества, может быть главой «де юре» и «де факто», но это может и не совпадать. Примером фактического лидера является абсолютный монарх либо президент президентской республики, избираемый народом. Это лидер страны, причем лидер легитимный, получивший свою власть по установленным правилам и признаваемый в этом качестве народом.

Содержание работы

1 Институт главы государства……………………………………….3
1.1 Институт государства…………………………………………….3
1.2 Полномочия президента республики Беларусь………………..5
1.3 Основные направления совершенствования деятельности……7
Приложение А

Файлы: 1 файл

Рурский И.В., ТР, Институт главы государства.doc

— 103.00 Кб (Скачать файл)

Основные данные о работе

Версия шаблона

1.1

Филиал

Бийский

Вид работы

Творческая работа

Название дисциплины

Конституционное (государственное) право зарубежных стран

Тема

Институт главы государства

Фамилия студента

Рурский

Имя студента

Игорь

Отчество студента

Васильевич

№ контракта

10700100105401


Содержание

1 Институт главы государства……………………………………….3

1.1 Институт государства…………………………………………….3

1.2 Полномочия президента республики  Беларусь………………..5

1.3 Основные направления совершенствования  деятельности……7

Приложение А

Основная часть

1 Институт главы государства

1.1 Институт государства

Первая модель и первая функция - это глава государства - лидер страны. Лидер может быть формальным и фактическим. Он может  сочетать оба эти качества, может  быть главой «де юре» и «де факто», но это может и не совпадать. Примером фактического лидера является абсолютный монарх либо президент президентской республики, избираемый народом. Это лидер страны, причем лидер легитимный, получивший свою власть по установленным правилам и признаваемый в этом качестве народом.

Вторая модель и вторая основная функция, понимаемая и признаваемая большинством граждан, это символ власти, государства. То есть это лицо, которое  олицетворяет, персонифицирует государственную  власть и представляет ее в отношениях с другими государственными структурами и в отношениях с иностранными государствами.1

Самый яркий символ государственной  власти - это монарх, причем любой  монарх - и в абсолютной монархии, и в дуалистической, и в конституционной.

В целом можно выделить семь видов Глав государства.

1. Глава государства  в лице монарха. Есть три  способа посредством которых,  монарх занимает престол:

а) монарх, унаследовавший свою должность (абсолютное большинство  монархий - Великобритания, Нидерланды, Бельгия, Япония, Таиланд и т.д.);

б) монарх, который либо назначен, либо избран своей семьей, старейшинами династий (например, Саудовская Аравия, африканское королевство  Свазиленд, государство Катар);

в) монарх, избираемый другими  монархами, своими коллегами, которые возглавляют субъекты федераций. Это периодически избираемый глава монархической федерации. (например, Малайзия, где главы султанатов выбирают верховного правителя на 5 лет). Можно привести еще один пример - Объединенные Арабские Эмираты, но там главы семи эмиратов раз в 5 лет избирают не главного эмира, а президента.

2. Глава государства  - президент. Есть три способа:

а) президент, избранный  народом, гражданами;

б) президент, избранный  парламентом;

в) президент, избираемый специальными коллегиями. Коллегии могут быть различными, составленными из членов парламента, плюс представители местных органов власти.

3. Глава государства  в виде коллегиального органа, избираемого парламентом на определенный  срок. Например, Куба. Отмечается, что,  поскольку коллегиальный орган не может выполнять ряд функций, присущих главе государства, в силу того, что они должны выполняться индивидуально, то определенные полномочия передаются одному из представителей этого органа. Например, одним человеком - членом (или главой) коллегиального органа подписываются документы, принимаются верительные грамоты от иностранных послов и т.д.

4. Глава государства  по совместительству. Такую функцию  выполняет глава правительства  - премьер-министр в землях ФРГ.  Там каждый субъект федерации  - Земля - имеет парламент и правительство, но главы этого государственного образования не имеется. Главы земельных правительств осуществляют одновременно с этим функции глав тринадцати земель.

5. Главой государства  «как бы является» генерал-губернатор - представитель британского монарха в государствах - бывших доминионах, а ныне именующихся членами Сообщества там, где нет своего главы государства. Генерал-губернаторы имеются в Канаде, Австралии, Новой Зеландии, Барбадосе, Ямайке и т.д., генерал-губернатор - не глава государства, это представитель главы государства.

1.2 Полномочия президента республики Беларусь

Президент обладает широкими полномочиями в сфере государственного управления. В одних случаях такие  полномочия принадлежат исключительно  ему, т.е. имеют прерогативный характер, в других -- являются совместными с иными органами государственной власти -- Палатой представителей и Советом 2Республики, Советом Министров, т.е. полномочиями совместного ведения [1,с.604].

В ряде изданий полномочия Президента Республики Беларусь представлены в виде функциональных групп:

Организационная функциональная группа.3

В целях реализации организационной  функции исключительно Президенту принадлежит право:

- осуществлять образование,  упразднение и реорганизацию  Администрации Президента;

- осуществлять образование,  упразднение и реорганизацию  иных органов государственного  управления;

- осуществлять образование,  упразднение и реорганизацию  консультативно-совещательных и  иных органов при Президенте;

- определять структуру  Правительства,

- принимать решение об отставке  Правительства и его членов;

- назначать на должность и  освобождать от должности Председателя  Комитета государственного контроля;

- назначать на должность и  освобождать от должности Председателя  Национальной государственной телерадиокомпании и его заместителей;

- назначать представителей Президента  в Парламенте и других должностных  лиц, должности которых определены  в соответствии с законодательством,  если иное не предусмотрено  Конституцией;

- формировать и возглавлять  Совет Безопасности;

- назначать на должность и  освобождать от должности Государственного  секретаря Совета Безопасности;

- назначать на должность и  освобождать от должности высшее  командование Вооруженных сил;

- назначать на должность  и освобождать от должности ректора Академии управления при Президенте Республики Беларусь, директора Института социально-политических исследований при Администрации Президента, директора Национального центра законопроектной деятельности при Президенте, директора Национального центра правовой информации, директора Республиканского унитарного предприятия «Белорусское телеграфное агентство[7,с.287].

Также Президент назначает  Премьер-министра и его заместителей, руководителей республиканских органов государственного управления, руководителей местных исполнительных и распорядительных органов и некоторых других органов.

Заместители Премьер-министра назначаются на должность и освобождаются  от должности Президентом на основании внесенного предложения Премьер-министра. Раньше такое право принадлежало исключительно Президенту. Подобное относится и к руководителям республиканских органов государственного управления. Министры (кроме Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям), Председатель Государственного комитета по авиации и др. назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом по предложению Совета Министров. Назначение на должность и освобождение от должности Министра внутренних дел, Министра обороны, Министра по чрезвычайным ситуациям, Председателя Комитета государственной безопасности, Председателя Государственного комитета пограничных войск, Председателя Государственного таможенного комитета и их заместителей осуществляет Президент по предложению Совета Министров, Государственного секретаря Совета Безопасности.

1.3 Основные направления совершенствования деятельности

Систему правления Республики Беларусь, также, как и Российской Федерации, можно охарактеризовать как президентскую "смешанную" систему, или как "смешанную" систему с сильным Президентом, поскольку конституциями этих стран предусматривается двойная ответственность правительства - перед Президентом и Парламентом, что является характерной чертой "смешанной" системы правления. В то же время президенты двух стран обладают широким кругом прерогатив высшей исполнительной власти и оказывают решающее воздействие на ее формирование и деятельность, что свидетельствует об их близости к президентской республике.4

Оценку места и роли института президентства в политической системе общества необходимо проводить с учетом анализа: во-первых, конституционных норм, регулирующих правовой статус и объем полномочий института президентства; во-вторых, происходящих в стране политических процессов и расстановки политических сил в системе государственной власти; в-третьих, индивидуальных характеристик лица, занимающего президентский пост.

Объем полномочий Президента в системе разделения властей  является производным от существующей системы правления. Вместе с тем в рамках каждой системы существуют различные вариации. Наибольшим динамизмом отличается "смешанная" система, поскольку представляет собой различные комбинации набора элементов основных систем - президентской и парламентарной.

В 90-х годах XX столетия появилась новая модель президентства - восточноевропейская, которая характеризуется: во-первых, наделением Президента рядом полномочий, которые позволяют ему оказывать фактически равное влияние на формирование и деятельность всех органов государственной власти; во-вторых, вынесением института президентства за рамки привычной триады властей.

На наш взгляд, эта  модель является прогрессивной и  в будущем будет превалировать. Характерными чертами республиканской  формы правления являются выборность и срочность полномочий главы государства.

Так, в настоящее время  для Российской Федерации актуальным является вопрос увеличения сроков полномочий Президента и Государственной Думы. Конституцией Российской Федерации (статьи 81 и 96) установлен 4-летний срок, на который избираются Президент Российской Федерации и Государственная Дума. На современном этапе развития Российского государства назрела необходимость пересмотра как продолжительности указанного срока, так и целесообразности сохранения одинакового срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы. Проектом закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» устанавливается, что Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, а Государственная Дума - на пять лет. Увеличение срока полномочий позволит Президенту Российской Федерации и Государственной Думе не только определить направления дальнейшего развития страны и начать осуществление намеченных целей, но и во многом реализовать задуманное в течение одного срока полномочий. Тем самым повышается ответственность главы государства и парламента перед гражданами и обществом в целом за результаты своей деятельности[21]. Установление более продолжительного срока полномочий Президента Российской Федерации по сравнению со сроком полномочий Государственной Думы продиктовано также необходимостью обеспечения стабильного, поступательного развития страны и преемственности государственной политики.

Для Республики Беларусь это также представляется перспективным  явлением, так как это позволит укрепить стабильность и создаст необходимые условия для реализации долгосрочных проектов стратегически важных задач развития страны.

Приложения

А


1 Конституция Российской Федерации: Принята Всенар. голосованием 12 дек. 1993 г.: офиц. текст.- М.: ЮРИСТ, 2005. - 56с.

2 Телятицкая, Т.В. Административное право Республики Беларусь: Общая часть: Учеб. пособие. Мн.:,1996. 142с.

3 Сахаров, Н. А. Институт президентства в современном мире. - М.: Юрид. лит., 1994. - 176 с.

4 Организационная структура государственного управления.: курс лекций / Н.Б. Антонова, Л.М. Захарова, Л.С. Вечер - Мн.: Акад. упр. при Президенте Респ. Беларусь, 2005. - 215 с.




Информация о работе Институт главы государства