Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 23:37, реферат
Институт коммерческой тайны является одним из важных компонентов системы обеспечения устойчивости рынка, ограничения монополизма в производственно-экономических отношениях. Многие фирмы за рубежом обязаны своим процветанием или вообще самим существованием умелому сохранению своих секретов. Не будем акцентировать внимание на актуальности института коммерческой тайны в Беларуси, тем не менее такие правоотношения существуют и регулируются законодательством.
Институт коммерческой тайны является
одним из важных компонентов системы
обеспечения устойчивости рынка, ограничения
монополизма в производственно-
ПРЕЖДЕ всего, ст.140 Гражданского кодекса определяет коммерческую тайну как информацию, имеющую действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании, и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять коммерческую тайну, определяются законодательством.
В ряде стран, в том числе
и Российской Федерации,
Правда, есть иное определение
коммерческой тайны,
Нe углубляясь в анализ приведенных определений, следует все же отметить, что ГК исключает из объектов гражданского права экономические интересы юридического лица, считая, очевидно, что они не могут иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность, а раз такой ценности нет, то и объектами рыночного оборота указанные интересы быть не могут.
Кроме того, Положение связывало,
охрану коммерческой тайны с
интересами конкуренции.
Вместе с тем, используя
ГК и указанное Положение,
1) информация, составляющая коммерческую
тайну, является
2) коммерческая тайна имеет
действительную или
3) она не является общеизвестной или общедоступной;
4) ее конфиденциальность
5) она не должна касаться
негативной деятельности
Может сложиться ситуация, когда
информация, составляющая коммерческую
тайну, попадает в разряд
Указанными нормативными
Государственные секреты подразделяются на две категории:
. государственная тайна;
. служебная тайна.
Государственная тайна — государственные секреты, разглашение или утрата которых может повлечь тяжкие последствия для национальной безопасности Республики Беларусь, а также создать угрозу безопасности граждан либо их конституционным правам и свободам.
Служебная тайна — государственные
секреты, разглашение или утрата
которых может причинить
Принципами отнесения сведений к государственным секретам являются:
1) законность;
2) безопасность личности, общества и государства;
3) обоснованность;
4) соотнесенность с мерами
защиты государственных
Под обеспечением безопасности личности, общества и государства при отнесении сведений к государственным секретам понимается отнесение этих сведений к государственным секретам без причинения вреда личности, обществу и государству.
Обоснованность отнесения
К перечню сведений, не подлежащих отнесению к государственным секретам и засекречиванию, относятся сведения о (об):
. прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, угрожающих безопасности и здоровью граждан, и их последствиях;
. радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной опасности;
. состоянии окружающей среды, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства;
. состоянии преступности;
. льготах и компенсациях, предоставляемых государством организациям и физическим лицам;
. фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
. размерах золотого запаса;
. обобщенных показателях по внешней задолженности;
. состоянии здоровья должностных лиц государства;
. фактах нарушения законности государственными органами, иными организациями и их должностными лицами.
Юридические и физические лица могут пользоваться или распоряжаться сведениями, составляющими государственные секреты, переданными им государственными органами — владельцами государственных секретов, в пределах предоставленных им полномочий.
Руководители юридических лиц,
запрашивающих сведения, составляющие
государственные секреты, обязаны
создать условия, обеспечивающие защиту
этих сведений. Юридические лица, использующие
в своей деятельности сведения, составляющие
государственные секреты, в случаях
реорганизации, ликвидации этих лиц
или прекращения использования
ими в своей деятельности сведений,
составляющих государственные секреты,
обязаны принять меры по обеспечению
защиты государственных секретов. Решение
о передаче другим государствам сведений,
составляющих государственную тайну,
принимается Президентом
1) Президент Республики Беларусь - с момента вступления его в должность;
2) Премьер-министр Республики
Беларусь — с момента
3) депутаты Палаты
4) судьи — с момента назначения их на должность.
По истечении полномочий указанных лиц их доступ к государственным секретам прекращается.
Участники уголовного, гражданского
и (или) административного процессов,
кроме судей, получают без оформления
допуска доступ к материалам дел,
содержащим государственные секреты,
на период участия в этих делах
в порядке и объеме, предусмотренных
процессуальным законодательством
Республики Беларусь. Допуск юридического
лица к государственным секретам
осуществляется на основании разрешения
на осуществление деятельности с
использованием сведений, составляющих
государственные секреты, выдаваемого
органами государственной безопасности
Республики Беларусь. Разрешение юридическому
лицу на осуществление деятельности
с использованием сведений, составляющих
государственные секреты, выдается
на основании результатов
Отличия государственной тайны от коммерческой:
1.Сведения, составляющие государственную
тайну, установлены
2.Государственная тайна
3.Коммерческие секреты могут
быть государственной тайной, а
государственные секреты не
В повседневной жизни