Источник права: понятие, виды. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 15:30, контрольная работа

Описание работы

В отличие от договоров-сделок нормативный договор не носит персонифицированного, индивидуально-разового характера, его содержание составляют правила поведения общего характера – нормы. Наиболее распространенным примером такого рода актов является коллективный договор между администрацией предприятия и профсоюзной организацией, представляющей трудовой коллектив. Он выполняет весьма значительную роль при регулировании трудовых отношений. К числу нормативных относится и Федеративный договор, заключенный между федеральной властью и субъектами РФ.

Содержание работы

1.
Источник права: понятие, виды. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

3
2.
Государственный орган: понятие, виды. Принцип разделения властей и его реализация в РФ

12
3.
Задача
23

Список использованной литературы
24

Файлы: 1 файл

3 вариант.doc

— 120.50 Кб (Скачать файл)

Действие нормативных актов  в пространстве суть территориальные  ограничения их действия, когда нормативный  акт применяется на той территории, на которую распространяется суверенитет  государства или компетенция  соответствующих органов. Поэтому акты федеральных органов распространяются на всю территорию Российской Федерации, акты субъектов Федерации – на территории этих государственных образований, акты муниципальных органов – на территории соответствующих административных единиц. К территории, ограниченной границами государства, относятся: суша, в том числе недра и континентальный шельф, территориальные воды (12 морских миль), воздушное пространство. К государственной территории приравниваются морские, речные и воздушные суда, находящиеся под флагом государства. По правилам международного права военные суда приравниваются к территории государства без исключений, а гражданские морские и воздушные суда – в водах и воздушном пространстве своего государства, открытом море и воздушном пространстве. 
      Существует общее правило, в соответствии с которым действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа (как на граждан  данного государства, так и на иностранцев и лиц без гражданства). Однако из этого правила есть исключения:

во-первых, действующее уголовное  законодательство РФ распространяется не только на лиц, находящихся на территории России, но и на ее граждан за границей;

во-вторых,  адресность нормативных актов производна от их содержания и назначения. Так, некоторые акты могут иметь значение для всех индивидуальных и коллективных субъектов, находящихся на территории юрисдикции правотворческого органа  (Конституция или УК РФ). Другие нормативно-правовые акты могут иметь ограниченную значимость и адресоваться лишь конкретной категории лиц (студентам, пенсионерам, военнослужащим, и т.д.);

в-третьих, свои особенности имеет  действие нормативных актов РФ в  отношении иностранцев и лиц  без гражданства:

-им не предоставляются некоторые права и не возлагаются определенные обязанности (право избирать и быть избранными в государственные органы, обязанность служить в Вооруженных Силах России и т.д.);

-представители иностранных государств (главы государств и правительств, дипломатический персонал посольств, другие иностранные граждане) наделяются правом дипломатического иммунитета (экстерриториальности). Вопрос об их уголовной и административной ответственности за правонарушения, совершенные на территории РФ, решается дипломатическим путем. Особую категорию адресатов нормативных актов составляют лица с двойным гражданством, а так же беженцы и перемещенные лица. Лица с двойным гражданством (бипатриды) становятся адресатами законодательства двух и более государств. Беженцы, покинув свою страну в силу каких-то  чрезвычайных обстоятельств, так же становятся субъектами правоотношений нескольких государств. В отличие от них вынужденные переселенцы покидают (по разным причинам) не суверенное государство, а какой-либо регион данной страны. 

 

 

 

 

 

    1. Государственный орган: понятие, виды. Принцип разделения властей и его реализация в РФ

 

Российская Федерация  является государством с республиканской  формой правления. Это означает, что  в России все высшие органы государственной  власти избираются населением либо формируются избранными народом представительными органами.

Под государственными органами понимаются физические лица или организации, наделенные государственно-властными  полномочиями и участвующие в  управлении делами государства. Государственные  органы образуются и действуют на основе нормативно-правовых актов, закрепляющих компетенцию данных органов. Под компетенцией государственного органа понимается объем и перечень государственно-властных полномочий и юридических обязанностей, закрепленных за этим органом, а также перечень вопросов, по которым данный орган имеет право самостоятельно принимать властные решения. Совокупность органов государства составляет систему органов государственной власти в Российской Федерации.

Государственные органы подразделяются:

а) по порядку формирования на первичные, т.е. избираемыми непосредственно населением, и производные, которые формируются первичными;

б) по срокам полномочий – на временные  и постоянные. Временные органы создаются  для достижения краткосрочных целей, тогда как постоянные функционируют без ограничения срока;

в) по месту в иерархии – на федеральные  органы, органы субъектов федерации  и местные органы;

г) по правовым формам деятельности –  на правотворческие (парламенты), правоприменительные (правительства) и правоохранительные (суды, органы внутренних дел);

д) по характеру принятия решений  – на коллегиальные и единоначальные;

е) в соответствии с принципом  разделения властей различают законодательные, исполнительные и судебные органы.

Принцип разделения властей  в наиболее полном виде был сформулирован  французским философом Ш.-Л. Монтескье. Он предложил разделить власть на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Необходимость такого разделения он обосновывал тем, что  в государстве необходимо осуществлять три различных вида деятельности: принимать законы, исполнять их и осуществлять правосудие, т.е. наказывать нарушителей этих законов, а также разрешать конфликты, связанных с применением законов. Разделение властей означает, что законодательная деятельность, принятие законов осуществляется высшим представительным органом государства (парламентом); исполнение законов, исполнительно-распорядительная деятельность возлагается на правительство и другие органы исполнительной власти; судебная власть осуществляется независимыми судами.

Конституция Российской Федерации фиксирует принцип  разделения властей как одну из основ конституционного строя. Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Система органов исполнительной власти осуществляет исполнительно-распорядительную деятельность.

Исполнительная деятельность органов государственного управления проявляется в том, что они выступают как непосредственные исполнители требований, содержащихся в актах органов государственной власти и вышестоящих органов государственного управления.

Распорядительная деятельность этих органов выражается в том, что они принимают меры и обеспечивают путем издания своих собственных актов (распоряжений) выполнение подчиненными им органами и организациями данных требований. Всю свою деятельность органы государственного управления должны осуществлять на основе законов и во исполнение законов.

В пределах своей компетенции  органы государственного управления наделяются необходимой для их нормального  функционирования оперативной самостоятельностью. На них возлагаются весьма ответственные задачи по правовому регулированию и руководству различными сферами жизнедеятельности общества и государства.

В подавляющем большинстве  стран глава государства выступает  носителем высшей исполнительной власти.

Президент Российской Федерации, будучи главой государства, является верховным представителем Российской Федерации и внутри страны, и в международной жизни. На него возложены выполнения задач, связанных с гарантией осуществления Конституции, прав и свобод, охраной суверенитета, независимости и целостности государства. В этих условиях он наделен необходимыми полномочиями и прерогативами.

В соответствии со своими конституционными полномочиями президент  назначает с согласия Государственной  Думы Председателя Правительства России; принимает решение об отставке правительства; имеет право председательствовать на заседаниях правительства; по предложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и министров; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность председателя Центрального банка РФ, а также ставит вопрос о его освобождении.

Согласно Конституции  президент выполняет также ряд  других полномочий и функций. По своей  природе и характеру они являются в основном исполнительно-распорядительными полномочиями и функциями. Являясь главой государства, президент одновременно фактически выполняет функции и главы правительства. Сочетание полномочий главы государства с фактическими полномочиями главы правительства позволяет Президенту России сосредоточить в своих руках огромную власть.

Но государственную  работу вершит не один Президент. Ее осуществляют все ветви власти, каждая из которых  действует в пределах своего ведения  и свойственными ей методами. Президент  должен обеспечить координацию и согласованность деятельности всех органов власти. Президент действует не как указующая инстанция, а совместно с другими ветвями власти, принимая в той или иной степени участие в каждой из них.

Ведущую роль в системе  органов государственного управления выполняют правительства. Они являются высшими исполнительными и распорядительными органами государств и возглавляют всю систему органов государственного управления. В соответствии с конституционными и иными актами на правительство возлагаются задачи по общему руководству экономикой и социально-культурным хозяйством страны, разработке и осуществлению государственных бюджетов, по защите интересов государства, охране собственности и общественного порядка, по обеспечению и защите прав и свобод граждан, обеспечению государственной безопасности, осуществлению общего руководства строительством вооруженных сил и другие.

Единую систему исполнительной власти в Российской Федерации, в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, образуют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В настоящее время  в структуру федеральных органов  исполнительной власти РФ входят:

- Правительство Российской  Федерации;

- федеральные министерства;

- государственные комитеты  Российской Федерации;

- федеральные комиссии  России;

- федеральные службы;

- российские агентства;

- федеральные надзоры  России;

- иные федеральные органы исполнительной власти.

Система исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации.

В субъекте Российской Федерации  устанавливается система органов исполнительной власти во главе с высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, возглавляемым руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Основным значением  органов законодательной власти (представительных органов) является законодательная  деятельность. В демократических  государствах эти органы занимают центральное  место в структуре госаппарата. Представительные органы государственной  власти подразделяются на высшие и местные.

К высшим органам государственной  власти относятся парламенты. Одной  из их важнейших функций является принятие законов.

Парламент Российской Федерации – Федеральное собрание – состоит из двух палат. Это Государственная Дума, депутаты которой избираются населением страны путем всеобщих, равных и прямых выборов (450 депутатов), и Совет Федерации, который выбирается путем косвенных выборов и включает представителей субъектов Федерации (по два от каждого субъекта).

Поскольку органом общенародного представительства является Государственная Дума, то именно на эту палату возложен контроль за деятельностью Правительства и ей принадлежит право выражения вотума недоверия.

В ст. 102 и 103 Конституции РФ перечислены основные направления деятельности Федерального Собрания. В этих статьях проявляется принцип сдержек и противовесов Президенту и Правительству. Так, например, без согласия Федерального Собрания не могут быть назначены на свои должности судьи высшего звена, Председатель Правительства и т.д.

Федеральное Собрание рассматривает  все вопросы, связанные с основной экономической деятельностью правительства: федеральный бюджет; федеральный сбор налогов и др.

Все эти полномочия Федерального Собрания направлены на недопущение  чрезмерного усиления исполнительной власти и власти Президента.

Система законодательных (представительных) государственной  власти субъектов Российской Федерации  устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

В преамбуле этого Федерального закона говорится, что образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Названный Федеральный  закон устанавливает в статье 5 основные полномочия законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ:

а) принимает Конституцию  субъекта Российской Федерации и  поправки к ней, если иное не установлено  конституцией субъекта Российской Федерации, принимает устав субъекта Российской Федерации и поправки к нему;

б) осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения субъекта Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в пределах полномочий субъекта Российской Федерации;

Информация о работе Источник права: понятие, виды. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц