Институт коммерческой тайны

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:37, реферат

Описание работы

Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях. Многие фирмы за рубежом обязаны своим процветанием или вообще самим существованием умелому сохранению своих секретов. Не будем акцентировать внимание на актуальности института коммерческой тайны в Беларуси, тем не менее такие правоотношения существуют и регулируются законодательством.

Файлы: 1 файл

Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка.docx

— 19.69 Кб (Скачать файл)

Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы  обеспечения устойчивости рынка, ограничения  монополизма в производственно-экономических  отношениях. Многие фирмы за рубежом  обязаны своим процветанием или  вообще самим существованием умелому  сохранению своих секретов. Не будем  акцентировать внимание на актуальности института коммерческой тайны в  Беларуси, тем не менее такие правоотношения существуют и регулируются законодательством.

 

ПРЕЖДЕ всего, ст.140 Гражданского кодекса  определяет коммерческую тайну как  информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и  обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законодательством.

 В ряде стран, в том числе  и Российской Федерации, незаконное  получение, использование, разглашение  коммерческой тайны рассматриваются  как форма недобросовестной конкуренции,  что представляет собой другой  круг правоотношений и влечет  более жесткие последствия для  недобросовестного конкурента.

 Правда, есть иное определение  коммерческой тайны, закрепленное  Положением о коммерческой тайне  (постановление Совета Министров  Республики Беларусь от 6.11.92г. N 670), которое дает следующую формулировку: "Коммерческую тайну составляют  преднамеренно скрываемые экономические  интересы и информация о различных  сторонах и сферах производственной, хозяйственной, управленческой, научно-технической,  финансовой деятельности субъекта  хозяйствования, охрана которых  обусловлена интересами конкуренции  и возможной угрозой экономической  безопасности субъекта хозяйствования".

 Нe углубляясь в анализ приведенных определений, следует все же отметить, что ГК исключает из объектов гражданского права экономические интересы юридического лица, считая, очевидно, что они не могут иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, а раз такой ценности нет, то и объектами рыночного оборота указанные интересы быть не могут.

 Кроме того, Положение связывало,  охрану коммерческой тайны с  интересами конкуренции. Действительно,  в 1992г. это было актуально.

 Вместе с тем, используя  ГК и указанное Положение, можно  выделить совокупность признаков,  характерных для коммерческой  тайны:

1) информация, составляющая коммерческую  тайну, является собственностью  субъекта хозяйствования либо  находится в его законном владении, пользовании, распоряжении;

2) коммерческая тайна имеет  действительную или потенциальную  ценность, т.е. способность быть  объектом рыночного оборота;

3) она не является общеизвестной  или общедоступной;

4) ее конфиденциальность сохраняется  через систему классификации  информации как тайной информации. Обладатель ее разрабатывает  внутренние правила засекречивания, введения соответствующей маркировки  документов и иных носителей  информации, организует секретное  делопроизводство;

5) она не должна касаться  негативной деятельности субъекта  хозяйствования.

 Может сложиться ситуация, когда  информация, составляющая коммерческую  тайну, попадает в разряд государственной  тайны. В этом случае, естественно,  она защищается как государственная  тайна и на нее распространяется  законодательство о государственной  тайне.

 

 Указанными нормативными актами  не исчерпывается перечень актов  законодательства, которые в той  или иной степени затрагивают  вопросы коммерческой тайны. Нередко  в таких актах употребляются  термины "охраняемая информация", "охраняемая законом тайна", другие понятия, из смысла которых  ясно, что речь идет о коммерческой  тайне.

Государственные секреты подразделяются на две категории:

 

.  государственная тайна;

 

.  служебная тайна.

 

Государственная тайна — государственные  секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать  угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.

 

Служебная тайна — государственные  секреты, разглашение или утрата которых может причинить существенный вред национальной безопасности Республики Беларусь, а также конституционным  правам и свободам граждан.

 

Принципами отнесения сведений к государственным секретам являются:

 

1)  законность;

 

2)  безопасность личности, общества  и государства;

 

3)  обоснованность;

 

4)  соотнесенность с мерами  защиты государственных секретов  иностранных государств.

 

Под обеспечением безопасности личности, общества и государства при отнесении  сведений к государственным секретам понимается отнесение этих сведений к государственным секретам без  причинения вреда личности, обществу и государству.

 

Обоснованность отнесения сведений к государственным секретам заключается  в принятии решения об их включении  в перечень сведений, подлежащих засекречиванию, на основании экспертной оценки этих сведений. Под соотнесенностью с мерами защиты государственных секретов иностранных государств при отнесении сведений к государственным секретам понимается согласованность подходов к определению категорий сведений, относимых к государственным секретам, степени их секретности и мер по их защите с законодательством государств, с которыми Республика Беларусь имеет договоры о совместном использовании и защите сведений, составляющих государственные секреты.

 

К перечню сведений, не подлежащих отнесению к государственным  секретам и засекречиванию, относятся  сведения о (об):

 

.  прогнозируемых и возникших  чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях;

 

.  радиационной, химической, медико-биологической,  взрывной, пожарной опасности;

 

.  состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;

 

.  состоянии преступности;

 

.  льготах и компенсациях, предоставляемых государством организациям и физическим лицам;

 

.  фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;

 

.  размерах золотого запаса;

 

.  обобщенных показателях по внешней задолженности;

 

.  состоянии здоровья должностных лиц государства;

 

.  фактах нарушения законности государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.

 

Юридические и физические лица могут  пользоваться или распоряжаться  сведениями, составляющими государственные  секреты, переданными им государственными органами — владельцами государственных  секретов, в пределах предоставленных  им полномочий.

 

Руководители юридических лиц, запрашивающих сведения, составляющие государственные секреты, обязаны  создать условия, обеспечивающие защиту этих сведений. Юридические лица, использующие в своей деятельности сведения, составляющие государственные секреты, в случаях  реорганизации, ликвидации этих лиц  или прекращения использования  ими в своей деятельности сведений, составляющих государственные секреты, обязаны принять меры по обеспечению  защиты государственных секретов. Решение  о передаче другим государствам сведений, составляющих государственную тайну, принимается Президентом Республики Беларусь с учетом заключения о возможности  передачи этих сведений, вынесенного  экспертной комиссией, сформированной уполномоченным государственным органом  по защите государственных секретов. Решение о передаче другим государствам сведений, составляющих служебную тайну, принимается государственными органами — владельцами этих сведений при  наличии международного договора о  совместном использовании и защите государственных секретов. Допуск физического  лица к государственным секретам осуществляется после заключения с  ним договора о допуске к государственным  секретам. Типовая форма договора о допуске к государственным  секретам и порядок его заключения определяются Советом Министров  Республики Беларусь.Для того чтобы получить допуск к государственным секретам, необходимо пройти определенную процедуру. Доступ к государственным секретам без оформления допуска имеют право:

 

1)  Президент Республики Беларусь - с момента вступления его  в должность;

 

2)  Премьер-министр Республики  Беларусь — с момента назначения  его на должность;

 

3)  депутаты Палаты представителей  Национального собрания Республики  Беларусь, депутаты местных Советов  депутатов, члены Совета Республики  Национального собрания Республики  Беларусь — с момента признания  их полномочий;

 

4)  судьи — с момента назначения  их на должность.

 

По истечении полномочий указанных  лиц их доступ к государственным  секретам прекращается.

 

Участники уголовного, гражданского и (или) административного процессов, кроме судей, получают без оформления допуска доступ к материалам дел, содержащим государственные секреты, на период участия в этих делах  в порядке и объеме, предусмотренных  процессуальным законодательством  Республики Беларусь. Допуск юридического лица к государственным секретам осуществляется на основании разрешения на осуществление деятельности с  использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдаваемого  органами государственной безопасности Республики Беларусь. Разрешение юридическому лицу на осуществление деятельности с использованием сведений, составляющих государственные секреты, выдается на основании результатов проверочных  мероприятий в отношении этого  юридического лица, проведенных органами государственной безопасности Республики Беларусь, и аттестации его руководителей, ответственных за обеспечение защиты государственных секретов.

 

Отличия государственной тайны  от коммерческой:

 

1.Сведения, составляющие государственную  тайну, установлены соответствующим  перечнем и подлежат защите  со стороны государства. Коммерческая  тайна перечнем не определена.

 

2.Государственная тайна охраняется  силой государства в лице соответствующих  органов, а коммерческая тайна  - службой безопасности предприятия.

 

3.Коммерческие секреты могут  быть государственной тайной, а  государственные секреты не могут  быть коммерческой тайной.

 

 В повседневной жизни коммерческая  тайна всегда выступает в форме  коммерческих секретов. Поэтому  всякая тайна есть секрет, но  не всякий секрет есть тайна.


Информация о работе Институт коммерческой тайны