Источники избирательного права Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2015 в 13:29, контрольная работа

Описание работы

Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле (объективное, или позитивное, избирательное право) есть совокупность правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) – есть право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Содержание работы

Введение
1.Понятие, предмет и система избирательного права России.
2.Принципы избирательного права.
3.Источники избирательного права.
4.Избирательные системы.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Контрольная работа.docx

— 101.33 Кб (Скачать файл)


 

Конституционное право Российской Федерации часть 2

 

 

Контрольная работа по теме: Источники избирательного права Российской Федерации.

 

 

 

 

Факультет: Юридический

Кафедра: Государственное Муниципальное управление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2015

Содержание:

    Введение

1.Понятие, предмет и система избирательного права России.

2.Принципы избирательного права.

3.Источники избирательного права.

4.Избирательные системы.

    Заключение

    Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Введение

    Постоянно возрастающее в течение последнего десятилетия значение избирательного права свидетельствует об идущих в нашей стране процессах демократизации политической жизни общества. Полноценное, эффективно действующее избирательное право – неотъемлемый признак демократического правового государства. Увеличение объема законодательного материала по избирательному праву, его систематизация и совершенствование позволяют смело говорить о возникновении крупной отрасли российского законодательства – законодательства о выборах.

     Термин «избирательное право» употребляется в двух значениях. Избирательное право в объективном смысле (объективное, или позитивное, избирательное право) есть совокупность правовых норм, регулирующих избирательные отношения. Избирательное право в субъективном смысле (субъективное избирательное право) – есть право гражданина избирать и быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Выборы являются механизмом реализации конституционного права граждан избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции Российской Федерации). Любое конституционно закрепленное право человека и гражданина должно иметь свой механизм реализации, иначе оно останется только декларацией.

    Однако реализация субъективного избирательного права – не самоцель выборов. Само право избирать и быть избранным не есть личное, неотъемлемое право человека, принадлежащее ему в силу того, что он человек (как, например, право на жизнь). Субъективное избирательное право обусловлено наличием государства, без государства нет и не может быть избирательного права граждан.

    Именно поэтому в понятии выборов выделяется и второй сущностный аспект, заключающийся в том, что выборы являются формой народовластия (высшим непосредственным выражением власти народа – согласно ст. 3 Конституции Российской Федерации), механизмом формирования органов государства, а также публичных органов самоуправления граждан, не отнесенных конституцией к сфере государственной власти – органов местного самоуправления.

    Два этих аспекта являются двумя сторонами одной медали, в отрыве друг от друга каждый из них становится фикцией: с одной стороны, реализация избирательного права вне процедуры формирования какого-либо органа невозможна, с другой стороны, демократическое государство не может обойтись без выборности своих органов, основанной на участии в этом процессе граждан, без закрепления субъективного избирательного права.

    Таким образом, выборы – это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований в целях формирования органа государственной власти, органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

    Более конкретно предмет избирательного права можно определить как общественные отношения, возникающие в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления, составляющие в целом избирательные права граждан.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Понятие, предмет  и система избирательного права  России

    Избирательное право регламентирует не все отношения, возникающие при организации и проведении выборов, а только те, которые нуждаются в правовом регулировании путем закрепления прав и обязанностей за субъектами общественных отношений. Например, политические отношения, возникающие между собой у кандидатов, избирательных объединений, не регулируются избирательным правом. Поэтому понятие выборов как системы отношений, опосредующих наделение народом своих представителей правом осуществления публичной власти, шире, чем предмет избирательного права. Выборы включают в себя различные политические, этические, корпоративные отношения, регуляторами которых выступают соответствующие социальные нормы.

    В то же время, избирательное право регулирует не только отношения, возникающие непосредственно при проведении выборов. В избирательно-правовую сферу вовлекаются отношения, возникающие в межвыборный период. Это, например, отношения по регистрации (учету) избирателей, формированию постоянно действующих избирательных комиссий.

    Однако такие отношения всегда связаны с выборами. Регистрация избирателей осуществляется для использования данных этой системы при составлении списков избирателей на различных выборах, избирательные комиссии представляют собой систему органов, само существование которых обусловлено потребностью в проведении выборов.

    Важное значение имеет отграничение избирательных отношений от иных отношений, возникающих в сфере непосредственного осуществления народом своей власти. Такими отношениями, которые во многом сходны с избирательными, являются референдумные отношения и отношения по отзыву выборных лиц. Референдумом называется голосование по наиболее значимым вопросам общегосударственного, регионального или местного масштаба. Отзыв — это процедура досрочного прекращения полномочий выборного лица, выступающая в качестве формы ответственности за ненадлежащее осуществление выборным лицом своих полномочий.

    Все эти процедуры являются формами непосредственной демократии. Общим признаком данных институтов является также их процессуальное осуществление: выражение народной воли на выборах, референдуме, при отзыве происходит путем голосования; организацией избирательного и референдумного процесса, процесса по отзыву занимаются избирательные комиссии, осуществляется агитация. Основанием разграничения избирательных, референдумных и отзывных отношений является то обстоятельство, что выборы, референдум и отзыв являются разными по целевому назначению формами непосредственной демократии: выборы имеют своей целью реализацию избирательного права граждан, формирование, воспроизводство органов публичной власти, референдум – принятие решений по важнейшим вопросам общегосударственного, регионального и местного масштаба, не связанным с избранием лиц, а отзыв – досрочное прекращение полномочий выборных лиц. Проведение выборов является обязательным в силу ограниченного срока полномочий избираемых органов, проведение же референдума и отзыва целиком зависит от инициативы определенных законом субъектов.

    Избирательные отношения следует также отграничивать от отношений, имеющих иную отраслевую природу, но возникающих в связи с проведением выборов. К таким отношениям относятся отношения, регулируемые трудовым правом (например, отношения, связанные с правом зарегистрированного кандидата на освобождение от работы для участия в выборах), финансовым правом (например, отношения, связанные с распределением государственных средств, выделенных на подготовку и проведение выборов), уголовным и административным правом (в рамках данных отношений реализуется уголовная и административная ответственность).

    Такие отношения не являются предметом избирательно-правового регулирования, так как они не направлены непосредственно на реализацию избирательных прав граждан, на формирование выборных органов, а играют в сфере выборов сугубо обеспечительные или охранительные функции.     Таким образом, избирательное право – это система правовых норм, регулирующих общественные отношения в сфере организации и проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

    Важнейшим свойством и своеобразием избирательного права является его материально-процессуальная природа. Избирательное право состоит из двух крупных регулятивных блоков: материально-правовое регулирование субъективного избирательного права граждан, принципов (основных начал) избирательного права, а также процессуально-правовое регулирование реализации избирательного права и порядка формирования этих органов.

    Основное содержание избирательного права составляют процессуальные нормы, назначение которых состоит в регламентации процедуры реализации материально-правовых норм, закрепляющих субъективное избирательное право. Наличие процессуальных норм в избирательном праве, их многообразие и детализированность обусловлены спецификой предмета избирательного права, спецификой субъективного избирательного права, которое может быть реализовано только в рамках сложной правовой процедуры.

    Избирательно-правовое отношение – это возникающая на основе норм избирательного права юридическая связь между субъектами, выражающаяся в форме их субъективных прав и обязанностей.

    В избирательно-правовых отношениях реализуются нормы избирательного права. Правоотношения выступают средством закрепления за конкретными субъектами предусмотренных правовыми нормами прав и обязанностей.

    Основным правовым отношением в сфере избирательного права выступает общее правоотношение, возникающее на основе конституционной нормы, предоставляющей гражданам право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. На базе данного правоотношения строится весь комплекс избирательно-правовых отношений, в которых субъекты обладают конкретными правами и обязанностями.

    Элементами избирательно-правового отношения являются субъекты, объект и содержание правоотношения.

    Субъекты избирательно-правовых отношений – участники общественных отношений, регулируемых избирательным правом, которые по своим особенностям фактически могут быть носителями юридических прав и обязанностей и которые приобрели свойства субъекта в силу норм избирательного права. Способность выступать субъектом избирательно-правовых отношений называется избирательной правосубъектностью.

    Объектами избирательно-правовых отношений могут выступать как материальные объекты, например, средства избирательного фонда, так и нематериальные – действия субъектов избирательного процесса. Например, в правоотношении по регистрации кандидата объектом выступает принятие избирательной комиссией решения о регистрации кандидата.

    Содержание избирательно-правовых отношений распадается на юридическое и фактическое (материальное). Юридическое содержание правоотношения представляет собой субъективные юридические права и обязанности его участников, определенные нормой избирательного права. Фактическое содержание – это фактическое поведение субъектов избирательно-правового отношения в пределах предоставленных субъективных юридических прав и обязанностей.

    Под структурой правовой нормы принято понимать ее внутреннее строение, характеризуемое единством и взаимосвязью составляющих ее элементов.

    В структуре правовой нормы выделяют: гипотезу, диспозицию и санкцию. Гипотеза – часть нормы, которая указывает на те условия, т.е. фактические обстоятельства, при наступлении или не наступлении которых норма вступает в действие. Диспозиция – часть нормы, которая указывает на содержание самого правила поведения, т.е. юридические права и обязанности, возникающие у субъектов. Санкция – часть нормы, которая указывает на меры, применяемые при ее несоблюдении.

    Среди норм избирательного права немало норм, состоящих из одной диспозиции – дефинитивных и декларативных норм. Дефинитивные нормы – предписания, направленные на закрепление в обобщенном виде признаков данной правовой категории.

    Примером дефинитивных избирательно-правовых норм могут служить нормы, содержащиеся в ст. 2 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», определяющие основные термины избирательного права: например, предвыборная агитация, избиратель, кандидат, избирательное объединение, наблюдатель и т.д.

    Декларативные (нормы-принципы) – предписания, в которых сформулированы правовые принципы, а также задачи данной совокупности правовых норм. В качестве примера декларативных норм можно привести норму, содержащуюся в ст. 5 Федерального закона РФ «Об основных гарантиях…», согласно которой граждане Российской Федерации участвуют в выборах и референдумах в Российской Федерации на равных основаниях.

    Примером норм, содержащих в своей структуре санкцию, могут служить нормы, устанавливающие ответственность за нарушение избирательного законодательства. Так, «регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена (аннулирована) не позднее чем в день, предшествующий дню голосования (санкция), в случае нарушения правил выдвижения и регистрации кандидатов... (гипотеза)».

Информация о работе Источники избирательного права Российской Федерации