Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 18:16, курсовая работа
Целью курсовой работы являются - определение, понятие, становление и влияние источников гражданского права на само право в целом. Предмет исследования - источники гражданского права. Объект исследования - законы (законодательные акты), подзаконные нормативные акты, нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, комплексные нормативные акты, Нормы международного права.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды источников гражданского права;
- рассмотреть понятия «международные договоры» и «общественные принципы и нормы международного права» как источники гражданского права;
- проанализировать понятие и система гражданского законодательства РФ;
- рассмотреть обычаи делового оборота как источники гражданского права;
- изучить действие гражданского законодательства во времени, в пространстве, по кругу лиц;
- рассмотреть применение гражданского законодательства и толкование гражданско-правовых норм.
В своих трех разделах она
охватывает общие положения (Общую
часть) гражданского права, правила
о вещных правах и Общую часть
обязательственного права. Вторая часть
Кодекса принята
Она включает один, самый большой по объему раздел, посвященный отдельным видам обязательств (договорных и вне договорных). Третья, завершающая часть Кодекса, принятая законодателем 1 ноября 2001 г. и введенная в действие с 1 марта 2002 года, содержит три раздела, посвященные соответственно наследственному праву, исключительным правам и международному частному праву.
Основную же роль в реформировании
имущественных отношений в
Наряду с кодифицированными
нормативными актами - источниками
гражданского законодательства (права)
являются специальные законы, регулирующие
отдельные виды общественных отношений,
входящие в предмет гражданского
права: например Закон РФ « О страховании»,
регулирующий отношения в области
страхования между страховыми организациями
и гражданами, предприятиями, учреждениями,
организациями, а также отношения
страховых организаций между
собой; Патентный Закон РФ, регулирующий
имущественные и тесно
Эти и другие специальные законы, хотя и не носят такого всеобъемлющего характера как ГК РФ, однако имеют важное значение , поскольку в них отражены и юридически закреплены происходящие в нашей стране экономические преобразования.
2.2 Подзаконные нормативные акты
Среди нормативных актов ведущею роль (после законов), источников гражданского законодательства играют правовые акты, издаваемые президентом и Правительством РФ. Входящие в эту группу нормативные акты имеют подзаконный характер. Тем не менее, при наличии прямого указания в ГК (или в ином федеральном законе) соответствующее отношение может быть урегулировано ими иначе, чем это предусмотрено в правилах Кодекса или другого закона.
Наибольшей юридической
силой среди подзаконных
В соответствии с постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 г. «О правовом обеспечении экономической реформы» проекты президентских указов, издаваемые «в целях оперативного регулирования хода экономической реформы и находящиеся в противоречии с действующими законами», представлялись на утверждение в парламент и в случае их неотклонения в семидневный срок вступали в силу, т. е. тем самым приобретали силу большую, чем закон.
Этот порядок действовал в 1991— 1992 гг. и в настоящее время уже не используется. В случае противоречия президентского указа закону теперь применяется закон как акт высшей юридической силы (п. 5 ст. 3 ГК). Многие указы Президента РФ по вопросам экономического развития содержат гражданско-правовые нормы. Те из них, которые были изданы до принятия ГК или предусмотренных им законов и содержат противоречащие им правила, теперь могут применяться лишь в части, соответствующей предписаниям Кодекса. Президентские указы, изданные по вопросам, которые согласно ГК могут теперь регулироваться только законами, сохраняют действие до принятия соответствующих законов.
Правительственные постановления,
содержащие нормы гражданского права,
должны не только соответствовать ГК,
другим федеральным законам и
президентским указам, но и могут
теперь приниматься лишь «на основании
и во исполнение» перечисленных
актов более высокой силы (п. 4
ст. 3 ГК). При несоблюдении этого
ограничения они не подлежат применению
(п. 5 ст. 3 ГК). Речь при этом идет лишь
о тех правительственных
Здесь также сохраняется
действие некоторых постановлений
Правительства СССР, принятых по вопросам,
пока прямо не урегулированным российскими
законами или иными правовыми
актами. Примером такого акта может
служить Устав внутреннего
2.3 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти
Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере гражданского права формально обладают наименьшей юридической силой. Более того, само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня — законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Это связано с постоянными, не прекращающимися попытками многих министерств и ведомств исказить в принимаемых ими правилах содержание закона в угоду ведомственным интересам.
Поэтому все ведомственные нормативные акты, касающиеся прав, свобод и обязанностей граждан, а также все аналогичные акты межведомственного характера подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (в ходе которой осуществляется контроль за законностью их содержания). Не подлежат государственной регистрации лишь нормативные акты Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг (аналогичная возможность была ей предоставлена и ранее в качестве Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку). В результате подавляющее большинство актов данного ведомства имеет прямые противоречия с Гражданским кодексом или другими законами.
Законом предусмотрена также
обязанность возмещения убытков, причиненных
гражданам или юридическим
Их действие ограничено теми
же пределами и условиями, что
и действие иных общесоюзных актов:
отсутствие регламентации в российских
нормативных актах и
До введения в действие
Конституции РФ к числу источников
гражданского права относились и
нормативные акты, издаваемые местными
органами власти и управления. Статья
71 Конституции Российской Федерации
установила, что гражданское
В соответствии с этим, органы
власти и управления субъектов Российской
Федерации и муниципальные
Однако нормы гражданского права, содержащиеся в актах субъектов российской Федерации, изданных до введения в действие Конституции РФ, могут применяться судами при разрешении споров, если они не противоречат Конституции РФ и ГК.
2.4 Комплексные нормативные акты
Нормы гражданского права содержатся также в комплексных нормативных актах. Под комплексными понимаются такие нормативные акты, в которые входят нормы различной отраслевой принадлежности. При этом комплексный характер нормативный акт приобретает только в том случае, когда он содержит сопоставимое по объему количество норм различных отраслей права.
Если же в нормативном акте имеется лишь незначительное «вкрапление» норм иных отраслей права, то такие нормативные акты не становятся комплексными, оставаясь нормативными актами той отрасли права, нормы которой составляют его основное содержание. Так, ГК РФ является гражданско-правовым нормативным актом, хотя в нем имеются и нормы публичного права.
Абсолютно «чистые» отраслевые нормативные акты, не содержащие норм другой отраслевой принадлежности, встречаются крайне редко. Обусловлено это тем, что законодатель обычно стремиться обеспечить наиболее полное урегулирование всех отношений, возникающих в соответствующей сфере деятельности человека, и мало озабочен отраслевой принадлежностью принимаемых им нормативных актов.
К числу комплексных нормативных актов, содержащих нормы гражданского права, относится, например, Инструкция Центрального Банка России от 2 июля 1997 года № 63 «О порядке осуществления операций доверительного управления и бухгалтерском учете этих операций кредитными организациями Российской Федерации», утвержденная приказом Банка России от 2 июля 1997 года № 02-287 ( с изменениями на 25 мая 1998 года).
Принятие комплексных нормативных актов оправданно в тех случаях, когда требуется согласование норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих разнообразные, но тесно связанные общественные отношения, возникающие в одной и той же сфере деятельности человека.
Принятие комплексных нормативных актов оправданно в тех случаях, когда требуется согласовать содержание норм различной отраслевой принадлежности, регулирующих разнообразные, но тесно связанные общественные отношения, возникающие в одной и той же сфере деятельности человека.
Поскольку любая сфера
деятельности человека требует определенной
организации, то там неизбежно складывается
организационное отношение, регулируемое
нормами административного
Так, Жилищный Кодекс РФ относится
к числу комплексных
Глава 3. Международные нормативно правовые акты.
3.1 Нормы международного права, международные договоры
Россия является активным участником международных экономических и культурных связей и сотрудничества. Это означает, что все более расширяются отношения с участием иностранных предпринимателей. В силу отмеченного обстоятельства российское гражданское законодательство, как и законодательство других стран, вынуждено включать немало норм, относящихся к такого рода отношениям.
Указанные нормы определяют гражданско-правовой статус иностранных физических и юридических лиц, права иностранцев на оказавшееся на территории РФ имущество, порядок совершения и содержания внешнеэкономических сделок (контрактов), применения гражданско-правовых последствий причинения вреда иностранцам и иностранцами на территории России и др.
Складывающиеся при этом отношения регулируются как общими нормами гражданского законодательства, так и нормами специальными, рассчитанными на отношения, "осложненные участием иностранного элемента".
Вместе с тем важную роль в регулировании такого рода отношений играет международное право. Соответствующие указания на этот счет содержатся в самой Конституции РФ. В силу п. 4 ст. 15 Конституции "общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы". Приведенное положение воспроизведено и в п. 1 ст. 7 Кодекса.
Среди международных актов
особое место занимают многосторонние
договоры (конвенции), имеющие прямое
отношение к регулированию