Институт Президента Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 17:35, контрольная работа

Описание работы

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………3
1. Институт президента государства: происхождение, особенности
статуса в разных странах……………………………………………………..4
2. Институт Президента Российской Федерации……………………………7
Заключение………………………………………………………………...….14
Список литературы……………………………………………………………15
Тесты……………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

сис гос упр.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)



Содержание

Введение………………………………………………………………………3

1. Институт президента  государства: происхождение, особенности

статуса в разных странах……………………………………………………..4

2. Институт Президента  Российской Федерации……………………………7

Заключение………………………………………………………………...….14

Список литературы……………………………………………………………15

Тесты……………………………………………………………………………16

 

Введение

Институт президентства – широко распространенное явление. Во многих странах мира, находящиеся на самом различном уровне развития, этот институт функционирует на протяжении длительных исторических периодов. Избрание президента, его полномочия, взаимоотношения с законодательными органами, сроки пребывания у власти и многие другие черты, определенное конкретное содержание этой формы правления.

Актуальность избранной темы обусловлена тем, что институт президентской власти в России имеет сравнительно короткую историю. За последние несколько лет данный институт приобрел очень большое значение. Это связано не только с особым правовым положением, которое он занимает. Институт президента в современной России является одним из ключевых в системе органов государственной власти.

Цель контрольной работы -  комплексный анализ условий становления института президента в России. Соответственно поставленной цели выдвигаются задачи исследования:

- раскрыть историческую  практику осуществления президентской  власти в разных странах.

-  пояснить, каковы особенности  президентского статуса.

- показать особенности  института Президента Российской  Федерации.

Объектом исследования является институт президентства Российской Федерации.

Предметом исследования является анализ и реализация конституционно-правового статуса Президента, его компетенции как главы государства.

1. Институт президента  государства: происхождение, особенности

статуса в разных странах

Президе́нт (от лат. praesidens, родительный падеж praesidentis — сидящий впереди, во главе) — глава государства в странах с республиканской формой правления. По всей вероятности, президентами в античные времена называли лиц, которые руководили различными собраниями, однако в современном понимании («глава государства») слово «президент» не употреблялось вплоть до XVIII века. Лишь при подготовке к принятию Конституции США 1787 года, когда встал вопрос о наименовании нового выборного главы государства, впервые был использован термин «президент» для обозначения такого должностного лица. Кроме того, именно в США зародился институт президентства как один из важнейших институтов политической системы. Первыми европейскими странами, где была введена должность президента, стали в 1848 году Франция и Швейцария. В настоящее время пост президента существует более чем в 150 странах.

Институт главы государства существует во всех современных государствах. Глава государства занимает высшее место в иерархии государственных органов, обеспечивает стабильность и преемственность механизма государственной власти, осуществляет верховное представительство страны на международной арене.

В зависимости от существующей в государстве формы правления (монархической или республиканской) функции единоличного главы государства исполняет либо монарх, либо президент.

Исторически первой формой правления была монархия, на смену которой,  начиная с конца  XVIII  в. во многих государствах стала приходить республика. Институт монархического главы государства сохранился в Японии, Великобритании, Швеции, Бельгии, Испании и ряде других стран. Правовое положение  монарха  в этих государствах характеризуется следующими чертами:

1) власть  монарха юридически считается непроизводной  от какого-либо органа или избирательного корпуса;

2) монарх получает свой  пост по  наследству и занимает его пожизненно ;

3) личность монарха признается  неприкосновенной, священной.

В зависимости от существующей в  государствах с республиканской формой правления модели президентской власти различают президентские, полупрезидентские (смешанные) и парламентарные республики. Государства с президентской и полупрезидентской формами правления имеют сильного президента, обладающего реальными полномочиями в осуществлении государственной власти. В государствах с парламентарной формой правления  президент не располагает реальной властью, он осуществляет свои полномочия по согласованию с правительством. Особенности статуса президента в президентской      республике:

1) президент избирается  населением независимо от парламента (прямым или косвенным голосованием);

2) президент совмещает  полномочия главы государства  и главы правительства;

3) правительства как коллегиального  органа обычно не существует. Каждый министр в отдельности  назначается и освобождается  от должности президентом, но кандидатуры министров должны быть утверждены парламентом;

4) правительство президента  не несет политической ответственности  перед парламентом за проводимую  им политику. Парламент не может  отправить правительство в отставку. Президент, в свою очередь, не имеет права распускать парламент и назначать досрочные выборы. 

Классическую модель президентской республики представляют США. Особенности статуса президента в парламентарной республике:

1) президент избирается  парламентом или избирательной коллегией с участием парламента;

2) президент - глава государства. Исполнительная власть принадлежит  главе правительства. Глава государства  обычно осуществляет свои полномочия  с согласия и по инициативе  правительства. В большинстве парламентарных  республиках существует институт контрасигнатуры актов главы государства соответствующими членами правительства;

3) президент назначает  главу правительства из числа  лидеров наиболее влиятельных  партийных фракций парламента (так  как правительство должно пользоваться доверием парламента) и по рекомендации главы правительства назначает других членов правительства;

4) правительство несет  политическую ответственность перед  парламентом. В случае, если парламент  выразит вотум недоверия правительству, оно будет вынуждено уйти в отставку, однако президент по рекомендации правительства может принять решение о роспуске парламента и назначении досрочных выборов. 

К числу стран с парламентарной формой правления относятся Германия, Италия, Швейцария и другие.

Особенности статуса президента в президентско-парламентской (полупрезидентской) республике:

1) президент избирается  населением независимо от парламента  путем прямых выборов;

2) президент является  главой государства. Исполнительную  власть президент осуществляет  совместно с главой правительства;

3) правительство назначается  президентом, однако оно должно  пользоваться доверием парламента;

4) правительство несет  ответственность перед парламентом  и частично перед президентом. Президент обладает правом роспуска  парламента.

Президентско-парламентская (полупрезидентская) форма правления существует во Франции, в Финляндии, Исландии, Ирландии.

 

2. Институт Президента  Российской Федерации

 

Президент России — единственная должность, на которую избирается один из кандидатов общим голосованием граждан РФ.

Кандидатом на должность президента может быть гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Точный порядок выборов президента Российской Федерации определяется федеральным законом от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Согласно этому закону для регистрации кандидат должен представить в Центральную избирательную комиссию (ЦИК) минимум 2 миллиона подписей граждан РФ, которые его поддерживают. Закон позволяет приносить их с запасом в 5 %, то есть до 2 миллионов 100 тысяч подписей. ЦИК должен проверить не меньше 20 % из 2 млн. подписей. Если количество брака превышает 5 %, то дополнительно проверяется ещё 10 % подписных листов. Кандидатов, которые представили подписные листы без достаточного запаса, можно не допустить к регистрации и при меньшем проценте брака, поскольку одно из оснований для отказа в регистрации — если число подписей за вычетом бракованных оказывается меньше 2 миллионов.

Правовой статус президента России закреплён в статьях 11, 78, 80-93, 107-109, 111-117, 125, 128, 134 Конституции Российской Федерации.

Наряду с полномочиями главы государства Президент Российской Федерации имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации. Президент может давать поручения правительству, он также осуществляет руководство отдельными федеральными органами исполнительной власти.

Президент РФ самостоятельно и в полной ответственности «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства» (статья 80 Конституции РФ) и «руководит внешней политикой» (статья 86 Конституции РФ). Правительство же «осуществляет исполнительную власть» (статья 110 Конституции РФ), то есть, определяет оперативные направления внутренней политики и проводит политику, определенную президентом в его указах.

Указы и распоряжения президента, как и постановления и распоряжения правительства, обязательны для исполнения в Российской Федерации, являются подзаконными актами. Формально правительство — «коллективный» глава исполнительной власти. Однако, определяя своими указами направления деятельности правительства, других органов исполнительной власти, президент является «фактическим» главой исполнительной власти (это не управление текущей работой, которая характеризуется как аппаратно-управленческая деятельность). Ввиду такой двухступенчатости власти термин «глава исполнительной власти» (председатель правительства не является таковым, так как властными полномочиями обладает президент и правительство), в Конституции РФ (и Франции) отсутствует:

«На основании и во исполнении Конституции Российской Федерации, законов, нормативных указов президента правительство РФ издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.» «Если акты правительства противоречат Конституции, законам РФ или указам президента, то они могут быть отменены президентом.» (статья 115 Конституции РФ).

«Председатель правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности правительства Российской Федерации и организует его работу» (статья 113 Конституции РФ).

«Президент Российской Федерации может принять решение об отставке правительства Российской Федерации» (статья 117 Конституции РФ).

Таким образом, выборы президента РФ с его программой можно назвать «выборами исполнительной власти» федерального уровня.

По отношению к законодательной власти президент, как и правительство, имеет право законодательной инициативы. Однако правительство вносит в Думу законопроекты, касающиеся его компетенции (в основном бюджет), а президент вносит законопроекты, касающиеся всех сторон общественной жизни. Он обращается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях политики государства (статья 84 Конституции РФ), в том числе и законодательной политики (рекомендует принятие определенных законов).

Президент РФ представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов, а также кандидатуру Генерального прокурора, вносит предложение о его освобождении, назначает судей других федеральных судов, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных сил, назначает и отзывает послов РФ, принимает верительные и отзывные грамоты иностранных послов.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью (статья 91 Конституции РФ), отличной от понятия «личная неприкосновенность», предусмотренной для всех граждан Российской Федерации статьёй 22 Конституции, но не конкретизируемой законодательством Российской Федерации. Считается, что неприкосновенность означает невозможность привлечения президента к уголовной или административной ответственности или применения к нему каких-либо принудительных мер (допрос и т. п.) .

Статья 93 Конституции устанавливает порядок отрешения президента от должности «на основании выдвинутого Государственной думой обвинения в государственной измене или совершении иного особо тяжкого преступления, который предусматривает участие двух ветвей государственной власти: законодательной и судебной.

Согласно статье 7 Федерального закона «О государственной охране», в отличие от прочих лиц, замещающих государственные должности, которым предоставляется государственная охрана, «Президент Российской Федерации в течение срока своих полномочий не вправе отказаться от государственной охраны». Государственной охране также подлежат члены семьи президента, а после окончания срока полномочий президента государственная охрана предоставляется ему пожизненно.

Информация о работе Институт Президента Российской Федерации