Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:03, реферат
Одним из основных показателей цивилизованного и духовно богатого общества во все времена было и продолжает оставаться то, какое внимание уделяется в нем развитию науки, культуры и техники. От того, насколько значителен интеллектуальный потенциал общества и уровень его культурного развития, зависит в конечном итоге успех решения экономических задач, стоящих перед государством. На нынешнем этапе развития наука, культура и техника могут развиваться только при наличии соответствующих условий, включающих в себя и необходимую защиту и оценку интеллектуальной собственности.
- коммерческие обозначения.
Среди специальных законов необходимо выделить Патентный закон, который содержит нормы об использовании и защите исключительных прав на изобретения, полезные модели, промышленные образцы; Закон об авторском праве - о защите авторских и смежных прав.
К числу основных нормативных актов в сфере защиты результатов интеллектуальной деятельности относятся также Закон о правовой охране программ; Закон о правовой охране топологий интегральных микросхем и Закон РФ «О селекционных достижениях». Средства индивидуализации товаров и их производителей защищаются Законом о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров.
Как бы парадоксально это ни звучало, но одним из важнейших факторов, определяющих эволюцию права ИС в современном мире, является рост числа правонарушений и масштабов реализации контрафактной продукции.
Массовый характер нарушений прав ИС - весьма тревожный симптом назревающих противоречий между экономическими реалиями и правовыми конструкциями, которые пытаются использовать для юридического воздействия на общественные отношения, складывающиеся в связи с созданием и использованием объектов ИС. Причем высокий уровень пиратства характерен не только для развивающихся, но и для развитых стран. Так, по оценкам профессора Л.С. Симкина, даже в странах, где система защиты прав ИС существует на протяжении столетий и где законодательство традиционно ориентируется на достижение высоких стандартов правовой охраны результатов интеллектуальной деятельности, имеет место распространение нелегальных компьютерных программ.
Перемены, вызванные бурным развитием цифровой и компьютерно-сетевой технологий, привели к тому, что охрана произведений, исполнений, фонограмм, передач телерадиовещательных организаций в связи с преобразованием их в цифровую форму и использованием в цифровых сетях стала самой проблемной областью в сфере авторского права и смежных прав. В последнее время все отчетливее проявляется необходимость в принятии действенных мер для преодоления негативных последствий, обусловленных появлением новых технологий и развитием средств массовых коммуникаций.
Разумеется, для защиты прав ИС существует целый арсенал средств, включающих таможенный контроль, оперативно-розыскные мероприятия, проводимые органами внутренних дел, судебные процедуры в рамках гражданского судопроизводства, административные меры, уголовно-правовые санкции и прочие меры.
На наш взгляд, в настоящее
время резкое ужесточение уголовных
санкций за нарушения прав ИС трудно
отнести к числу приоритетных
направлений государственной
Международный опыт борьбы с нарушениями прав ИС подтверждает, что не существует ни однозначных решений, ни единственно верного пути к успеху в такой борьбе. Многие проблемы правового регулирования данной сферы еще не получили однозначного решения ни в теории, ни на практике. Юристы всех стран активно ищут адекватные правовые конструкции, позволяющие эффективно воздействовать на реальные общественные отношения, связанные с защитой результатов интеллектуальной деятельности при различных видах их использования.
В качестве примера успешной борьбы
с нарушениями прав ИС обычно приводят
опыт Тайваня, где в результате принятия
нового закона об авторском праве
были ужесточены санкции за нарушение
авторских прав. Так, лицам, не имеющим
официально удостоверенных полномочий
на распространение
Охрана прав ИС является международно-признанным,
динамично развивающимся
4. Способы борьбы с
Во-первых, законодательные меры. Законодательство должно адаптироваться к потребностям тех активных правообладателей, которые не боятся защищать свои интересы в борьбе с пиратами. Им необходима помощь, чтобы быстро и эффективно инициировать уголовные дела и доводить их до суда. Во-вторых, правоприменительные меры. В-третьих, большую роль могут сыграть рост благосостояния населения и как следствие, рост цивилизованных форм торговли. Чем больше в стране будет появляться легальных магазинов и чем легче им будет торговать, тем меньше будет «пиратской» продукции.
В Минэкономразвития РФ есть понимание того, что сегодняшняя проблема пиратства - это прежде всего проблема правоприменения и, к сожалению, проблема коррупции. Простой пример. Музыкальный диск стоит 130-150 рублей, из них стоимость производства самого диска, как легального, так и нелегального, составляет 5-10 рублей в зависимости от тиража. Столько же стоит упаковать этот диск, все остальное делится между правообладателями и посредниками (мелкий опт и розница) - это касается легального диска. При этом в западных странах торговая наценка составляет 20%, а в РФ она может достигать 100%. Это связано с тем, что на нашем рынке очень большие издержки - колоссальные издержки за аренду помещений, высокие затраты на персонал, огромные затраты на различные контролирующие инстанции, от которых надо откупаться. За счет этого в России очень большая разница между оптовой и розничной ценой. Все эти обстоятельства провоцируют «пиратство». Так же хотелось бы добавить, что проблема контрафакта – во многом проблема бедности населения, поэтому стоит отметить, что одним из способов борьбы с пиратством может стань рост благосостояния населения.
Заключение.
Обращаясь к понятию интеллектуальной
собственности и его
Одним из существенных пробелов действующего законодательства является отсутствие норм, поддерживающих защиту интеллектуальной собственности в сети Интернет. Поэтому только качественная работа всех «профильных» органов государственной власти и заинтересованных организаций позволит обеспечить дальнейшее развитие законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности. Причем если такая работа будет выполнена в полном объеме, то вполне возможно, что в не очень отдаленном будущем можно будет ставить вопрос о создании единого Кодекса интеллектуальной собственности Российской Федерации, но для этого надо, прежде всего, обеспечить согласованность и динамизм в существующем в данной области правовом регулировании.
1 Далее будет именоваться - ИС
2 Всемирная организация интеллектуальной собственности.
3 Далее - ГК РФ.