Источники права Древней Месопотамии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2015 в 21:19, контрольная работа

Описание работы

Древневавилонское государство достигло расцвета в царствование Хаммурапи (1792-50 до нашей эры). Главным памятником этого периода является кодекс Хаммурапи. Резкое деление общества на классы рабовладельцев и рабов, выделение из общей массы свободных людей крупных богачей, владевших рабами, скотом и землей, появление промежуточных слоев населения в виде неполноправных жителей завоеванных территорий (мушкену), наконец, массовое разорение общинников характеризуют более сложную, чем ранее, структуру вавилонского общества, в котором развертывалась острая классовая борьба

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….
3
Источники права Древней Месопотамии……………………………………
4
Законы Хаммурапи как источник древневавилонского права……………..
5
Обязательное право…………………………………………………………...
6
Брачно-семейное право……………………………………………………….
8
Судебное устройство………………………………………………………….
8
Наследственное право………………………………………………………...
9
Право собственности………………………………………………………….
10
Уголовное право………………………………………………………………
11
Армия…………………………………………………………………………..
11
Заключение…………………………………………………………………….
13
Список используемой литературы……………………………………….......
14

Файлы: 1 файл

ЁПТ.docx

— 43.05 Кб (Скачать файл)

Возможен развод по инициативе мужа. Жена имела право на развод лишь при наличии серьезных причин (длительной измены мужа, смена им местожительства). Дети остаются у отца. Если жена не рожает детей или рожает только девочек, то муж имеет право взять наложницу или рабыню, а жену либо оставить в доме, либо «отвергнуть ее», но при условии возврата ей приданного. Детей, рожденных от рабынь, он мог узаконить.

Если муж, отправившийся в военный поход, попадал в плен, жена могла выйти замуж вторично, когда у нее не оставалось иных средств к существованию, причем в случае возвращения мужа из плена жена должна была вернуться к нему.

Судебное устройство

Когда-то в горах Шумера и Аккада судили старейшины. У них не было записанных законов, и они решали все дела, сообразуясь со старыми обычаями.

Царские суды при Хаммурапи были введены во всех больших городах. Они рассматривали главным образом дела царских людей. Но царь  не выступал ни высшей, ни низшей кассационной, ни апелляционной инстанцией. Он имел право помилования в случае вынесения смертного приговора. Ему приносили жалобы на судебную волокиту, на злоупотребление судей, на отказ в правосудии. Жалобы передавались царем для решения соответствующим административным или судебным органам: общинным или царским. Царские наместники почти повсеместно могли осуществлять вызов в суд, арест и розыск преступников.

Возбуждение дела осуществлялось, как правило, частным лицом. Однако при покушениях на дворцовую или храмовую собственность инициатива в возбуждении дела могла проистекать от государственного органа. Явку обвиняемого (ответчика) суд обеспечивал сам потерпевший (истец). Розыск и арест особо опасных преступников осуществлялись местной администрацией. Обвинение в суде поддерживало частное лицо. Общественного обвинения или чего-либо аналогичного прокуратуре не существовало.

Стороны сами собирали доказательства и предъявляли их суду.

Доказательствами являлись письменные документы ордалии и свидетельские показания. Секретарь суда записывал весь ход судебного разбирательства. Если дело было очень сложным, и судья не мог вынести решения, преступника под конвоем отправляли в столицу, где его судили в главном суде. Недовольные решением суда могли обжаловать его перед царем. Но в действительности решения суда всегда выносились в пользу богатых людей. Законы защищали жизнь и собственность богатых и знатных граждан. Раб и бедняк не находили в законах зашиты, и «сильный» по-прежнему продолжал притеснять «слабого».

Суровое наказание полагалось виновным, нарушившим закон. Смерть за кражу собственности, смерть за неповиновение царю, смерть за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость или выбил зуб, или повредил глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость или выбьют зуб. Иногда судьи не могли вынести решения из-за недостаточности улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Приговоры о смертной казни или членовредительстве приводились в исполнение немедленно и публично. Для укрепления силы судебного решения стороны обязывались не возбуждать вторично того же дела; обязательство оформлялось письменно.

Виновный в нарушении этого обязательства выплачивал штраф, размер которого был определен заранее, либо подвергался бесчестию (сбриванию части волос на голове).

В Вавилоне судебные решения в сознании людей издавна связывались с представлениями о справедливости. Богиня справедливости Китту считалась дочерью всемогущего бога Солнца Шамаша, ей посвящались специальные храмы. Однако вавилонские судьи нередко злоупотребляли своим положением. Об этом свидетельствует, в частности ст.5 законов Хаммурапи предусматривающая наказание для судьи, изменившего свое решение после того как оно было записано в специальном документе на глиняной табличке с печатью. Такой провинившийся судья выплачивал штраф, равный 12-кратной  стоимости иска, свергался с судейского кресла и навсегда терял право осуществлять правосудие.

Наследственное право

Наследование по закону:

Сыновья, независимо от возраста делили наследство в равных долях. Долю умершего сына получали его дети – внуки наследователя, которые также делили ее поровну.  Усыновленные дети участвовали в разделе только движимого имущества и не могли претендовать на имущество. Первоначально дочери призывались к наследованию лишь при отсутствии сыновей. Впоследствии они были уравнены в наследственных правах со своими братьями. При отсутствии нисходящих наследников имущество переходило к братьям умершего, а если нет и их – к братьям отца умершего. Пережившая жена получала приданное и предбрачный подарок мужа и продолжала жить в доме умершего мужа. Это имущество она не имела право продать, поскольку оно было после ее смерти предназначено в раздел детям. Если жена умирала раньше мужа, последний имел право распоряжаться ее приданым как своей собственностью, - это приданое также шло в раздел детям умершей, а при их отсутствии – возвращалось в дом отца умершей.

 

Наследование по завещанию:

Отец мог с согласия суда лишить какого-либо сына наследства за неоднократную тяжкую обиду . он мог также за счет дарения, сделанного еще при жизни, увеличить наследственную долю одного из сыновей за счет ущемления интересов других сыновей . муж мог подарить часть земельного имущества жене в обход прямых наследников – сыновей. Учитывая все эти факты, можно сделать вывод, что господство по закону переходило к завещательной свободе, отражающей достаточно высокий уровень развития института частной собственности.

 

Право собственности

Собственникам земли в Вавилоне могли выступать царь, храмы, общины и частные лица. Царская и храмовая земельная собственность могла передаваться во владение или в аренду различным категориям свободного и зависимого населения; из этого же фонда шли пожалования за государственную службу.

Достаточно подробно обрисованы в Законнике поземельные отношения внутри общины. Она сохраняла контроль над угодьями и над оросительной системой. Приусадебные участки, сады, пахотная земля находились во владении отдельных семей. Крестьянин обладал правом достаточно свободного распоряжения своим земельным участком - он мог его продавать, менять, закладывать, сдавать в аренду, передавать по наследству - для этого не требовалось согласия общины. Необходимо было лишь соблюдать два условия: 1) все эти сделки мог совершать только полноправный член общины, и уход из общины приводил к потере всех прав на земельный участок; 2) все эти сделки совершались лишь в пределах общины: отчуждение земли за эти пределы было невозможно. Таким образом, об окончательном превращении земли в товар во времена Хаммурапи говорить еще преждевременно, поскольку свободное отчуждение земли еще стало повседневной практикой, - оно являлось скорее исключением, чем правилом. К тому же утрата земельного участка, обычно связанная с какими-то экстраординарными обстоятельствами, резко ограничивала права прежнего владельца, низводила его социально-правовой статус на гораздо более низкий уровень. С другой стороны, приобретение чужой земли рассматривалось как несправедливость, которой тоже не следовало злоупотреблять.

В целом, владельческие права общинников имели достаточно прочную правовую защиту.

Уголовное право

Основную группу уголовно-правовых норм составляли преступления против личности. к ним относились : нанесение телесных повреждений, оскорбление словом и действием, дача ложных обвинений, злостная клевета.

Ко второй группе относились преступления против собственности: кража и грабеж, мошенничество, повреждение или уничтожение чужого имущества.

Третья группа – преступления против семьи и нравственности: супружеская неверность, кровосмешение, кража ребенка, изнасилование.

К четвертой группе можно отнести воинские преступления: мародерство. а также к этой группе можно отнести и должностные преступления: взяточничество судьи.

В системе наказаний преобладала смертная казнь. Смерть за неповиновение царю, за кражу собственности, за убийство, даже если оно было совершено случайно. А если кто-нибудь сломал другому человеку кость, повредит глаз, то у виновного тоже выбьют глаз или сломают кость. Иногда судьи не могли вынести решения, так как не было достаточных улик; тогда подсудимого подвергали испытанию водой: его бросали в воду, и если он выплывал, его оправдывали.

Выбор меры наказаний с собой наглядностью отразился классовый характер уголовного права: выбор мены наказания, степень его суровости ставились в прямую зависимость от социального положения как преступника, так и потерпевшего.

Армия

Особенно важно было для Хаммурапи иметь сильное войско на юге, в Шумере, который только при нем был присоединен к Вавилону. Чтобы укрепить там свою власть, Хаммурапи расселил там своих воинов. Для них отводились большие участки земли, где были поле, дом и сад. «Реду» - были тяжело вооруженные воины, у них было длинное копье, щит и шлем. Они получали не только землю с угодьями, но и скот: волов и овец. А «Баиру» - легко вооруженные стрелки – пользовались только домом и угодьями.

Воинские земельные участки полностью исключались из гражданского оборота, так что всякие сделки с ними являлись незаконными. Даже попав в плен, воин сохранял право на земельный надел, на часть участка сохранялась право его малолетнего сына (ст.27-29). Если ради избавления от службы воин бросал надел, он не терял права на него в течении года при условии возвращения к своим обязанностям.  Когда воин по возрасту или болезни уже не мог продолжать службу; но в его семье подрастал сын, способный продолжить службу вместо отца, - земельный участок мог быть закреплен за данной и во втором поколении. Если же сын был малолетним и не мог продолжить службу отца, его матери выделялась одна треть из имущества «илку», чтобы она могла воспитывать сына до его совершеннолетия. Однако верховная собственность на эти земли неизменно оставалась за царем: он мог в любое время изъять земельный участок из рук военнослужащего.

Когда воин попадал в плен, за него платили выкуп из царской казны.

Войско было опорой царской власти, и Хаммурапи прекрасно понимал, что если у него не будет сильных и дисциплинированных воинов, его могуществу скоро придет конец. Поэтому он охранял своих воинов от произвола начальников, давал им землю и богатые подарки. Но за это воины должны были верой и правдой служить своему царю и беспрекословно выступать в поход по первому требованию. Горе было тому воину, который осмеливался ослушаться царского приказа и нанимал вместо себя какого-нибудь бедного человек. Такого воина предавали смерти, а его дом, поле и сад отдавали тому, кто шел вместо него на войну. Вот эта 26-я статья Судебника : если реду или баиру, получив приказ выступить в поход, не пойдет, или наняв наемника выставит его своим заместителем, то этого реду или баиру должны предать смерти, а его заместитель получает его дом». 

В целях укрепления боеспособности, дисциплины в армии Законы Хаммурапи предписывали жестоко наказывать воинов, нарушивших военный приказ о выступлении в поход, а также воинских начальников – декуми лубуттум, использовавших в своих целях имущество солдата или отдавших его внаем. Служба воина считалась «вечной».

 

 

 

Заключение

Рассматривая жизнь в Вавилоне после появления Кодекса  Хаммурапи, понимаешь, какую важную роль он сыграл в развитии и становлении города. Законник «заставил» людей отвечать за совершенные ими преступления и научил их жить по законам. Большое внимание Хаммурапи уделял армии. Он понимал, что чем лучше условия для жизни солдат, тем сильнее и сплоченнее будет его войско. За годы своего правления Хаммурапи превратил скудный, незаметный Вавилон в богатый и могущественный город.    

После смерти Хаммурапи вавилонские цари правили еще полтораста лет. Около 1600 г. до н. э. царь хеттов Мурсиль напал в Вавилон. Он ворвался в столицу, разгромил ее, захватил несметные сокровища и увел множество пленных. Так пала могущественная держава царя Хаммурапи, который много лет держал в страхе соседние страны.

Законы Хаммурапи - сборник моральных установлений или отчет царя перед богами с описанием тех судебных дел, которые разбирал Хаммурапи - так до сих пор думают многие историки, не придя к единому мнению. Законы эти дают историкам широкую картину жизни Древнего Вавилона. В целом же, Законы Хаммурапи были направлены на поддержание существующей жизни и, по мнению ряда историков, препятствовали изменениям в обществе.

«Законы» принадлежат к важнейшим источникам по древневавилонскому и вообще древневосточному праву, на долгое время послужили основой вавилонского права и тем самым дают возможность восстанавливать многие стороны социально-экономического строя Месопотамии II тыс. до н.э.

Следует учесть, что Хаммурапи, существенно усилив роль государства в общественной и хозяйственной жизни страны (впоследствии частично утраченную), не изменил основ этой жизни, как они сложились в начале тысячелетия и сохранялись вплоть до его конца, а частично и позже.

 

Список используемой литературы.

    1. Артемов В. В. Всемирная история: вопросы и ответы. 1996.
    2. Владимиров Б. Н. Всеобщая история государства и права. 1996.
    3. Кучма В.В. Государство и право древнего мира и средних веков. 2001.
    4. Черниловский З. М. Хрестоматия по всеобщей истории. 1993.

 


Информация о работе Источники права Древней Месопотамии