Источники гражданского права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2012 в 10:36, курсовая работа

Описание работы

В Гражданском кодексе РФ предусматривается издание новых законов, дополняющих по необходимости его положения. Отдельные из таких законов, введены в действие («о некоммерческих организациях», «об акционерных обществах»), некоторые дорабатываются и будут приняты через некоторый период времени. В виду возникающих вопросов относительно применения Гражданского кодекса РФ, подлежат опубликованию решения и постановления Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дающих разъяснения отдельным положениям ГК РФ.

Содержание работы

Введение
Основная часть
1 Сущность источника права
2 Характеристика источников гражданского права
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

гражд право.doc

— 488.00 Кб (Скачать файл)

Результат понимания объективных  потребностей развития общества, с помощью ряда правотворческих процедур, получает объективное выражение в юридических актах, являющимся юридическим источником права. В этом случае источник права и форма права равнозначны по своему содержанию.

Эти три вида источников права лишь в самой общей форме раскрывают систему правообразующих факторов и механизм их влияния на формирование права. В реальности же эта система намного более разнообразна, она соединяет политические, экономические, социальные, религиозные, национальные, внешнеполитические, и многие другие обстоятельства. Некоторые из них содержатся за пределами правовой системы, другие (гарантируя структурную упорядоченность и внутреннюю согласованность) – внутри ее. Они бывают как объективными, т.е. не зависящими от воли и желания конкретных индивидов, так и субъективными, проявляющимися, к примеру, в действиях политических партий, давлении определенных слоев общества, лоббизме, законодательной инициативе, участии экспертов и т.п.

Это только малая часть видов  источников права, при желании Вы сможете найти еще множество классификаций и самостоятельно их изучить, но это тот необходимый минимум информации, который надо знать.

Источники гражданского права  Российской Федерации включают в себя:

нормативные правовые акты, международные договоры, обычаи делового оборота.

Таким образом, были рассмотрены основные виды источников гражданского права. Теперь необходимо рассмотреть их более  детально.

2 Характеристика источников гражданского права

В соответствии с п. «о» ст.71 Конституции  РФ гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации. Это означает, что субъекты Федерации не вправе принимать законодательные акты, содержащие нормы гражданского права.

Иерархия  нормативных правовых актов определена в ст. 3 Гражданского кодекса РФ и включает в себя гражданское законодательство и иные акты, содержащие нормы гражданского права.

Гражданское законодательство состоит из Гражданского кодекса РФ и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов, в том числе федеральных конституционных законов.

Гражданский кодекс РФ является кодифицированным федеральным законом наряду с другими федеральными законами, но при этом имеет определенный приоритет над другими законами. Согласно абз. 2 п. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Гражданскому кодексу РФ.

Гражданский кодекс РФ состоит из трех частей. Первая часть вступила в силу 1 января 1995 г., вторая – 1 марта 1996 г., третья – 1 марта 2002 г.

Иные  акты, содержащие нормы гражданского права, включают в себя:

1)иные  правовые акты, а именно указы  Президента РФ и постановления  Правительства РФ. Указы Президента  РФ не должны противоречить  Гражданскому кодексу РФ и  иным законам; Постановления Правительства  РФ принимаются на основании и во исполнение Гражданского кодекса РФ и иных законов, указов Президента РФ;

2) акты министерств и иных федеральные  органы исполнительной власти, которые  могут издаваться в случаях  и в пределах, предусмотренных  Гражданским кодексом РФ, другими законами и иными правовыми актами.

Вступление  в силу гражданского законодательства и иных актов, содержащих норм гражданского права

Федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации  по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами не установлен другой порядок вступления их в силу. Так, в законах о введении в действие отдельных частей Гражданского кодекса РФ определен иной порядок вступления в силу. Например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ «О введении в действие части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации» часть третья Гражданского кодекса Российской Федерации введена в действие с 1 марта 2002 года.

Акты Президента Российской Федерации, имеющие нормативный характер, а также акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

В актах Президента Российской Федерации и актах Правительства Российской Федерации может быть установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, затрагивающие  права свободы и обязанности  человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, или имеющие межведомственный характер, подлежат государственной регистрации в Министерстве юстиции Российской Федерации и обязательному официальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти, кроме  актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную  тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

«Собрание законодательства Российской Федерации» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются:

- федеральные конституционные  законы,

- федеральные законы,

- акты палат Федерального Собрания,

- указы и распоряжения Президента  Российской Федерации, 

- постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации,

- решения Конституционного Суда  Российской Федерации о толковании  Конституции Российской Федерации  и о соответствии Конституции  Российской Федерации законов,  нормативных актов Президента  Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации или отдельных положений перечисленных актов.

Нормативные правовые акты федеральных  органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской  газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.

Итак, все нормативные акты в  зависимости от их юридической силы делятся на законы (законодательные  акты) и подзаконные нормативные акты. Законы как нормативные акты высших органов государственной власти обладают большей юридической силой по отношению к подзаконным нормативным актам. Ст. 76 Конституции РФ разграничивает федеральные конституционные законы и федеральные законы. Федеральные конституционные законы обладают большей юридической силой, по сравнению с федеральными законами.

Общепризнанные принципы и нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации являются в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции  Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации (п. 1 ст. 7 Конституции РФ). В соответствии со ст.2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации» и признаются, независимо от того, содержатся ли такие соглашения в одном или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования.

В качестве примеров международных  договоров, в которых участвует  Российская Федерация, можно отметить:

- Венскую конвенцию ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 г. (РФ присоединилась в 1990 г.)

- Бернскую конвенцию о литературной  и художественной собственности  1886 г. (РФ присоединилась в 1995 г.),

- Римскую конвенцию об охране  интересов артистов - исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций 1961 г. (РФ присоединилась в 2002 г.) и др.

Международные договоры Российской Федерации  применяются к гражданским правоотношениям  непосредственно, кроме случаев, когда  из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта.

Так, например, в соответствии с  п. 1 ст. 11 Парижской конвенции по охране промышленной собственности 1883 г. страны Союза предоставляют в  соответствии со своим внутренним законодательством временную охрану патентоспособных изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, а также товарных знаков для продуктов, экспонируемых на официальных или официально признанных международных выставках, организованных на территории одной из этих стран.

Если международным договором  Российской Федерации установлены  иные правила, чем те, которые предусмотрены  гражданским законодательством, применяются  правила международного договора.

Вступившие в силу для РФ международные  договоры (кроме договоров, заключенных между ведомствами) подлежат официальному опубликованию в ежемесячнике «Бюллетень международных договоров», а в случаях необходимости также в «Российской газете».

Гражданский Кодекс в п. 2 ст. 7 предотвращает  возможные коллизии международного и национального законодательства. Вопрос решается в пользу первого: «если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены гражданским законодательством, применяются правила международного договора». В настоящее время соответствующая норма о приоритете международного договора по отношению не только к гражданским правоотношениям, но и к любой иной отрасли права включена в Конституцию РФ (п. 4 ст. 15).

В качестве примера «общепризнанных  принципов и норм международного права» можно указать, в частности, на не дискриминацию, которая, в свою очередь, опирается непосредственно на начала равенства государств. Сущность данного принципа состоит в том, что "не должна допускаться дискриминация как в области торгово-экономических отношений между различными странами, так и в отношении правового положения иностранных юридических лиц и граждан". Статья 7 ГК РФ закрепляет и принцип непосредственного применения международных договоров Российской Федерации к гражданским правоотношениям, если только из самого характера международного договора не вытекает, что для его применения необходимо издание внутригосударственного акта. Примером последнего может служить Парижская конвенция по охране промышленной собственности. Конвенция в ряде случаев содержит прямые отсылки к национальному законодательству, которое должно решить соответствующий вопрос. Так, в п. 1 ст. 6 Конвенции предусмотрено: «Условия подачи заявки и регистрации товарных знаков определяются в каждой стране Союза ее национальным законодательством». Установлено, что «всякое лицо, желающее воспользоваться преимуществом приоритета на основании предшествующей заявки, обязано подать заявление с указанием даты подачи заявки и страны, где она произведена. Каждая страна устанавливает, с какого момента должно быть подано такое заявление». И там же: «Каждая страна, являющаяся участницей Конвенции, обязуется принять в соответствии со своей Конституцией необходимые меры для обеспечения применения Конвенции». В отличие от указанной Конвенции Венская конвенция о договорах международной купли-продажи товаров издания акта ее имплементации не требует.

Обычай делового оборота - это сложившееся  и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Признаки обычая делового оборота:

1.это сложившееся правило поведения, 

2.он широко применяется исключительно в какой-либо области предпринимательской деятельности,

3.не предусмотрено законодательством, 

4.он может быть выражено в письменной форме (в виде документа) или нет.

Обычаи признается источником права  в том случае, если он санкционирован государством, например, в форме  указания на него в законе (например, ст. 309, 311, 314 и др.).

Национальные торгово-промышленные палаты изучают существующие обычаи и публикуют их для сведения заинтересованных лиц. Согласно ст.15 Закона РФ от 7 июля 1993 г.5 «О торгово-промышленных     палатах     в     Российской     Федерации»     торгово-промышленная палата свидетельствует торговые и портовые обычаи, принятые в Российской Федерации, и, следовательно, может давать заключения по этому вопросу. Письменным подтверждением обычая могут быть условия публикуемых примерных договоров, что допускается п.2 ст.427 Гражданского кодекса РФ.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

В качестве распространенных в международной практике обычаев можно отметить обычаи, систематизированные Международной торговой палатой, Международные правила толкования торговых терминов «Инкотермс» 2000 г., Унифицированные правила по инкассо в редакции 1995 г., Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов в редакции 1993 г. и др.

Итак, обычаем делового оборота  признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области  предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное  законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота в настоящее время получили значительно более широкое распространение по сравнению с другими деловыми обыкновениями.

Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующего отношения положениям законодательства или договору, не применяются.

Для определения обычая делового оборота  необходимо наличие названных в  ст. 5 ГК РФ признаков:

а) сложившегося, т.е. устойчивого и  достаточно определенного в своем  содержании;

б) широко применяемого;

в) не предусмотренного законодательством  правила поведения;

г) в какой-либо области предпринимательства.

Информация о работе Источники гражданского права