Заключение
На современном этапе достаточно
остро стоит вопрос о необходимости
усиления роли государства в отношении
такого ресурса национального богатства,
как интеллектуальная собственность,
которая принадлежит частным
лицам, но, будучи включенной в экономический
оборот, напрямую обеспечивает общенациональные
интересы. Например, в странах Запада
реализация только авторских прав обеспечивает
4-7% валового национального продукта.
В нынешнем послании Президента Федеральному
собранию отмечено, что защита интеллектуальной
собственности должна стать приоритетом
государственной политики. Необходимо отметить, что из-за большого
числа нарушений авторских и смежных прав,
злоупотреблений при использовании изобретений,
товарных знаков, промышленных образцов
и т.п., Российская Федерация теряет интеллектуальные
ресурсы и несет гигантский экономический
ущерб. В настоящий момент не может вызывать
сомнений тот факт, что таможенные органы
должны играть одну из ключевых ролей
в деле защиты интеллектуальной собственности. Особенность
российского законодательства об интеллектуальной
собственности состоит в том, что, несмотря
на имеющиеся Законы Российской Федерации
«О товарных знаках, знаках обслуживания
и наименованиях мест происхождения товаров»,
«Об авторском праве и смежных правах»,
Патентный закон и др. законодательные
акты, которые в целом соответствуют общепринятым
международным нормам и регулируют вопросы
охраны интеллектуальной собственности,
действенного механизма ее реализации
нет. В вопросе организации
таможенного контроля объектов интеллектуальной
собственности важен также и вопрос технического
обеспечения с использованием современных
средств связи и каналов обмена информацией,
включая создание локальных сетей и использование
возможностей глобальной сети «Интернет».
Здесь мы рассчитываем на помощь международных
организаций (такие предложения уже поступали
от Всемирной таможенной организации
и от Европейской сети по борьбе с контрафакцией),
а также на оказание содействия со стороны
отечественных организаций, заинтересованных
в защите интеллектуальной собственности. Немаловажной
задачей в силу новизны проблемы для таможенных
органов является подготовка соответствующих
кадров. В этом направлении уже немало
сделано, но предстоит активизировать
эту работу с подключением таможенной
академии, а также задействовать возможности
сотрудничества с соответствующими государственными
органами, организациями, управляющими
правами интеллектуальной собственности,
и правообладателями.
Список использованных источников
1) Таможенный Кодекс Таможенного
Союза.- Москва: Проспект, 2010.- 192.
2) Конвенция, учреждающая
Всемирную организацию интеллектуальной
собственности // Нормативные акты
и документы патентного поверенного.
Т. Международные договоры и
соглашения в области охраны
промышленной собственности. - М.: ВНИИПИ,
1994. - С. 65.
3) Постановление Правительства
Российской Федерации «О совершенствовании
деятельности федеральных органов
исполнительной власти в области
авторского и смежных прав»
от 12.04.99 г.
4) Приказ Роспатента от
25.02.2003 N 24 «О правилах составления,
подачи и рассмотрения заявки
на регистрацию и предоставление
права пользования наименованием
места происхождения товара и
заявки на предоставление права
пользования уже зарегистрированным
наименование места происхождения
товара».
5) Письмо Управления МНС России
по г. Москве от 21.01.2001 N 03-12/53571 //
СПС "КонсультантПлюс", 2010.
6) Об авторском праве и смежных
правах: Закон РЫ от 09 июля 1993 г.№
5351-1// ВСНД. -1993-№32. - Ст.1242; СЗ РФ -1995.-
№ 30-Ст. 2010.
7) О совершенствовании деятельности
федеральных органов исполнительной
власти в области авторского
права и смежных прав: Постановление
Правительства РФ от 12.04.99 г. №
413.
8) Азгальдов Г.Г., Карпова Н.Н.
Оценка стоимости интеллектуальной
собственности и нематериальных
активов. М.: Междунар. акад. оценки
и консалтинга, 2006.
9) Калятин В.О. Интеллектуальная
собственность (Исключительное право):
Учебник для вузов. -М.:НОРМА;ИНФРА-М,
2010.
10) Зинов В.Г. Управление интеллектуальной
собственностью: Учеб. пособие. М.: Дело,
2009.
11) Минков А.М. Международная
охрана интеллектуальной собственности.
СПб.: Питер, 2009.
12) Ворожейкина А.Г. Совершенствование
методических основ организации
таможенного контроля за перемещением
через границу Российской Федерации
товаров, содержащих объекты интеллектуальной
собственности: Автореф. дис.... канд.
экон. наук. М., 2008.
13) Сергеев А.П. Право интеллектуальной
собственности в Российской Федерации:
Учебник.- 2-е изд.,перераб. И доп.-
М.:Прспект, 2008
14) Чернышова С.А. Авторское право
России: основные положения: Учеб.пособие.-
М.:ИНФРА-М, 2007.
15) Фомина Т.И. Экономические
и правовые основы интеллектуальной
собственности. М.: РИО РТА, 2009.
16) Сайт Таможня.ру – аналитический
портал – право и таможня: Таможня.ру – http://www.tamognia.ru
- Сайт Виртуальная таможня – иформационно – консультирующая система http://www.vch.ru
- Сайт Кастомс – Код.ру – информационно – консультирующая система http://www.customs-code.ru
Приложение
Описание некоторых ОИС,
которые включены в таможенный реестр