Источники конституционного права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 12:53, курсовая работа

Описание работы

Достаточно широко известно, что Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря и вступившая в силу 25 декабря 1993 г., представляет собой основной источник конституционного права и вообще всего права России. Однако складывающееся в нашей стране конституционное право в силу исторических причин обрело более сложную систему источников, чем та, которая питала в свое время советское государственное право. Конституционные по своему содержанию и значению нормы российского федерального права находятся сегодня в составе не только самой Конституции Российской Федерации, и в других нормативно-правовых актах.
При написании данной работы были проанализированы Конституция РФ, комментарии к Конституции РФ. Среди литературы, использованной при написании данной работы, я хотела бы отметить работу "Федеральное конституционное право России. Учебное пособие для студентов юридических вузов и факультетов" Б.А. Страшуна как, на мой взгляд, наиболее полный и последовательный анализ источников конституционного права РФ. Кроме того, при написании данной работы использовался учебник по конституционному праву РФ "Конституционное право России " под редакцией Е. И. Козлова, О.Е. Кутафина.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………….………......3
1.Классификация источников конституционного права…………..................5
2.Характеристика источников конституционного права
2.1 Конституция РФ как основной источник конституционного права .......9
2.2.Федеральные конституционные законы как источник конституционного права ………………………................................................................................12
2.3.Федеративный договор как источник конституционного права .............14
2.4. Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права..................................................................16
Заключение………………………………………………………………...........20
Список использованной литературы………………………..............................22

Файлы: 1 файл

фед.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

    По  своей форме и сущности Конституция  РФ это писаная Конституция демократического, федеративного, правового, социального, светского государства с республиканской  формой правления. В то же время это  и Конституция общества, поскольку она регулирует и такие общественные отношения, в которых государство не принимает непосредственного участия.5

    2.2 Федеральные конституционные  законы как источники  конституционного  права.

    Следующим источником конституционного права  Росссии являются федеральные конституционные законы, впервые названные в Конституции РФ 1993 года. Они регулируют важнейшие отношения в сфере организации и осуществления государственной власти и взаимоотношений государства и гражданина. Все федеральные конституционные законы перечислены в самой Конституции. На сегодняшний день у нас действуют  71 федеральных конституционных законов

    По  своей юридической силе федеральные  конституционные законы занимают промежуточное  место между Конституцией Российской Федерации и обычными федеральными законами, принимаются по более сложной процедуре, чем последние. Такое представление о соотношении юридической силы Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и обычных федеральных законов преобладает. Основанием для него могут служить положения части 1 статьи 15 ("Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации") и части 3 статьи 76 Конституции ("Федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам"). Нельзя, однако, не признать определенных оснований и для иной позиции, согласно которой федеральные конституционные законы имеют ту же силу, что и Конституция, как это, например, имеет место в Италии или Франции.

    Источниками конституционного права являются обычные  федеральные законы, если они регулируют конституционно-правовые отношения, то есть отношения по поводу установления системы органов государственной  власти и местного самоуправления, их формирования и принципов деятельности, распределения полномочий по осуществлению властных функций, а также закрепляют различные формы правовой связи человека с государством (гражданство, состояние в гражданстве другого государства, состояние без гражданства, статус беженца и вынужденного переселенца), предусматривают правовой механизм реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина, гарантируют со стороны государства обеспечение, охрану и защиту таких прав.

    2.3 Федеративный договор как источник конституционного права

    В 1992 г. были заключены три договора между Российской Федерацией и ее субъектами, которые получили обобщенное название Федеративный договор:

1) Договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти республик в составе РФ;

2) Договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  Российской Федерации и органами  государственной власти краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга Российской Федерации;

3) Договор  о разграничении предметов ведения  и полномочий между федеральными  органами государственной власти  и органами государственной власти  автономной области, автономных  округов в составе Российской Федерации.

    Практика  федеративных отношений, а во многом политическая целесообразность, предопределили появление среди источников конституционного права внутригосударственных договоров. Помимо подписанного в марте 1992 года Федеративного договора, имевшего учредительный характер и действующего до настоящего времени в части, не противоречащей Конституции РФ, были заключены многочисленные договоры (более 45) между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ о разграничении предметов ведения и полномочий.

    Эти договоры оформили превращение России в действительную федерацию. Федеративный договор был включен 21 апреля 1992 г. в качестве приложения в действовавшую тогда Конституцию Российской Федерации России, а его основные положения вошли в состав ее текста.6

    В ныне действующей Конституции Российской Федерации в части 3 статьи 11 указано, что предметы ведения и полномочия разграничиваются между органами государственной  власти Российской Федерации и ее субъектов как самой Конституцией, так и Федеративным договором и иными договорами. А в абзаце четвертом части 1 раздела второго Конституции "Заключительные и переходные положения" установлено, что в случае несоответствия положений Федеративного договора положениям Конституции действуют положения Конституции. Отсюда можно сделать вывод, что в той мере, в какой положения Федеративного договора положениям Конституции не противоречат, они имеют ту же силу, что и Конституция.

    2.4 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации как источники конституционного права.

    Возникает вопрос о том, являются ли постановления  Конституционного Суда РФ источником конституционного права. Это очень  непростой вопрос. При этом ответ  на него не должен подменяться проблемой  значимости и обязательности решений Конституционного Суда. Такие значимость и обязательность – бесспорные качества рассматриваемых актов, что не устраняет сомнений в нормативности постановлений органа конституционного контроля. Ведь романо-германская правовая система, к которой относится Россия, не допускает правотворческих функций судебных органов. Конституционный же Суд РФ и по названию, и по месту в системе государственной власти относится к судебной ветви власти. Не вдаваясь в детали этого сугубо теоретического спора, следует заметить, что хотя творить право Суд не может, он оказывает существенное влияние на это право, выводя из правовой системы нормы, которые признаны неконституционными, а также толкуя нормы, прежде всего конституционные.

      Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля, осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства, на основе Конституции РФ (ст. 125), Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. и принимаемого судом регламента.

     Конституционный Суд располагает широкими полномочиями. В целях защиты основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ Конституционный Суд РФ:

     1. Решает дела о соответствии Конституции РФ:

     а) федеральных законов, нормативных  актов Президента РФ, Совета Федерации,  Государственной Думы, Правительства  РФ;

     б) конституций республик, уставов,  а также законов и иных нормативных  актов, субъектов РФ, изданных  по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ;

     в) договоров между органами  государственной власти РФ и  органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ;

     г) не вступивших в силу международных  договоров РФ.

     2. Разрешает споры о компетенции:

     а) между федеральными органами  государственной власти;

     б) между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ;

     в) между высшими государственными  органами субъектов РФ.

     3. По жалобам на нарушения конституционных  прав и свобод граждан и  по запросам судов проверяет  конституционность закона, применяемого или подлежащего применению в конкретном деле.

     4. Дает толкование Конституции  РФ.

     5. Дает заключение о соблюдении  установленного порядка выдвижения  обвинения Президента РФ в  государственной измене или совершении  иного тяжкого преступления.

     6. Выступает с законодательной  инициативой по вопросам своего  ведения.

     7. Осуществляет иные полномочия, предоставляемые ему Конституцией  РФ, Федеративным договором и  федеральными конституционными  законами; может также пользоваться правами, предоставляемыми ему заключенными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти субъектов РФ, если эти права не противоречат его юридической природе и предназначению в качестве судебного органа конституционного контроля.

     Конституционный Суд РФ решает исключительно вопросы  конституционного права. При осуществлении  конституционного судопроизводства он воздерживается от установления и исследования фактических обстоятельств во всех случаях, когда это входит в компетенцию других судов и иных органов.

     Конституционный Суд рассматривает и разрешает  дела в пленарных заседаниях и  заседаниях палат Конституционного Суда. Он состоит из двух палат, включающих в себя соответственно 10 и 9 судей  Конституционного Суда. Персональный состав палат определяется путем жеребьевки.

В пленарных  заседаниях участвуют все судьи  Конституционного Суда, в заседаниях палат судьи, входящие в состав соответствующей  палаты.

     Конституционный Суд вправе рассмотреть в пленарном  заседании любой вопрос, входящий в его компетенцию. Исключительно в пленарных заседаниях Конституционный Суд:

     разрешает дела о соответствии  Конституции РФ конституций республик  и уставов субъектов РФ;

     дает толкование Конституции  РФ;

     -дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления;

     принимает послания Конституционного  Суда;

     решает вопрос о выступлении  с законодательной инициативой  по вопросам своего ведения.

    Конституционный Суд РФ не возглавляет систему  конституционного правосудия. Это значит, что конституционные и уставные суды, образуемые в субъектах РФ, действуют самостоятельно, на основе конституций и уставов соответствующих  субъектов.

    Постановления Конституционного Суда Российской Федерации  о толковании Конституции Российской Федерации, выносимые на основании  части 5 статьи 125 Конституции также  являются источниками конституционного права. Эти постановления также  содержат нормы конституционного характера.

    Следует оговориться, что Конституционный  Суд толкует Конституцию не только при разрешении дел, рассмотренных  по специальным запросам уполномоченных органов о даче такого толкования. Рассматривая и разрешая другие дела своей компетенции, относящиеся к проверке конституционности нормативных актов (ч. 2 и 4 ст. 125 Конституции), Конституционный Суд подчас также должен формулировать свою правовую позицию, представляющую собой толкование Конституции. Но она в этих случаях содержится только в мотивировочной части постановлений, а следовательно, вряд ли может безусловно считаться нормой.

Заключение

В заключение хочется подчеркнуть, что источниками  конституционного права являются только те документы, которые содержат нормы  государственного права.

    На  основании проделанной работы можно  сделать вывод, что источники  конституционного права имеют колоссальное значение для укрепления правового  государства. Совершенство рассмотренных  источников напрямую зависит от уровня теоретических представлений о  них и от качества всех видов юридической практики. Юридическая наука призвана своевременно готовить пригодные рекомендации по улучшению форм права, а практика должна умело реализовать предложения ученых в целях создания гибкой, динамичной и эффективно функционирующей системы источников права. От качества этой системы права зависит прочность законности в государстве.

Информация о работе Источники конституционного права