Источники избирательного права Российской Федерации
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:29, контрольная работа
Описание работы
Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле (объективное, или позитивное, избирательное право) есть совокупность правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) – есть право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Содержание работы
Введение 1.Понятие, предмет и система избирательного права России. 2.Принципы избирательного права. 3.Источники избирательного права. 4.Избирательные системы. Заключение Список литературы
Конституционное
право Российской Федерации часть 2
Контрольная работа
по теме: Источники избирательного
права Российской Федерации.
Факультет: Юридический
Кафедра: Государственное Муниципальное
управление
Москва 2015
Содержание:
Введение
1.Понятие, предмет и система
избирательного права России.
2.Принципы избирательного права.
3.Источники избирательного
права.
4.Избирательные системы.
Заключение
Список литературы
Введение
Постоянно возрастающее
в течение последнего десятилетия значение
избирательного права свидетельствует
об идущих в нашей стране процессах демократизации
политической жизни общества. Полноценное,
эффективно действующее избирательное
право – неотъемлемый признак демократического
правового государства. Увеличение объема
законодательного материала по избирательному
праву, его систематизация и совершенствование
позволяют смело говорить о возникновении
крупной отрасли российского законодательства
– законодательства о выборах.
Термин «избирательное
право» употребляется в двух значениях.
Избирательное право в объективном смысле
(объективное, или позитивное, избирательное
право) есть совокупность правовых норм,
регулирующих избирательные отношения.
Избирательное право в субъективном смысле
(субъективное избирательное право) –
есть право гражданина избирать и быть
избранным в органы государственной власти
и органы местного самоуправления.
Выборы являются
механизмом реализации конституционного
права граждан избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления (ст. 32 Конституции
Российской Федерации). Любое конституционно
закрепленное право человека и гражданина
должно иметь свой механизм реализации,
иначе оно останется только декларацией.
Однако реализация
субъективного избирательного права –
не самоцель выборов. Само право избирать
и быть избранным не есть личное, неотъемлемое
право человека, принадлежащее ему в силу
того, что он человек (как, например, право
на жизнь). Субъективное избирательное
право обусловлено наличием государства,
без государства нет и не может быть избирательного
права граждан.
Именно поэтому в
понятии выборов выделяется и второй сущностный
аспект, заключающийся в том, что выборы
являются формой народовластия (высшим
непосредственным выражением власти народа
– согласно ст. 3 Конституции Российской
Федерации), механизмом формирования органов
государства, а также публичных органов
самоуправления граждан, не отнесенных
конституцией к сфере государственной
власти – органов местного самоуправления.
Два этих аспекта
являются двумя сторонами одной медали,
в отрыве друг от друга каждый из них становится
фикцией: с одной стороны, реализация избирательного
права вне процедуры формирования какого-либо
органа невозможна, с другой стороны, демократическое
государство не может обойтись без выборности
своих органов, основанной на участии
в этом процессе граждан, без закрепления
субъективного избирательного права.
Таким образом, выборы
– это форма прямого волеизъявления граждан,
осуществляемого в соответствии с Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами,
конституциями (уставами), законами субъектов
Российской Федерации, уставами муниципальных
образований в целях формирования органа
государственной власти, органа местного
самоуправления или наделения полномочиями
должностного лица.
Более конкретно предмет избирательного
права можно определить как общественные
отношения, возникающие в сфере организации
и проведения выборов в органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
составляющие в целом избирательные права
граждан.
1. Понятие, предмет
и система избирательного права
России
Избирательное право
регламентирует не все отношения, возникающие
при организации и проведении выборов,
а только те, которые нуждаются в правовом
регулировании путем закрепления прав
и обязанностей за субъектами общественных
отношений. Например, политические отношения,
возникающие между собой у кандидатов,
избирательных объединений, не регулируются
избирательным правом. Поэтому понятие
выборов как системы отношений, опосредующих
наделение народом своих представителей
правом осуществления публичной власти,
шире, чем предмет избирательного права.
Выборы включают в себя различные политические,
этические, корпоративные отношения, регуляторами
которых выступают соответствующие социальные
нормы.
В то же время, избирательное
право регулирует не только отношения,
возникающие непосредственно при проведении
выборов. В избирательно-правовую сферу
вовлекаются отношения, возникающие в
межвыборный период. Это, например, отношения
по регистрации (учету) избирателей, формированию
постоянно действующих избирательных
комиссий.
Однако такие отношения
всегда связаны с выборами. Регистрация
избирателей осуществляется для использования
данных этой системы при составлении списков
избирателей на различных выборах, избирательные
комиссии представляют собой систему
органов, само существование которых обусловлено
потребностью в проведении выборов.
Важное значение
имеет отграничение избирательных отношений
от иных отношений, возникающих в сфере
непосредственного осуществления народом
своей власти. Такими отношениями, которые
во многом сходны с избирательными, являются
референдумные отношения и отношения
по отзыву выборных лиц. Референдумом
называется голосование по наиболее значимым
вопросам общегосударственного, регионального
или местного масштаба. Отзыв — это процедура
досрочного прекращения полномочий выборного
лица, выступающая в качестве формы ответственности
за ненадлежащее осуществление выборным
лицом своих полномочий.
Все эти процедуры
являются формами непосредственной демократии.
Общим признаком данных институтов является
также их процессуальное осуществление:
выражение народной воли на выборах, референдуме,
при отзыве происходит путем голосования;
организацией избирательного и референдумного
процесса, процесса по отзыву занимаются
избирательные комиссии, осуществляется
агитация. Основанием разграничения избирательных,
референдумных и отзывных отношений является
то обстоятельство, что выборы, референдум
и отзыв являются разными по целевому
назначению формами непосредственной
демократии: выборы имеют своей целью
реализацию избирательного права граждан,
формирование, воспроизводство органов
публичной власти, референдум – принятие
решений по важнейшим вопросам общегосударственного,
регионального и местного масштаба, не
связанным с избранием лиц, а отзыв – досрочное
прекращение полномочий выборных лиц.
Проведение выборов является обязательным
в силу ограниченного срока полномочий
избираемых органов, проведение же референдума
и отзыва целиком зависит от инициативы
определенных законом субъектов.
Избирательные отношения
следует также отграничивать от отношений,
имеющих иную отраслевую природу, но возникающих
в связи с проведением выборов. К таким
отношениям относятся отношения, регулируемые
трудовым правом (например, отношения,
связанные с правом зарегистрированного
кандидата на освобождение от работы для
участия в выборах), финансовым правом
(например, отношения, связанные с распределением
государственных средств, выделенных
на подготовку и проведение выборов), уголовным
и административным правом (в рамках данных
отношений реализуется уголовная и административная
ответственность).
Такие отношения
не являются предметом избирательно-правового
регулирования, так как они не направлены
непосредственно на реализацию избирательных
прав граждан, на формирование выборных
органов, а играют в сфере выборов сугубо
обеспечительные или охранительные функции.
Таким образом, избирательное право – это
система правовых норм, регулирующих общественные
отношения в сфере организации и проведения
выборов в органы государственной власти
и органы местного самоуправления.
Важнейшим свойством
и своеобразием избирательного права
является его материально-процессуальная
природа. Избирательное право состоит
из двух крупных регулятивных блоков:
материально-правовое регулирование субъективного
избирательного права граждан, принципов
(основных начал) избирательного права,
а также процессуально-правовое регулирование
реализации избирательного права и порядка
формирования этих органов.
Основное содержание
избирательного права составляют процессуальные
нормы, назначение которых состоит в регламентации
процедуры реализации материально-правовых
норм, закрепляющих субъективное избирательное
право. Наличие процессуальных норм в
избирательном праве, их многообразие
и детализированность обусловлены спецификой
предмета избирательного права, спецификой
субъективного избирательного права,
которое может быть реализовано только
в рамках сложной правовой процедуры.
Избирательно-правовое
отношение – это возникающая на основе
норм избирательного права юридическая
связь между субъектами, выражающаяся
в форме их субъективных прав и обязанностей.
В избирательно-правовых
отношениях реализуются нормы избирательного
права. Правоотношения выступают средством
закрепления за конкретными субъектами
предусмотренных правовыми нормами прав
и обязанностей.
Основным правовым
отношением в сфере избирательного права
выступает общее правоотношение, возникающее
на основе конституционной нормы, предоставляющей
гражданам право избирать и быть избранными
в органы государственной власти и органы
местного самоуправления. На базе данного
правоотношения строится весь комплекс
избирательно-правовых отношений, в которых
субъекты обладают конкретными правами
и обязанностями.
Элементами избирательно-правового
отношения являются субъекты, объект и
содержание правоотношения.
Субъекты избирательно-правовых
отношений – участники общественных отношений,
регулируемых избирательным правом, которые
по своим особенностям фактически могут
быть носителями юридических прав и обязанностей
и которые приобрели свойства субъекта
в силу норм избирательного права. Способность
выступать субъектом избирательно-правовых
отношений называется избирательной правосубъектностью.
Объектами избирательно-правовых
отношений могут выступать как материальные
объекты, например, средства избирательного
фонда, так и нематериальные – действия
субъектов избирательного процесса. Например,
в правоотношении по регистрации кандидата
объектом выступает принятие избирательной
комиссией решения о регистрации кандидата.
Содержание избирательно-правовых
отношений распадается на юридическое
и фактическое (материальное). Юридическое
содержание правоотношения представляет
собой субъективные юридические права
и обязанности его участников, определенные
нормой избирательного права. Фактическое
содержание – это фактическое поведение
субъектов избирательно-правового отношения
в пределах предоставленных субъективных
юридических прав и обязанностей.
Под структурой правовой
нормы принято понимать ее внутреннее
строение, характеризуемое единством
и взаимосвязью составляющих ее элементов.
В структуре правовой
нормы выделяют: гипотезу, диспозицию
и санкцию. Гипотеза – часть нормы, которая
указывает на те условия, т.е. фактические
обстоятельства, при наступлении или не
наступлении которых норма вступает в
действие. Диспозиция – часть нормы, которая
указывает на содержание самого правила
поведения, т.е. юридические права и обязанности,
возникающие у субъектов. Санкция – часть
нормы, которая указывает на меры, применяемые
при ее несоблюдении.
Среди норм избирательного
права немало норм, состоящих из одной
диспозиции – дефинитивных и декларативных
норм. Дефинитивные нормы – предписания,
направленные на закрепление в обобщенном
виде признаков данной правовой категории.
Примером дефинитивных
избирательно-правовых норм могут служить
нормы, содержащиеся в ст. 2 Федерального
закона РФ «Об основных гарантиях…», определяющие
основные термины избирательного права:
например, предвыборная агитация, избиратель,
кандидат, избирательное объединение,
наблюдатель и т.д.
Декларативные (нормы-принципы)
– предписания, в которых сформулированы
правовые принципы, а также задачи данной
совокупности правовых норм. В качестве
примера декларативных норм можно привести
норму, содержащуюся в ст. 5 Федерального
закона РФ «Об основных гарантиях…», согласно
которой граждане Российской Федерации
участвуют в выборах и референдумах в
Российской Федерации на равных основаниях.
Примером норм, содержащих
в своей структуре санкцию, могут служить
нормы, устанавливающие ответственность
за нарушение избирательного законодательства.
Так, «регистрация кандидата (списка кандидатов)
может быть отменена (аннулирована) не
позднее чем в день, предшествующий дню
голосования (санкция), в случае нарушения
правил выдвижения и регистрации кандидатов...
(гипотеза)».