Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 13:58, творческая работа
Физические лица и основы их правового статуса. Правовое положение лица зависит прежде всего от его статуса: гражданин, иностранец (гражданин другого государства), лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай — с двойным) гражданством. Особый статус могут иметь также беженцы (не граждане государства их пребывания), вынужденные переселенцы (граждане), перемещенные лица и др. Отчасти их положение регулируется международным правом, а в основном — внутренним законодательством отдельно взятой страны.
Наиболее широкими правами (включая политические, в том числе избирательные, право на объединение в политические партии, право на доступ к государственной службе) пользуются граждане данного государства, они же несут и наибольшие обязанности (включая воинскую
службу там, где существует всеобщая воинская обязанность, например в Германии, Израиле или Китае).
Версия шаблона |
2.1 |
ЦДОР |
Соликамский |
Вид работы |
Творческое эссе |
Название дисциплины |
Конституционное право |
Тема |
Институт гражданства в зарубежных странах |
Фамилия |
Черемных |
Имя |
Наталья |
Отчество |
Сергеевна |
№ контракта |
1460013400101024 |
Физические лица и основы их правового
статуса. Правовое положение лица зависит
прежде всего от его статуса: гражданин,
иностранец (гражданин другого государства),
лицо без гражданства, лицо с множественным (частный случай —
с двойным) гражданством. Особый статус
могут иметь также беженцы (не граждане
государства их пребывания), вынужденные
переселенцы (граждане), перемещенные
лица и др. Отчасти их положение регулируется
международным правом, а в основном —
внутренним законодательством отдельно
взятой страны.
Наиболее широкими правами (включая политические,
в том числе избирательные, право на объединение
в политические партии, право на доступ
к государственной службе) пользуются
граждане данного государства, они же
несут и наибольшие обязанности (включая
воинскую
службу там, где существует всеобщая воинская
обязанность, например в Германии, Израиле
или Китае). Иностранцы, как правило, не
обладают многими политическими правами,
хотя в отдельных странах, например в Германии,
они участвуют в выборах органов местного
самоуправления, а в государствах Латинской
Америки на основе взаимности — ив выборах
в парламент. Они обладают правом собственности,
могут получать, в том числе бесплатно,
муниципальное жилье, имеют право на труд,
но их доступ к некоторым видам работ ограничен:
в ряде стран иностранцы не могут быть
капитанами кораблей морского судоходства,
командирами экипажей воздушных судов,
работать на радио, телеграфе, телевидении
и т.д. С другой стороны, они не обязаны
служить в армии страны пребывания, не
платят налоги (особенно если между государствами,
такими, как, например, США и Россия, есть
соглашения об исключении двойного налогообложения),
во многих странах не имеют права приобретать
землю в собственность. Иностранцы имеют
паспорт (удостоверение личности) своего
государства, а в стране пребывания им
выдается другой документ — вид на жительство
(иногда, например для иностранных студентов,
просто делается отметка в национальном
паспорте). Сказанное относится к «рядовым»
иностранцам. На дипломатических представителей,
на персонал миссий распространяется
действие особых правил в соответствии
с международным правом и соглашениями,
заключенными между государствами.
Положение лиц без гражданства
во многом аналогично положению иностранцев.
Однако в отличие от иностранцев они не
пользуются дипломатической защитой какого-либо
государства, что усложняет ситуацию.
Поэтому в современном международном
праве господствует тенденция к принятию
мер, сокращающих состояние без гражданства
(заключаются международные конвенции,
многосторонние и двусторонние договоры).
В соответствии с действующим в большинстве
стран законодательством лица без гражданства,
как и иностранцы, могут быть принудительно
высланы из страны (в отношении граждан
применять такую меру новейшие конституции
запрещают). Сказанное относится и к работникам
дипломатических миссий, хотя в отношении
их действуют особые правила и особый
порядок выдворения из страны.
Лица с множественным, двойным гражданством
обладают правами и несут обязанности
в соответствии с законодательством всех
тех государств, гражданами которых они
являются. Коллизии (совпадение обязанностей
по отношению к нескольким государствам,
например служба в армии) разрешаются
по дипломатическим каналам.
Иностранцы, лица без гражданства, с множественным
гражданством, равно как и граждане данной
страны, обязаны знать и соблюдать законы
страны своего пребывания. Незнание законов
не освобождает от ответственности за
их нарушение.
Граждане и подданные. В конституционном
праве зарубежных стран употребляются
два термина: гражданство и подданство.
Первый характеризует принадлежность
лица к определенному государству, его
устойчивую правовую связь со своим государством,
которая порождает, с одной стороны, определенные
права и обязанности лица по отношению
к государству (например, право на равный
доступ к государственной службе и обязанность
платить налоги), а с другой — права и обязанности
государства по отношению к гражданину
(например, право соответствующих государственных
органов разрешать или не разрешать массовые
уличные политические демонстрации, обязанность
защищать право личной собственности).
Гражданство предполагает двухсторонние
связи, двухсторонние права и обязанности
и личности, и государства. Термин «подданство»
применяется в монархиях. Он отражает
личную связь человека с монархом («подданный
его величества»).
В развитых странах это
различие на деле носит лишь словесный
характер: основы правового положения
личности в монархии Великобритании мало
чем отличаются от ситуации в республике
Франции. К тому же в последние десятилетия
в европейских монархиях, в Японии и некоторых
других странах оба термина употребляются
как равнозначные, а вместо подданства
все чаще используется термин «гражданство».
В ряде государств первый термин вообще
исключен из широкого употребления и применяется
лишь при особых церемониях. В развивающихся
странах, в государствах Арабского Востока,
в Африке указанное различие имеет существенное
значение: подданный обязан быть лично
верным монарху, население воспитывается
в соответствующих традициях, нередко
нарушение верности может быть сурово
наказано.
Большинство населения в странах мира
составляют граждане. В некоторых странах
Европы (Бельгия, Швейцария, в меньшей
степени Германия) проживает значительное
количество иностранцев, составляющих
существенную часть рабочей силы, занятой
на тяжелой, грязной, низкооплачиваемой
работе. В нефтедобывающих странах Арабского
Востока (Катар, Кувейт, Саудовская Аравия
и др.) законтрактованные на несколько
лет работники нефтепромыслов (преимущественно
из стран Азии) составляют нередко более
половины численности населения страны
(в ОАЭ в начале 90-х годов их численность
достигала 80%). Эти работники живут, как
правило, в специальных местах поселения,
всякая политическая деятельность и даже
экономические забастовки им запрещены.
Граждане государства также бывают неодинаковы
по своему положению. Различаются урожденные
в данной стране и натурализованные
граждане, т.е. принятые в гражданство
в соответствии с установленной законом
процедурой. В ряде стран натурализованные
граждане не могут быть избраны президентами
(например, в США), урожденных в данной
стране граждан нельзя из нее выслать,
лишив гражданства, тогда как натурализованных
— можно. В отдельных странах (например,
в Бирме) существует понятие «ассоциированный
гражданин». Это лица, относящиеся к некоторым
национальностям, которые считаются некоренными.
Ассоциированные граждане должны сделать
письменное заявление о лояльности государству.
В мусульманских государствах существует
также, как уже отмечалось, различие в
правовом положении граждан-мужчин и граждан-женщин.
После заключения Маастрихтского договора
1992 г., преобразовавшего Европейское сообщество
в Европейский союз, все граждане государств-членов
являются гражданами Европейского союза,
сохраняя национальное гражданство. Они
уже давно избирают Европейский парламент,
могут теперь участвовать в выборах муниципальных
органов государств-членов по месту жительства,
обращаться с петициями к Европарламенту
и его омбудсману по правам человека. Однако
их правовое положение в разных государствах
неодинаково, оно в основном регулируется
внутренним законодательством.
Способы приобретения
и утраты, гражданства. Существуют два
основных способа приобретения гражданства:
по рождению — филиация (от латинского
слова «филиус» — сын) и натурализация
— прием в гражданство уполномоченными
на то органами государства; обычно это
делается от имени главы государства (президента,
монарха). В свою очередь приобретение
гражданства по рождению имеет два основания:
право крови и право почвы. Первое означает
приобретение ребенком гражданства родителей
независимо от места его рождения. Проблема
возникает лишь тогда, когда родители
ребенка имеют разное гражданство (например,
мать — итальянская гражданка, отец —
гражданин Франции). Этот вопрос в большинстве
стран решается только на основании письменного
соглашения родителей о выборе гражданства
ребенка. До этого он может оставаться
лицом без гражданства или (что чаще) может
приобрести гражданство по месту рождения.
Принцип права почвы применяется к узкому
кругу лиц, преимущественно к тем, гражданство
родителей которых или родители которых
неизвестны, а зачастую к родившимся на
территории данной страны детям граждан
другого государства, если только родители
не находились в данной стране по службе
(например, дипломаты). В большинстве стран
законодательство предусматривает оба
основания приобретения гражданства по
рождению: и право крови, и право почвы.
Натурализация возможна по закону (усыновление,
в некоторых
случаях вступление в брак), но обычно
она осуществляется по заявлению.
Наряду с рассмотренными существуют
и другие, менее распространенные способы
приобретения гражданства. К их числу
относятся: оптация (выбор гражданства
той или иной страны в связи с переходом
части территории от одного государства
к другому или провозглашением части территории
прежнего государства новым независимым
государством, когда лицо может оставить
прежнее гражданство или выбрать новое,
как это было, например, в Алжире после
достижения им независимости в течение
трех лет после 1962 г.); трансферт (переход
террито-
рии сопровождается изменением гражданства
без права выбора, что бывает редко, но
имело место в некоторых государствах
после второй мировой войны); регистрация
(она предполагает упрощенный порядок
приобретения гражданства, если родители
данного лица были или являются гражданами
страны); восстановление гражданства (для
бывших граждан данного государства).
Эти способы также представляют собой
индивидуальные (например, оптация) или
коллективные (трансферт) разновидности
натурализации.
Гражданство детей при изменении гражданства
родителей изменяется в зависимости от
возраста детей. Обычно дети до 14-летнего
возраста (в некоторых странах — до 12 лет,
в США и других странах установлен еще
более низкий возраст) автоматически следуют
за родителями, приобретая без дополнительных
формальностей новое гражданство. Сложности
возникают, если гражданство меняет один
из родителей. В таком случае гражданство
малолетнего ребенка сохраняется или
изменяется по письменному соглашению
родителей. При изменении гражданства
детей в возрасте 12— 14— 18 лет (иногда до
21 года) обычно спрашивают об их согласии
в присутствии представителя судебного
ведомства, нотариуса, иного представителя
государственных органов, а также педагога.
Дети старше 18 лет (в некоторых странах
старше 20, 21 года) изменяют свое гражданство
на общих основаниях, хотя если они делают
это вместе с родителями, то процедура
несколько упрощается.
Утрата гражданства. Возможны два
способа утраты гражданства:
выход из гражданства и лишение гражданства.
Выход из гражданства осуществляется
по инициативе лица, которое подает заявление
об этом Как отмечалось, заявление обычно
подается в местный орган министерства
внутренних дел, но разрешение дает глава
государства. Лишение гражданства осуществляется
уполномоченными на то органами государства
вопреки желанию лица. В ряде стран разрешается
лишать гражданства только натурализованных
граждан за преступления, указанные в
законе, но иногда в течение лишь определенного
срока после натурализации (например,
шести лет в Австрии). В отдельных странах
закон предусматривает возможность лишения
гражданства и урожденных граждан, но
только за действия в пользу иностранного
государства, которые причинили ущерб
государству гражданина, или за умышленное
уклонение от военной службы. В странах
Латинской Америки лишение гражданства
(в отношении как натурализованных, так
и урожденных граждан) используется в
качестве дополнительного наказания,
назначаемого судом за некоторые преступления
(шпионаж и др.). Новейшие конституции многих
стран запрещают лишать гражданства. Утрата
гражданства происходит также в результате
рассмотренных выше опта-
пии трансферта и др., в некоторых из этих
процедур есть элементы добровольности,
в других — принудительности.
Высылка граждан из страны, ранее практиковавшаяся
в некоторых государствах тоталитарного
социализма, в большинстве стран запрещена
В отношении иностранцев она может быть
осуществлена, но только по постановлению
суда (Румыния). В Мексике любого иностранца
может выслать орган исполнительной власти.
Экстрадиция (выдача лица от одного государства
другому для следствия и суда) возможна
в соответствии с международным договором
или без него, но не допускается выдача
лиц, обвиняемых в политических преступлениях.
Обычно не выдаются собственные граждане
за преступления против другого государства
или его граждан: таких лиц судит свой
суд.
№ п/п |
Наименование интернет-ресурса |
Ссылка на конкретную используемую страницу интернет-ресурса |
1 |
www.wikipedia.org |
www.wikipedia.org |
2 |
http://www.kodges.ru |
http://www.kodges.ru |
3 |
http://www.library.tomsk.ru |
http://www.library.tomsk.ru |
Данный раздел необязателен для заполнения
№ п/п |
Библиографическое описание использованной литературы |
В данной колонке разместите порядковые номера использованных источников. Нумерация использованных источников должна быть сквозная. Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически. Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству внесенных в нее использованных источников. Пустых строк в таблице быть не должно. |
В данной колонке разместите библиографические описания использованных источников. |
Данный раздел необязателен для заполнения
Здесь разместите порядковую букву приложения. Нумерация приложений должна быть сквозная, за исключением букв Ё, З, Й, О, Ч, Ь, Ы, Ъ. Порядковый номер может проставляться как вручную, так и автоматически. Количество строк в таблице должно строго соответствовать количеству приложений. Пустых строк в таблице быть не должно. |
Здесь разместите файл приложения. |
Информация о работе Институт гражданства в зарубежных странах