Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 18:16, контрольная работа
Объектами права интеллектуальной собственности являются объекты интеллектуальной (творческой) деятельности. Отличительной особенностью объектов интеллектуальной собственности является их идеальная природа. Они могут быть лишь осмыслены, восприняты интеллектуально или эмоционально, но не осязаемы. Указанные объекты, материализуясь вовне, не порождают защиту по праву интеллектуальной собственности для предмета (вещи), в котором они выражены. Защите подлежит то, что выражено в предмете. Вещь и право собственности неразрывно связаны между собой. Уничтожение вещи прекращает право собственности на него. Объект интеллектуальной собственности существует независимо от вещи, в которой он материализован.
Объекты права интеллектуальной собственности
Коммерческое (фирменное) наименование.
Список использованной литературы
Министерство образования, науки, молодежи и спорта Украины
Таврический национальный университет имени В.И.Вернадского
Кафедра Управления инновационной деятельности
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету «Интеллектуальная собственность»
Выполнила: студентка группы УИД – 7
Куделина И.К.
Проверила: Онищенко В.В.
2013
План:
Объекты права интеллектуальной собственности
Объектами права интеллектуальной собственности являются объекты интеллектуальной (творческой) деятельности. Отличительной особенностью объектов интеллектуальной собственности является их идеальная природа. Они могут быть лишь осмыслены, восприняты интеллектуально или эмоционально, но не осязаемы. Указанные объекты, материализуясь вовне, не порождают защиту по праву интеллектуальной собственности для предмета (вещи), в котором они выражены. Защите подлежит то, что выражено в предмете. Вещь и право собственности неразрывно связаны между собой. Уничтожение вещи прекращает право собственности на него. Объект интеллектуальной собственности существует независимо от вещи, в которой он материализован.
К объектам интеллектуальной собственности не применимы многие нормы, относящиеся к вещам. В законодательстве для них установлен специальный правовой режим исключительных прав.
Защита прав обладателей интеллектуальной собственности осуществляется с помощью режима охраноспособности объектов исключительных прав. Ряд объектов интеллектуальной собственности приобретают статус охраноспособных уже с момента воплощения в какой-либо объективной форме (к примеру, произведения живописи, скульптуры, литературы), другие – с момента их регистрации уполномоченными органами и выдачи охранных документов (например, изобретения, полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания).
Согласно статье 420 «Объекты права интеллектуальной собственности» Гражданского кодекса Украины к объектам права интеллектуальной собственности, в частности, принадлежат:
Коммерческое (фирменное) наименование.
Понятие "фирменное наименование юридического лица" существует в отечественном праве достаточно давно. Несмотря на отсутствие законодательной дефиниции, оно широко использовалось в правовой доктрине для обозначения наименования юридического лица, закрепленного в его учредительных документах, под которым оно зарегистрировано и внесено в Единый государственный реестр. Высказывалась точка зрения о том, что фирменное наименование – это индивидуальное название юридического лица, которое наряду с указанием на его организационно-правовую форму и иными сведениями включается в его наименование.
В связи со вступлением в действие нового Гражданского (ГК) и Хозяйственного (ХК) кодексов Украины институт коммерческого (фирменного) наименования получил совершенно иное содержание. Многие юристы не обратили должного внимания на изменения в законодательном регулировании и продолжают ставить знак равенства между наименованием юридического лица, закрепленным в его учредительных документах, и коммерческим (фирменным) наименованием.
В ч. 1 ст. 90 ГК закреплено, что юридическое лицо должно иметь свое наименование, содержащее информацию о его организационно-правовой форме. Согласно ч. 3 этой же статьи, наименование юридического лица указывается в его учредительных документах и вносится в единый государственный реестр.
В то же время ч. 2 ст. 90 ГК устанавливает: "Юридическое лицо, являющееся предпринимательским обществом, может иметь коммерческое (фирменное) наименование. Коммерческое наименование юридического лица может быть зарегистрировано в порядке, установленном законом". Коммерческое (фирменное) наименование (далее – коммерческое наименование) уже не приравнивается законом к тому, под которым зарегистрировано юридическое лицо. Это некое дополнительное наименование, которое могут иметь только предпринимательские общества (т.е. хозяйственные общества и производственные кооперативы) и которое по их желанию может быть зарегистрировано в порядке, определенном законом (в настоящее время такой закон отсутствует). Оно не должно совпадать с наименованием общества, указанном в учредительных документах и свидетельстве о государственной регистрации.
Еще более интригующими являются положения ХК. В соответствии с ч. 1 ст. 159 этого Кодекса, субъект хозяйствования – юридическое лицо или гражданин-предприниматель может иметь коммерческое наименование. При этом отмечается, что гражданин-предприниматель имеет право заявить как коммерческое наименование свою фамилию или имя. Положения ХК относительно коммерческого наименования явно противоречат положениям ГК, поскольку существенно расширяют круг субъектов, которые могут иметь коммерческое наименование. К ним относятся любые субъекты хозяйствования – юридические лица (эта категория охватывает все виды юридических лиц, созданных в соответствии с ГК, ХК и специальными законами), а также граждане-предприниматели (ч. 1 ст. 159, ст. 55 ХК). Таким образом согласно ХК коммерческое наименование могут иметь даже некоммерческие юридические лица (т.е. объединения граждан, религиозные организации, учреждения и пр.) и граждане-предприниматели.
Правовой режим коммерческого наименования более детально определяется в гл. 43 ГК "Право интеллектуальной собственности на коммерческое наименование". Однако и эта глава не позволяет четко ответить на поставленные выше вопросы. Единственный вывод, который достаточно очевиден, – это разграничение законодателем понятий "наименование юридического лица" и "коммерческое наименование". Различия в правовом режиме наименований юридического лица и коммерческого наименования отражены в таблице 1.
Табл.1
Характеристика |
Наименование юридического лица |
Коммерческое (фирменное) наименование |
Какие субъекты могут иметь наименование. |
Юридическое лицо любой организационно-правовой формы (ч. 1 ст. 90 ГК) |
Предпринимательские общества (ч. 2 ст.90 ГК), а также субъекты хозяйствования – юридические лица, и граждане-предприниматели (ч. 1 ст. 159, ст. 55 ХК). |
Наличие обязанности иметь наименование. |
Все юридические лица обязаны иметь наименование (как средство их индивидуализации в гражданских правоотношениях) (ч. 1 ст. 90 ГК) |
Указанные в ГК и ХК субъекты могут, но не обязаны иметь коммерческое наименование (ч. 2 ст. 90 ГК, ч. 1 ст. 159 ХК). |
Момент возникновения права на наименование. |
Право на наименование возникает и охраняется с момента государственной регистрации юридического лица. В течение месячного срока (для ОАО – 9 месяцев) наименование может охраняться при условии его резервирования в органе государственной регистрации (т.е. подачи учредителями юридического лица заявки на использование этого наименования) (п. 2 Положения о государственной регистрации, утвержденного постановлением КМУ от 25.05.1998 г. № 740). |
Право на коммерческое наименование
возникает с момента первого
использования этого |
Условия предоставления правовой охраны. |
Безусловная (ч. 5 ст. 90 ГК) |
Правовая охрана предоставляется коммерческому наименованию, если оно дает возможность отличить одно лицо от других и не вводит в заблуждение относительно настоящей его деятельности (ч. 1 ст. 489 ГК). Лица могут иметь одинаковые коммерческие наименования, если это не вводит в заблуждение потребителей относительно товаров, которые они изготавливают и (или) реализуют, и услуг, которые ими предоставляются (ч. 4 ст. 489 ГК). Охране подлежит коммерческое наименование, если оно фактически используется в хозяйственном обороте (ч. 3 ст. 159 ХК). |
Необходимость регистрации. |
Наименование юридического
лица указывается в его |
Регистрация фирменного наименования не является обязательной. Сведения о коммерческом наименовании могут вноситься в реестры, порядок ведения которых устанавливается законом (ч. 3 ст. 489 ГК, ч. 2 ст. 159 ХК). |
Возможность использования одинакового наименования несколькими юридическими лицами. |
Юридическое лицо не имеет права использовать наименование другого юридического лица (ч. 5 ст. 90 ГК, п. 2 Положения о государственной регистрации, утвержденного постановлением КМУ от 25.05.1998 г. № 740). |
Лица могут иметь одинаковые коммерческие наименования, если это не вводит в заблуждение потребителей относительно товаров, которые они изготавливают и (или) реализуют, и услуг, которые ими предоставляются (ч. 4 ст. 489). Лицо, использующее чужое коммерческое наименование, по требованию его собственника обязано прекратить такое использование и возместить причиненные убытки (ч.5 ст. 159 ХК). |
Возможность отчуждения. |
Право на наименование является личным правом юридического лица и не может отчуждаться. |
Имущественные права интеллектуальной
собственности на коммерческое наименование
передаются другому лицу лишь вместе
с целостным имущественным |
Коммерческое наименование – это своеобразный
"псевдоним" предпринимательского
общества или иного субъекта хозяйствования,
который может им использоваться для индивидуализации
его предпринимательской (хозяйственной)
деятельности. Причем этот "псевдоним"
в отличие от наименования юридического
лица, может отчуждаться при продаже целостного
имущественного комплекса, используемого
для ведения данной деятельности. Именно
эта возможность отчуждения коммерческого
наименования, его перехода к другому
субъекту предпринимательской деятельности
и составляет коренное отличие между наименованием
юридического лица и коммерческим наименованием.
Коммерческое наименование в большей
степени служит для индивидуализации
определенного бизнеса, а не самого юридического
лица или его товаров (услуг).
Примерами коммерческих наименований могут быть: гостиница "Салют", стадион "Динамо", мастерская "Иван Иванович", ресторан "У Джона", завод "Красный луч", языковые курсы "Полиглот", туристическое агентство "Глобус" и пр. Субъектами, являющимися собственниками таких объектов, могут быть совершенно разные лица (например, ООО "Приморье" или предприниматель Сидоров П.П.).
До вступления в силу ГК
и ХК коммерческие наименования охранялись
законом, только если они были зарегистрированы
в качестве торговой марки. С введением
кодексов в действие правовая охрана
стала предоставляться
Список использованной литературы: