Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 21:58, контрольная работа
Для правовых систем романо-германского типа (к ним относится и российская правовая система), римское право имеет особую философскую, историческую и культурную значимость. Многие черты общей правовой традиции, многие правовые институты и догматические категории современных правовых систем непосредственно восходят к принципам и структуре римского права, вырабатывались или на его основе, или с учетом критического восприятия. Отдельные правовые категории, восходящие к римскому праву, продолжают жить и в современном праве – явно или неявно, в прямо заимствованном виде или будучи преломленными через собственную национальную традицию. Все это делает актуальным изучение основных этапов развития римского права, его системы и современного значения.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ РИМСКОГО ПРАВА 4
2. СИСТЕМЫ РИМСКОГО ПРАВА 7
3. РОЛЬ РИМСКОГО ПРАВА В ИСТОРИИ ПРАВА 9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 12
оглавление
ВВЕДЕНИЕ
Римское право представляет исключительный по своим особенностям и значению предмет юридического изучения. Восходя в своем историческом становлении к давно минувшим временам античности, в современной юридической культуре и в современных системах права римское право не имеет непосредственно действительного, практического значения. Однако его учебное и научное значение нельзя переоценить. Сейчас оно изучается почти во всех странах мира: представляет собой естественную методологическую базу профессионального юридического образования и необходимую основу для понимания важнейших институтов и отраслей права, самой его логики; знакомит с основами его дидактики, важнейшими терминологическими конструкциями, универсальными с точки зрения всех современных правовых систем; содействует расширению кругозора начинающего юриста и вводит творческие начала в юридическую деятельность, формирует юридический язык и в целом способствует становлению юридического мировоззрения. Такой вневременной и внеисторический характер римского права обусловили его строгая системность и тщательная разработанность его отдельных элементов.
Для правовых систем романо-германского типа (к ним относится и российская правовая система), римское право имеет особую философскую, историческую и культурную значимость. Многие черты общей правовой традиции, многие правовые институты и догматические категории современных правовых систем непосредственно восходят к принципам и структуре римского права, вырабатывались или на его основе, или с учетом критического восприятия. Отдельные правовые категории, восходящие к римскому праву, продолжают жить и в современном праве – явно или неявно, в прямо заимствованном виде или будучи преломленными через собственную национальную традицию. Все это делает актуальным изучение основных этапов развития римского права, его системы и современного значения. Об этом и пойдет речь на страницах данной работы.
1. Основные этапы развития римского права
Современному состоянию
1. VIII - III вв. до н.э. – период древнего (архаичного), или квиритского права - период начального формирования римского права. Право существовало только в рамках патриархальной римской общины, для членов общины и ради сохранения ее ценностей и привилегий, оно неразрывно с юридической практикой жрецов-понтификов, пронизано сакральным, и потому формально-консервативным началом. В этот период отмечается становление главных видов источников римского права, переход от обычного права к государственному законодательству и основанной на нем постоянной судебной практике. В V в. до н.э. была осуществлена первая кодификация – Законы ХII таблиц, которые закрепили основные институты правовой системы Рима (деление вещей, способы их передачи, деликты и т.д.). Систематизация правовых норм была примитивна, и не всегда четко выделялись правовые институты. В этот период зародились способы осуществления права. Сначала это было понтификальное производство, осуществлявшееся жрецами. В конце периода появилась должность претора и зародился легисакционный процесс. Римское право в этот период представляло привилегированное право - цивильное (или квиритское) право [1, с.26 – 35].
2. III – I вв. до н.э. – предклассический период, характеризующийся социальной унификацией римской общины, стиранием принципиальных граней между патрицианством и плебеями. В этот период складывалась деятельность всех институтов римской государственности и судебной системы: источник права наряду с общенародным государственным законодательством – судейское и магистратское правотворчество. Издавались законы, развивающие отдельные институты римского права и создающие новые. Развивались институты наследственного права, сервитуты, деликты. Легисакционный процесс преобразовался в формулярный. На требования права оказывали влияние греческая философия и греческие правовые доктрины. Зарождались традиции римской юриспруденции и связанной с ней частной практики, судебного красноречия [1, с.36 - 49].
3. I в. до н.э. – I в. н.э. – классический для всей эпохи античного римского права. В условиях длительного социального кризиса Древнего Рима (I в. до н.э. – начало I в. н.э.), распада республиканских установлений и утверждения монархии происходит формирование принципов публичного права как права, выражающего суверенитет римского народа, а затем переосмысление их с точки зрения нового монархического строя. Одновременно складывается уголовное право в современном смысле с вполне самостоятельными объектами правовой охраны и принципами применения. В условиях расширения Римской империи и конструирования под нее социальных опор формируется общий правовой статус свободного гражданина, оперирующего самым широким спектром неформально толкуемых, основанных на стремлении к правовой справедливости и равенству в рамках гражданско-правовых отношений институтов собственности, владения, видов дозволенных и охраняемых правом сделок, правовых требований и т.д. К этому времени относится расцвет римской юридической науки и судебной юриспруденции (деятельность М.Т.Цицерона), причем в науке формируются уже существенно различающиеся течения мысли, и варианты правопонимания оказывают воздействие на общий ход юридической практики. Наконец, в идейно-философском смысле наука и юридическая практика испытывают мощное воздействие философии стоицизма, и это отражается даже в обновляемом понимании принципов и институтов частного права [1, с.50 - 77].
4. Постклассический период (IV - V вв. н.э.) – время начинающейся трансформации римского права из правовой системы, приспособленной только к нуждам античного общества и специфической государственности, в систему, пригодную для других социальных и политических условий. Развитие императорского законодательства и его преимущественное значение меняет круг источников права и их сопоставимую значимость: преобладающей формой права и источником норм стал закон, что в свою очередь приводило к несомненному огосударствлению права. Судебный процесс также становится неразделим с государственным администрированием. В этих условиях реальным историческим фактором стала целостная правовая политика власти, преобразующая (ввиду собственных интересов и разумения) начала и институты права. Римское право, в главнейших своих источниках, неоднократно кодифицируется, на основе чего формируется новое отношение к норме права как безусловно обязательному правовому требованию не только по смыслу, но и по букве; в известных оговорках возрождается на новом уровне юридический формализм. Приспосабливая старые дефиниции к новым правовым условиям, юридическая наука и практика деформирует многие каноны и институты классического права; но одновременно с этим же достигается перспективное для движения мировой культуры права абстрагирование догматического содержания институтов и правоположений. Наконец, в это время начинается новое идейно-философское влияние на римское право и его каноны – влияние христианства, заставившее переосмыслить многие общие начала и постулаты прежнего права, но зато обеспечившее посредством этого его приспособление к новой исторической жизни [1, с.77 - 84].
5. Юстиниановский период (527 – 565
гг.). В правление Юстиниана
2. Системы римского права
Поскольку римский правопорядок существовал огромный промежуток времени – с VIII в. до н.э. до VI в. н.э., то естественно, что он был подвержен значительным историческим изменениям, в силу которых многократно изменялся, представая в виде различных, поначалу обособленных друг от друга юридических систем объективного права. Такое многообразие состояния правопорядка требовало систематизации и упорядочения, чем и занимались римские юристы. Их усилия завершились выработкой пяти универсальных критериев, на основе которых действующее позитивное право можно условно разделить следующим образом: частное и публичное право; общее и исключительное право; цивильное, преторское и право народов; строгое и справедливое право; писаное и неписаное.
1. Публичное и частное право. По Ульпиану, «публичное право относится к положению Римского государства, частное - к пользе отдельных лиц; существует полезное в общественном отношении и полезное в частном. Публичное право включает в себя святыни, служение жрецов, положение магистратов. Частное право делится на три части, ибо оно составляется или из естественных предписаний, или из предписаний народов, или из предписаний цивильных» [3, c.12].
Критерием разграничения публичного и частного права является интерес, который защищается этим правом. Для публичного права - это интересы Римского государства; для частного - интересы отдельных лиц.
2. По критерию широты
круга участников регулируемых
общественных отношений нормы
объективного права делились
на общее право и исключительно
3. По сочетанию таких
двух критериев как
Цивильное право – совокупность норм права, исходящих от народного собрания, позднее – сената. Это привилегированное право, которое отделяло членов римской общины от неримлян. Оно было создано для римлян и действовало только в отношении римских граждан. Источники цивильного права – обычаи и законы.
Преторское право (или право магистратов) – совокупность правил и формул, созданных претором. Преторское право представляло из себя наиболее динамично развивающуюся часть римского частного права и действовало не только в отношении римских граждан. Основной источник преторского права – эдикты преторов.
Право народов – разновидность римского гражданского права, право, единообщее для всех народов, общенародное право. Его действие распространялось на все римское население, включая перегринов. В современном понятии это международное право. Право народов регулировало имущественные отношения, возникавшие между перегринами и римскими гражданами, а также публично-правовые вопросы, вопросы торгового права (международной торговли).
4. В классический период
укоренилось деление права на
строгое право и право
5. Наконец, право делилось по форме выражения на писаное право (например, законы) и неписаное право (например, обычаи и ответы знатоков права, даже если потом они записывались). Однако такое деление права было чисто теоретическим, мало связанным с практикой. Поэтому римские юристы говорили о нем применительно к соотношению между собой обычаев и законов.
3. Роль римского права в истории права
Значение римского права определяется его огромным влиянием не только на последующее развитие права, но и на развитие культуры в целом.
Римское право характеризуется непревзойденной по точности разработкой всех существующих правовых отношений простых товаровладельцев (покупатель и продавец, кредитор и должник, договор, обязательство и т.д.). Ф.Энгельс в свое время отмечал, что «римское право является настолько классическим юридическим выражением жизненных условий и конфликтов общества, в котором господствует чистая частная собственность, что все позднейшие законодательства не могли внести в него никаких существенных улучшений» [2, с.12].
Эти особенности римского права способствовали тому, что, когда развивающаяся промышленность и торговля средневековой Европы потребовали более совершенной правовой надстройки, когда феодальные нормы обычного права перестали удовлетворять требованиям жизни, произошел интереснейший процесс – рецепция римского права. Войдя через рецепцию в практику средневековых государств, римское право пропитало собой затем и последующие кодификации гражданского права.
Соками римского права пропитана и теория гражданского права. Поэтому изучить достаточно глубоко гражданское право, не зная права римского, невозможно. Ряд терминов и понятий, укоренившихся в юридической теории и практике (например, реституция, виндикация, универсальное преемство, наследственная трансмиссия и т.д.), могут быть наилучшим образом усвоены лишь при изучении их у самого истока образования.
Далее, римское право, отличающееся четкостью определений, вообще хорошей юридической техникой, может помочь современному юристу в приобретении навыков четко отграничивать и формулировать юридические категории. Овладение же юридической техникой необходимо и для законотворческой работы, и для правильного применения закона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Условно этапы развития римского права можно разделить следующим образом: архаический (753 – 376 гг. до н.э.), предклассический (367 – 17 гг. до н.э.), классический (17 г. до н.э. – 305 г. н.э.), постклассический (IV – V вв.), юстиниановский (527 – 565 гг.). Границы между указанными периодами условны, хотя в большинстве случаев могут быть определены с точностью до года, когда произошло значительное событие, с которым связан целый комплекс перемен в правовой системе Древнего Рима.
Система римского права, не будучи разработанной и установленной единовременно, а сложившаяся в ходе длительной традиции юридической практики и разработок юриспруденции, отличается от отраслевого (или иного) подразделения правовых систем современности. Главным квалифицирующим признаком классификации институтов и в целом системы римского права явилось его деление на право публичное и право частное. Помимо этого, римскими юристами были выработаны и другие критерии, в соответствии с которыми римское право можно было условно разделить на общее и исключительное право; цивильное, преторское и право народов; строгое и справедливое право; писаное и неписаное право.
Значение и исключительность римского права состоит в том, что оно продолжило свою юридическую жизнь даже после распада и перерождения государства и народа, давшего ему первую жизнь. Это сформировало почти двухтысячелетний опыт правовой культуры, юридической науки и практики. За многие века римские юристы разработали и переосмыслили многие стороны правовой жизни общества. Римскому праву в большинстве обязана своим происхождением современная терминология философии права и юридической практики. И хотя смысл этих понятий бывает уже значительно отдален от своего первоисточника, изучение исторических сопоставлений оказывается небесполезным. И в этом отношении римское право оказывается частью познания уже вполне современной юридической практики и правовой культуры.