Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2015 в 10:43, контрольная работа
Современный этап развития нашего общества характеризуется крупнейшими преобразованиями российского государства и его правовой системы. Идет активный процесс формирования России как правового демократического суверенного государства, признающего приоритет общечеловеческих ценностей и международного права. В последнее десятилетие процесс формирования государственных и представительных органов в России, порядок организации и проведения выборов, привлекают внимание юристов, политиков, политологов, социологов, представителей иных гуманитарных профессий.
1.Введение
2. Народовластие и основные формы его осуществления в РФ. Единство представительной и непосредственной демократии
3. Институты непосредственной демократии
4. Заключение
5. Список литературы
Принятое решение по итогам голосования подлежит официальному опубликованию (обнародованию) Центральной комиссией референдума не позднее трех дней после определения результатов. Решение, принятое на референдуме Российской Федерации, является общеобязательным и не нуждается в дополнительном утверждении. Оно может быть отменено или изменено не иначе как путем принятия решения на новом референдуме.
Выборы и их значение в аспекте непосредственного и представительного правления
Выборы есть акт вручения народом (в лице избирательного корпуса) своим представителям: - Президенту, депутатам, другим выборным должностным лицам права на осуществление своей власти. Выборы, по сути дела, являются одним из ведущих институтов легитимизации существующей политической системы и политического режима. институт всеобщих выборов является одним из важнейших элементов современной политической системы. Именно роль института выборов как инструмента легитимизации и стабилизации существующей системы и обусловило то, что в настоящее время в подавляющем большинстве стран действует всеобщее избирательное право. Но для его утверждения понадобилась длительная борьба демократических сил на протяжении более чем двух веков. В Нидерландах, например, в 1800г. Электорат включал всего 12% взрослого населения, к 1890г. эта цифра поднялась до 27%, в 1900г. - до 63%. Здесь всеобщее право было введено для мужчин в 1917г., а для женщин - в 1919г. Всеобщим является такое избирательное право, когда все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. В США вплоть до окончания Гражданской войны цветные американцы, за исключением незначительных групп негров в новоанглийских штатах, не участвовали в избирательном процессе. В 1870г., т.е. через семь лет после обнародования президентской прокламации об освобождении рабов в 1863г. Была принята XV поправка к конституции, предоставляющая право голоса неграм. Однако, после отзыва федеральных войск с Юга в 1877г. негры практически были лишены возможности участия в голосовании. Лишь начиная с 20-х годов XX века негры стали добиваться некоторых успехов в расширении их участия на выборах. Важное значение имели законы 50-70-х годов, снявшие ограничения на участие негров в избирательном процессе. В 1971г. конгресс США одобрил XXVI поправку к конституции о снижении возрастного ценза на участие в голосовании с 21 до 18 лет. Подобные законы в 60-70-х годах были приняты и в большинстве других индустриально развитых стран. Женщины получили право голоса в США в 1918г. (но впервые приняли участие в выборах 1920г.), во Франции - в 1944г., в Италии в 1945г., в Греции - в 1956г., в Швейцарии - лишь в 1971г.
Перечень разного рода должностей и постов, замещаемых с помощью выборов, довольно велик. Выборы как механизм замещения широкого круга должностей охватывают все уровни государственности - от центрального до местного, от президента или главы правительства страны до руководителей местного управления. Государственная власть научилась использовать всю мощь государственного механизма (государственной машины) для достижения собственных целей. Немалую роль в предвыборных избирательных компаниях стали играть средства массовой информации. Они умело формируют мнение граждан, подстегивают их к поддержке того или иного кандидата (партии). Контроль за центральными средствами массовой информации обеспечивает победу на выборах. Осквернение чести и достоинства возможных конкурентов; компроматы; использование госаппарата и государственных средств массовой информации сугубо в одностороннем порядке для выражения своих интересов, это стало обычным делом. Созданы опасные прецеденты манипулирования мнением гражданам, что отнюдь не идет на пользу развития демократии и государственности. Этим нарушается право граждан на участие государственной жизни. Первый элемент равного избирательного права наличие у каждого избирателя только одного голоса. Другой элемент равного избирательного права участие в выборах на равных основаниях. Голосование на выборах является тайным. Участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Выборы единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления. Надо отметить, что в ныне действующей избирательной системе практически отсутствуют механизмы контроля депутатов в процессе их деятельности со стороны избирателей. Нет механизма отчетов перед населением и практической возможности отзыва депутатов не оправдавших ожидания избирателей. Таким образом, реальная возможность граждан влиять на формирование политики государства ограничена во многом только периодом выборов. Итак, выборы единственный способ формирования депутатского корпуса представительных органов местного самоуправления, выборы выступают как часть представительного властвования жителей и его исходное начало. По своей сути выборы есть связь представительных институтов непосредственной демократии.
Понятие представительного правления, истоки, сущность, значение
«Представительное правление инструмент, на котором могут играть лишьпревосходные музыканты, настолько он труден и капризен» Клеменс Меттерних. Истинная демократия существовала тогда, когда все собираться на одном месте могли и вопросы непосредственно решали. Сей порядок должен был измениться с увеличением государств, когда уже нельзя было всем гражданам собираться на одном месте. Демократия тогда была уничтожена. Великая мысль о представительном правлении возвратила гражданам право на участие в важных государственных делах. Наиболее развитым и самостоятельным институтом демократии традиционно признается институт представительства (чему посвящена обширная литература). В то же время ни одна из политических форм демократии не несёт в себе столько противоречий содержания и формы, как представительная система. Носителями представительной власти являются общенациональный парламент, а также другие законодательные органы в центре и на местах, а также выборные представители исполнительной и судебной властей. Они выражают интересы различных классов, социальных слоёв, политических группировок и профессиональных групп, составляющих гражданское общество. В современном демократическом обществе формирование государственной политики на всех уровнях происходит главным образом в представительных учреждениях, в которых работают профессиональные политики и управленцы. Это обусловлено возросшей сложностью присущих современной цивилизации экономических, социальных, политических и других проблем. Главным является ответственность на всех уровнях власти и государственного управления, в то время как принцип соучастия граждан отнёсся на второй план, хотя в целом и не отвергается, ибо без признания народа источником и высшим контролёром власти демократизация невозможна уже по своему определению (народовластие). Воля народа не отождествляется здесь с его прямым участием. Она выражается как непосредственно на выборах, так и делегируется и представительным органам власти, которые в пределах предоставляемых им полномочий самостоятельно формируют волю народа, а порой действуют вопреки ей под свою ответственность. Отношения между народом и его представителями строятся на основе контроля, доверия, ограничения компетенций органов власти и должностных лиц и их полной независимости в пределах закона.
Среди главных достоинств представительного правления свободный общественный строй и высокая эффективность в выполнении общественных задач. Она гарантирует политическую стабильность и порядок, уберегает общество от стремлений широкого круга населения к всеобщей уравниловке. Высокая эффективность представительного правления объясняется рациональностью организации политической системы, чётким разделением труда, более высокой, по сравнению с прямым правлением компетентностью и ответственностью лиц принимающих решения. Основные законы представительства могут иногда иметь очень мало значения, могут быть простым орудием тирании и козней, когда большинство избирателей не достаточно заинтересовано в их собственном правлении, чтобы подавать голос, или, если подаёт, но когда этот голос не служит обществу, а подается за деньги или послушен мановению какого ни будь лица, власть над ним имеющего, или которого они хотят поддержать из личных интересов, такого рода народное представительство (представительное правление), вместо того чтобы быть ручательством против дурного правления, бывает только пружиной в его механизме, идеально лучший образ народного правления будет такой, в котором верховная власть, или право государственного контроля, принадлежит всему обществу и это по мнению Дж. Ст. Милля представительное правление. По его мнению, для оценки положения надо его рассмотреть по отношению к двум сторонам:
1.Насколько это правление способствует хорошему ведению общественных дел.
2. Насколько это правление развивает или развращает существовавшие уже силы.
Народное правление удовлетворяет обоим условиям. Народное правление есть то, где весь народ допускается к участию в управлении, что всякое участие, даже в самых мелких общественных должностях благотворно, что участие всего народа в управлении должно быть так важно, как только позволяет степень развития всего общества. Но так как в стране превосходящей размерами один маленький город, каждый может лично участвовать только в самой незначительной доле управления, то следовательно, идеально лучший образ народного правления есть правление представительное, везде где оно приложимо. Чем менее развит народ (общество)тем менее будет к нему прикладываться это правление. Представительство не возможно и от него нельзя ожидать прочногосуществования, когда нет трёх условий:
1.Чтобы народ был согласен её принять.
2. Чтобы народ имел желание и способность совершать всё необходимое для его сохранения.
3.Чтобы имел возможность и желание выполнять обязательства отправлять обязанности, какие она на него налагает.
Представительные учреждения только тогда могут существовать прочно, когда народ готов защищать их в случае, если им угрожает опасность. Если же народ находит, что они того не стоят, то они редко пускают корни, а если им это удаётся, то можно быть уверенным, что они будут уничтожены. Выше написанное относится к первым двум причинам неудачного применения представительного правления. Третья причина есть та, когда народ неспособен выполнять того назначения, какое ему принадлежит представительном правлении. Если ни у кого или только у немногих есть доля сочувствия к общественным интересам, достаточное для того, чтобы образовать общественное мнение, то избиратели редко имеют ввиду общее дело; они пользуются правом голосования или для того, чтобы провести свои личные интересы, или интересы своего округа, или же тех лиц, с которыми они связаны, или от которых зависят. При таком состояния общественного чувства тот небольшой класс, который добился господства в представительном собрании, употребляет по большей части свое влияние, только как средство нажиться.Представительное правление также невозможно если народ имеет недостаток, а именно, крайняя пассивность и готовность подчинить её тирании. Сущность представительного права состоит в том, что весь народ или значительная доля по средствам своих депутатов, избираемых периодически, держит в руках высшую власть контроля, которая во всяком конституционном устройстве, должна принадлежать кому-нибудь. Народные депутаты должны обладать этой властью во всей её полноте. В наше время депутаты таковой властью, на мой взгляд, обладают.
Заключение
Суверенитет народа относится к числу обязательных исходных принципов любой демократической конституции, хотя казалось бы, в наше время в цивилизованном мире ее уже никто не оспаривает. Исторически она возникла в ходе революционной борьбы народов против феодального абсолютизма (XVII-XVIII вв.) и противопоставлялась претензиям монархов на неограниченную власть как на мандат, якобы полученный свыше. Таким образом, понятие суверенитета, разработанное еще в XVI веке Ж. Боденом (Франция), для обоснования безраздельности государственной власти, было использовано в новом значении: для утверждения демократической концепции государства и народовластия. Конституционный принцип суверенитета народа и сегодня напоминает всем властителям о том, от кого они получили власть, а следовательно, во имя кого эту власть обязаны употреблять. Суверенитет народа – это первоисточник власти. Воля народа, выраженная в юридически релевантных формах, является подлинным и единственным базисом государства, от нее исходит мандат на устройство и любые изменения формы государственной власти. Суверенитет народа неразрывно связан с правами и свободами человека и гражданина. В этом его гуманистическая сущность. Народ никогда не бывает един в своих целях, ибо различны интересы его социальных групп, поэтому отличить реализацию суверенитета народа от эгоистических устремлений к власти опытных демагогов часто бывает очень трудно, юридические принципы здесь помогают лишь в небольшой степени. Отсюда исключительна важность правовой детализации принципа суверенитета народа, создание надежных гарантий для реализации этого принципа в жизни. Развитие и защита прав и свобод человека и гражданина – самое важная их этих гарантий
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. М., 1997.
2. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. Конституционное право Российской
Федерации. М., 1997.
3. Единая конституционная система Российской Федерации. М., 1994.
Абдулатипов Р.Г., Болтенкова Л.Ф. Опыты федерализма. М., 1994.