Институт судебных приставов в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 16:51, реферат

Описание работы

Цель исследования - создание комплексной историко-правовой картины развития института судебных исполнителей в России.

Файлы: 1 файл

pristavy.doc

— 91.50 Кб (Скачать файл)

Во-первых, это  возможность назначения официального представителя должника при отсутствии последнего. В тех случаях, когда место жительства и работы должника не было известно, и повестка не могла быть вручена, взыскатель имел право обратиться в суд с просьбой о назначении представителя должника. В современном отечественном законодательстве об исполнительном производстве подобный институт, защищающий права взыскателя и должника и обеспечивающий более быстрое исполнение решений, отсутствует.

Во-вторых, это  существование особого порядка исполнения судебных решений в отношении государственных учреждений и предприятий, который предполагал ограничение порядка взыскания.

В-третьих, это  возможность ареста имущества должника, находящегося у третьих лиц —  государственных учреждений, предприятий и граждан.

В-четвертых, это  возможность, в случае отсутствия или  отказа должника от хранения, передачи арестованного имущества специальному хранителю, который получал за это  вознаграждение, в размере, установленном  Народным комиссариатом юстиции.

В-пятых, это  возможность продажи арестованного  имущества с публичных торгов, организованных судебными исполнителями.

 С учетом предшествующего опыта 28 сентября 1939г. в СССР была принята Инструкция «О порядке исполнения судебных решений». Исполнению судебных решений как важному средству укрепления социалистической законности стало придаваться особое значение. Инструкция подробно регламентировала порядок применения различных мер принудительного исполнения решения, делопроизводство и отчетность судебных исполнителей, обжалование их действий и призвана была способствовать реальному осуществлению прав участвующих в деле лиц, установленных и подтвержденных судебными решениями6. Данная инструкция, как и многие другие нормативные правовые акты по исполнению, не смогла в полной мере достичь своей цели, так как менее чем через два года после ее издания в связи с началом Великой Отечественной войны.

Деятельность  судебных исполнителей в 1920-х-1930-х гг. осложнялась большим количеством  проблем объективного и субъективного характера. К ним следует отнести: высокую загруженность судебных исполнителей, низкую заработную плату, хронический некомплект и текучесть кадров, низкий образовательный и профессиональный уровень сотрудников. Данные обстоятельства влекли за собой явления негативного характера: низкую результативность работы, нарушение трудовой дисциплины, совершение должностных преступлений.

В годы Великой  Отечественной войны советская  судебная система претерпела определенные изменения. Однако судебные исполнители продолжали выполнять свои обязанности. Развитие данного института осуществлялось в соответствии с объективными условиями военного времени. Главным негативным аспектом функционирования судебных исполнителей явился хронический некомплект кадров и низкий образовательный уровень сотрудников. Дело в том, что многие квалифицированные работники приняли участие в военных действиях, а их заменили молодые непрофессиональные кадры.

С началом Великой  Отечественной войны постановлением Пленума Верховного Суда СССР от 30 августа 1941г. судам было указано на необходимость приостановления исполнения вступивших в законную силу судебных решений по гражданским делам, ответчиками по которым являлись лица, состоявшие в действующих частях Красной Армии и Военно-Морского Флота, за исключением дел о взыскании алиментов7. Фактически указанные нормы остановили исполнительное производство по большей части исполнительных документов, так как основная часть мужского населения и значительная часть женщин находились на фронте.

В связи с  военными действиями возникали многочисленные случаи утраты материалов исполнительных производств. Появляется необходимость  в детальном урегулировании вопросов, связанных с выдачей дубликата  исполнительного листа. Это было сделано Инструкцией о порядке выдачи дубликатов исполнительных листов в случае утраты по обстоятельствам военного времени судебного или исполнительного производства, утвержденной Народным комиссариатом юстиции СССР 22 апреля 1942г8.

Приоритет государственных  интересов над интересами личности в этот период особенно наглядно проявляется при анализе утвержденной  Народным комиссариатом юстиции СССР 1 февраля 1945г. инструкции о порядке рассмотрения судами дел о взыскании недоимок по обязательным натуральным поставкам, налогам, обязательному окладному страхованию, самообложению и не внесенных в срок штрафов. Инструкция предусматривала немедленное исполнение решений по делам о недоимках по государственным и местным налогам, по обязательному страхованию и самообложению, по недоимкам и штрафам по поставкам сельскохозяйственной продукции государству с колхозных дворов и единоличных хозяйств, а также по штрафам наложенным в административном порядке в части описи имущества, независимо от их обжалования9. Исполнительные листы на взыскание административных штрафов выписывались и передавались для немедленной описи имущества оштрафованного в день вынесения решения.

Исполнительные  листы о взыскании с предприятий, учреждений и организаций при  сумме взыскания от 500 рублей направлялись судом непосредственно истцу. Истцы-организации в таких случаях сами предъявляли исполнительные листы в учреждения Государственного банка. При меньших суммах исполнительные листы выдавались истцу или передавались судебному исполнителю по требованию истца. Исполнительные листы на взыскание с граждан в пользу других граждан (кроме алиментных платежей) выдавались взыскателям по их просьбе.

Особо охраняемыми  в рассматриваемый период в связи  с социальной политикой государства  по охране материнства и детства  и повышению уровня рождаемости предполагались алиментные правоотношения, в связи с чем исполнительный лист по делам о взыскании алиментов направлялся    по месту работы должника не позднее следующего дня после вынесения судебного решения. По данной категории дел взыскатель не был обязан подчиняться правилам территориальной компетенции: независимо от того, в каком суде рассматривалось дело об алиментах, где находятся взыскатель  и должник, судья или судебный исполнитель, к которому обратилась женщина-мать, был обязан направить для взыскания исполнительный лист по месту работы ответчика10. 

В послевоенные годы в связи с социальной политикой  государства по охране материнства и детства и повышения уровня рождаемости предполагались алиментные правоотношения, в связи с чем исполнительный лист по делам о взыскании алиментов направлялся по месту работы должника не позднее следующего дня после вынесения судебного решения.

Исполнение судебных решений на данном этапе развития советского государства осуществлялось не на должном уровне. В деятельности судебных исполнителей было выявлено множество нарушений: несоблюдение сроков, отведенных на исполнительное производство; неудовлетворительное возмещение ущерба, причиненного хищениями государственного и общественного имущества; направление исполнительных документов по месту работы должника или его родственников вместо обращения взыскания на имеющееся у него имущество; самовольная продажа арестованного имущества судебными исполнителями и т.д. Причинами такого положения были: во-первых, массовые увольнения судебных исполнителей; во-вторых, слабый теоретический и практический опыт сотрудников; в-третьих, большой объем работы, отсутствие транспорта и средств на командировочные расходы, небрежное оформление исполнительных документов.

В целях  изменения сложившегося положения органы государственной власти предпринимали определенные меры, направленные на расширение юридического образования в стране, повышение качества кадрового состава судебных исполнителей, улучшение их материального положения, усиление контроля за судебными исполнителями со стороны судей. На основании обобщения опыта работы Министерство юстиции СССР 27 июня 1949 г. издало наставление «О работе с кадрами судебных исполнителей». Однако данные меры не смогли изменить сложившегося положения. 

Развитие советского государства в 1940-е - 1964 г. повлекло за собой дальнейшую эволюцию института  судебных исполнителей. Данный период характеризуется неудовлетворительным состоянием исполнительного производства, т.к. в организации и деятельности судебных исполнителей было обнаружено множество недостатков, которые обусловили необходимость совершенствования отечественного законодательства. Качественно новый этап в развитии института судебных исполнителей был связан только с принятием Гражданского Процессуального кодекса 11 июня 1964 г. Отдельный раздел данного нормативного правового акта был посвящен исполнительному производству и подробно раскрывал весь процесс исполнения решения суда от предъявления исполнительного документа до прекращения исполнительного производства.

В течение второй половины 1960-х гг. - 1991 г. был принят ряд нормативных правовых актов, которые дополнили Гражданский  Процессуальный кодекс РСФСР и явились  правовой основой развития изучаемого института: инструкции «О порядке исполнения судебных решений» от 24 апреля 1973 г., «Об исполнительном производстве» от 15 ноября 1985 г., «О делопроизводстве в районном (городском) народном суде» от 15 марта 1974 г.; приказ «Об организации работы органов юстиции и судов с судебными исполнителями» № 19 от 18 июня 1976 г., а также новый Закон «О судоустройстве РСФСР от 8 июля 1981 г. В результате, была создана достаточно совершенная система исполнения судебных решений судебными исполнителями.

Отличительными  особенностями данного периода  развития института судебных исполнителей в Советской России явились:

• усиление роли суда в исполнительном производстве;

• обязательный, неотвратимый характер требований судебного  исполнителя по исполнению судебных решений для предприятий, учреждений, должностных лиц и граждан;

• наличие определенных гарантий соблюдения прав участников исполнительного производства (взыскателя и должника);

• возможность  обжалования действий судебного  исполнителя;

• предусмотренный  законодательством перечень оснований  для принудительного исполнения и список исполнительных документов;

• возможность  совершения судебным исполнителем действий по принудительному исполнению судебных решений;

• возложение на государство основной части расходов по исполнению судебных решений;

• возможность  реализации арестованного имущества самим судебным исполнителем посредством торгов;

• бюджетный  способ финансирования судебных исполнителей, которые кроме фиксированной  заработной платы получали премиальное  вознаграждение.

Судебный исполнитель  являлся должностным лицом суда, осуществлявшим исполнение судебных решений и актов других органов. Он выступал в качестве обязательного участника исполнительного производства. Судебные исполнители назначались и освобождались от должности начальниками отделов юстиции исполнительных комитетов областных, краевых, городских Советов народных депутатов, министрами юстиции автономных республик.

В судах, где  имелось несколько судебных исполнителей, работа организовывалась по зональному принципу: каждый исполнял решения  на определенной территории, а руководство и контроль над ними возлагалось на одного из народных судей.

В районных (городских) народных судах, в которых имелись  два или более судебных исполнителя, один из них назначался старшим в  целях организации и контролирования  действий остальных.

Вместе с тем, деятельность судебных исполнителей на данном этапе развития не была лишена определенных недостатков. Так, исполнение судебных решений не всегда было своевременным. Требования законодательства об оперативном  принятии мер к обнаружению и изъятию у расхителелей имущества нарушались. Взыскание на выявленные у должников ценности осуществлялось с запозданием в связи с чем причиненный государству ущерб возмещался не в полном объеме; проверки правильности проводимых удержаний из заработка должников в ряде случаев не выполнялись; отсутствовал должный порядок в учете и регистрации исполнительных документов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение. 

Подводя итог своей  работы, я смогла выделить следующие  признаки советского периода:

  • Исполнители относились к судебной системе РСФСР;
  • Исполнительное производство было составной частью гражданского процесса;
  • В ходе исполнительного производства преимущественно защищалась государственная собственность;
  • Отсутствовали отраслевые источники права, регулирующие исполнительное производство;
  • Существовала ярко выраженная незащищенность прав взыскателя и должника при совершении исполнительных действий;

Развитие исполнительного  производства можно разделить на два этапа:  период с 1917г. – 1960-е годы. Данный период характеризовался в целом неудовлетворительным состоянием. Это можно объяснить тем, что на данном этапе институт судебных исполнителей только начал своё становление и развитию данному институту позже помешала Великая Отечественная Война, ее последствия можно увидеть выше. Также можно сказать, что именно в этот период государственные интересы в сфере исполнительного производства значительно преобладают над частными.

Информация о работе Институт судебных приставов в РФ